Казалось бы, хэви-метал во всём его многообразии был всегда популярен в России – но что знает об отечественной нелёгкой сцене рядовой или приближенный к таковому слушатель? Безусловно, он знаком с группами «Ария» и «Кипелов» и, возможно, что-то слышал о «Мастере», «Эпидемии» и Catharsis. И всё? А ведь подобную музыку играют сотни составов от Москвы до самых до окраин, причем у массы групп имеется не один и не два физических релиза. Сегодня мы приоткрываем завесу дурной и непонятной секретности над современной российской хэви-сценой. Десять имён, о которых пойдет речь – это те группы, которыми Россия может определённо гордиться. Мы разместили эти коллективы в алфавитном порядке, а критерии отбора были просты: существование группы в настоящее время, не менее двух полных физических альбомов помимо «малой формы» (CD-синглов и миньонов) в дискографии и более-менее активная концертная деятельность. Готовьтесь узнать о незаслуженно неведомом…
Archontes
Город: Москва
Год основания: 1993
Рекомендуемый альбом: "Saga Of Eternity" (1998, MetalAgen / Союз; переиздание 2004, Valiant Music)
В это трудно сейчас поверить, но Archontes стали всего-то второй группой в России (после Adolf Castle), исполнявшей ту музыку, что сейчас называют пауэр-металом. Правда, в первой половине 90-х она обозначалась как «мелодический спид-метал», и в рамках этой стилистики Archontes заслужил лестные сравнения с Helloween, Gamma Ray и Scanner – но и одновременно, не удивляйтесь, с Queen. К моменту издания дебютного CD "Saga Of Eternity" группа обрела уже подлинную культовую популярность не в последнюю очередь благодаря мини-демо "Concerto For Little Darkness And Orchestra" (1994) – уже на ней было видно исключительное своеобразие лидера Archontes, вокалиста и клавишника Андрея «Архонта» Федоренко как композитора и исполнителя. Не будет преувеличением сказать, что "Saga Of Eternity" и последовавший за ним CD "The World Where Shadows Come To Life" (1999) стали заметными релизами для национального рок-рынка и достойным образцом для подражания. А концептуальный и не без уклона в прогрессив-метал альбом "Book One: The Child Of Two Worlds" был признан одним из лучших отечественных рок-работ 2004 года в некогда влиятельном журнале "PLAY". Сейчас Archontes замыкает круг и возвращается к той музыке, с которой группа начинала — к сверхмелодичному спид-металу, который в мировом масштабе ныне является музыкой крайне востребованной.
Arida Vortex
Город: Москва
Год основания: 1998 (под названием Vortex)
Рекомендуемый альбом: “Wild Beast Show” (2016, SoundAge Productions)
Покуда почти все отечественные группы, исполнявшие пауэр-метал (или то, что они понимали под ним) брали за образец всем известные немецкие и финские составы, лидер Arida Vortex, гитарист Роман Гурьев смотрел на стиль шире. Первый же CD квинтета "Evil Sorcery" (2003) вызвал понятные ассоциации с работами одних из изобретателей пауэр-метала, калифорнийцев 80-х Vicious Rumours. С каждой последующей работой рос и уровень музыкантов: пять из семи (!) альбомов Arida Vortex, начиная с «Invisible Tension» (2011) – работы настоящего мирового уровня безо всяких скидок на место их написания и записи. Музыканты группы оказались активны и на иных поприщах – гитара Романа украшала альбомы составов Archontes и GreenWitch, а вокалист Андрей Лобашёв крайне удачно поработал с русскоязычной группой «Ольви» и принял участие в записи и постановках трёх частей хэви-оперы «Эльфийская рукопись» группы «Эпидемия». Сами музыканты считают лучшей своей работой чуть-чуть стоящий в стороне от магистральной линии развития группы концептуальный альбом "The Illustrated Man" (2015) по одноименной повести Рэя Брэдбери – но в реальности такой выбор сделать сложно. Остается надеяться, что недавний уход из состава Андрея Лобашёва не скажется на движении коллектива вперёд.
