4 мая в России состоялась премьера картины «Три дня до весны» Александра Касаткина – военного детектива про блокадный Ленинград, сценарий которого частично основан на «Блокадной книге» советского писателя Даниила Гранина. Елена Лотова, исполнительница главной женской роли, рассказала нам, насколько сложно было вживаться в роль блокадницы, почему «Три дня до весны» - необычный фильм про войну и в каком городе, по ее мнению, самые чуткие зрители.
Что вас зацепило в образе главной героини?
Моя героиня – по-хорошему неугомонная девушка с обостренным чувством справедливости, с желанием помочь, даже когда не просят. Я считаю, что желание помочь людям, даже если они этого напрямую не просят, не самая плохая черта. Это скорее даже необходимое качество в наше суетливое время. Вот и Ольга Марицкая готова отдать свою продовольственную карточку или просто улыбнуться, посоветовать что-то нужное, даже подержать за руку, что немаловажно в тяжелое блокадное время.
Какими образами вы вдохновлялись на роль?
Меня потрясла биография Ольги Берггольц (прим. - известная поэтесса из блокадного Ленинграда). У нее очень трагичная судьба. И, несмотря на это, она писала прекраснейшие стихи и была очень отзывчивым и порядочным человеком. В ее «Запретном дневнике» нет ни строчки про еду, ни строчки про хлеб – все только про семью, друзей и про любовь. Биография Берггольц помогла мне в создании образа Ольги Марицкой. И, конечно же, сценарий. Там все изначально было прекрасно написано и о том, кто моя героиня, и откуда она и ее родители.
Насколько было сложно вживаться в роль блокадницы?
Вжиться в роль помогли некоторые вещи. Во-первых, сам город. Он сохранился с тех пор, в глобальном смысле в нем практически ничего не изменилось. Для съемок нужно было только что-то подкрасить, спрятать какие-то объявления. В кадре у нас здания той эпохи, которые, правда, постепенно ветшают. Во-вторых, нам очень помогала работа художников, детальная и скрупулезная во всем. И когда заходишь в это пространство, волей-неволей принимаешь эпоху на себя, нет никакой мысли, что ты что-то играешь, все происходит максимально естественно.
Насколько опыт работы над картиной отличался от других фильмов?
Для меня это первый военный фильм. Были проекты, где действие происходит на фоне войны, но такое – впервые. Поэтому от меня потребовались новые актерские решения, чтобы достоверно передать историю зрителю. Было действительно интересно.
Были ли отличия между тем, что вкладывали в героиню вы и режиссер? Были ли моменты, где вы расходились?
Мы абсолютно не расходились в плане понимания героини и ее поступков. Вообще, опыт работы с режиссером Александром Касаткиным был для меня бесценен. С одной стороны, он человек отзывчивый и мягкий, и все предложения, которые ему приходили от актеров, он рассматривал, и совсем не «для галочки», как делают некоторые. Тем не менее, у него изначально было четкое видение картины. И если что-то или кто-то отклонялся от этого курса, он тут же брал ситуацию в свои руки. Собственно, в этом и есть задача режиссера – вести свою группу и организовывать правильный рабочий процесс и нужную атмосферу.
Кажется ли вам, что фильм актуален в наше время?
Такие картины обязательно должны быть. Причем, конечно, хотелось бы, чтобы они были исторически достоверны (как достоверны «Три дня до весны»). Сейчас история переписывается и интерпретируется всеми, кем только можно, и подрастающее поколение даже не в курсе некоторых событий. Хочется, чтобы хотя бы посредством кино молодежь поняла, чего стоит мирное небо над головой, благодаря чему мы все вообще живем на свете.
Очень понравилась детективная линия в фильме, когда следователь разбирается, кому могло быть выгодно заразить миллионный город чумой. Кино смотрится необычно, свежо. Может быть, посредством вашего кино, зрители увидят войну с другой стороны?
Да, «Три дня до весны» - нетипичный фильм про войну. Типичный герой отечественного военного фильма или сериала – это ура-патриот, который «за Родину, за Сталина», «шаг влево, шаг вправо – расстрел», и он никогда не сомневается в советской власти, в своем начальстве, в целях. В картине «Три дня до весны» главный герой «очеловечен», у него есть сомнения, он живой. Ведь не бывает людей, которые бы не сомневались в себе, в людях, во власти в конце концов. Именно поэтому, может быть, наш фильм будет ближе зрителю и покажется ему свежее. И речь идет не только о ветеранах, а о молодом поколении тоже – хочется, чтобы они вынесли из картины что-то новое для себя.
Насколько реакция зрителей на фильм в Москве отличается от увиденного в других городах?
В Москве я не успела встретиться с ветеранами на премьере. В Петербурге, после показа фильма, мне прислали благодарственное письмо от ветеранов, и я поняла, что им кино очень понравилось. В Вологде, куда во время блокады эвакуировались детские дома, госпитали и тысячи ленинградцев, мы тоже показали фильм. На показ пришли ветераны, которые до сих пор там живут. После премьеры они подходили к нам и отдавали обратно гвоздички, которые им только что подарили, говорили: «А все так и было!». И это дорогого стоит. В Москве, к сожалению, мы не встречались с ветеранами. Зато мне показалось, что в Москве попался более чуткий зритель – первые всхлипы были именно на московской премьере. Было ощущение эмпатии, единения, что очень важно для таких картин.