Distant Sun
Город: Москва
Год основания: 2010
Рекомендуемый альбом: “Into The Nebula” (2016, Metalism Records)
Певец и мультиинструменталист Алексей Марков обрел известность как фронтмен группы Shadow Host, однако начало его работы с этим коллективом фактически совпало с самостоятельным интернет-релизом дебютного EP Distant Sun "Sunless Citadel" (2010, переиздан на CD в 2012). Примечательным в этом релизе оказалось не только высочайшее качество исполнения и продюсирования материала и дизайна обложки, но и не самое очевидное для нашей хэви-сцены одновременное следование постулатам немецких составов Rage и Blind Guradian и канадских техно-трэшеров Annihilator. Подобному синтезу прекрасно соответствовал и вокал Алексея, умело комбинирующий лирику и агрессию. Полноразмерные альбомы "Dark Matter" / "Darkest Matter" (2015) и "Into The Nebula" добавили к вышеописанной комбинации ничтожную толику прогрессив-метала, унаследованного лидером от замечательного проекта Starsoup, а уровень их продюсирования оказался приведен к мировым стандартам. В результате эти работы неоднократно упоминались как «альбомы года» на профильных интернет-сайтах и собрали приличный урожай положительных рецензий в зарубежных СМИ – никак не менее полусотни. И если сравнивать оба альбома Distant Sun с современным творчеством тех же Annihilator, то еще неизвестно, кто окажется в выигрыше.
Manic Depression
Город: Москва
Год основания: 2000
Рекомендуемый альбом: “Impending Collapse” (2010, Mazzar)
В России любят и умеют играть трэш-метал старой школы – и в XXI веке не сыскать лучшего доказательства этого постулата, нежели все четыре альбома и два EP группы Manic Depression. Демо-запись квартета "Who Deals The Pain" (2001) вызвало понятную сенсацию в столице – казалось, что отечественные коллективы подобной стилистики канули в Лету. Последовавшие карьерные перипетии группы были в тренде начала 2000-х, когда триумф отечественного хэви-метала опять обрел надежды на реализацию: попадание в CD «Русская сборка» журнала "PLAY", скорый контракт с фирмой MetalAgen / "Союз" и не заставивший себя ждать выход одноимённого с демо дебютного альбома (2003). Невзирая на все трагические и обыденные перемены в составе вокруг ритм-гитариста и «немного вокалиста» Виталия Новожилова стиль группы не изменился ни на йоту: дистиллированная ураганная смесь из американского и немецкого классического трэш-метала в пропорции примерно 70/30, к тому же динамично и ясно спродюсированая. Эта музыкально-идеологическая упёртость тем более приятна, что сейчас Manic Depression работает над альбомом перезаписанных лучших треков за всю свою карьеру, притом перезаписанных на русском языке.
Mental Home
Город: Москва
Год основания: 1993
Рекомендуемый альбом: “Угра” (2012, Mental Home; переиздание 2016, More Hate Productions)
Тот крайне редкий случай, когда к названию отечественной хэви-группы может быть совершенно справедливо приписано определение «легендарная». Mental Home – группа из тех времен, когда само понятие «экстремальная музыка» было новым и оригинальным, и она всегда стояла особняком на отечественной хэви-сцене благодаря постоянной борьбе за качество материала даже в условиях крайне стеснённых бюджетов на запись. Результат – вполне приличные тиражи ранних кассетных релизов, лестные сравнения со шведами Tiamat и законный интерес к группе со стороны зарубежных лейблов. Немногим известно, что известная ныне американская фирма грамзаписи The End Records начала свою деятельность именно с переиздания на CD альбомов Mental Home "Vale" (1996) и "Black Art" (1997), а альбом "Upon The Shores Of Inner Seas" (2000) стал единственным релизом российских артистов на фирме Century Media. После этого группа берет творческий отпуск аж на 12 лет и возвращается с героическим и монументальным по звучанию русскоязычным альбомом «Угра», концептуально посвящённым тематике противостояний русского воинства иноземным врагам на реке Угре. Лестные сравнения с Lake Of Tears и опять же с Tiamat не заставили себя ждать, однако же обильное использование трэшевых риффов в дум-металлической стилистике в очередной раз доказывает, что Mental Home не относятся к группам, останавливающимся в развитии.
Seducer’s Embrace
Город: Москва
Год основания: 1998
Рекомендуемый альбом: “Self-Mythology” (2010, Mazzar)
«Шведский мелодичный дес-метал может быть и русским». Так некогда начиналась рецензия на дебютный альбом Seducer’s Embrace "Sinnocence" (2002) в почившем в бозе журнале «PLAY». Прошло полтора десятка лет – и ситуация не изменилась: московский квинтет так и остался бдительным хранителем традиций той музыки, что пришла к нам с ранними творениями In Flames, Dark Tranquility и Ebony Tears. При этом гитарист Алексей Дохов и его коллеги не замыкаются в рамках «шведскости» – на втором альбоме "Self-Mythology" можно обнаружить массу отсылов к современным Megadeth и Annihilator, причём качество материала таково, что впору придумывать новый термин – «дес-метал для взрослого слушателя». Масса безупречных выступлений в поддержку гастролирующих в России звёзд экстремальных субстилей и прошлогоднее ремастированное переиздание "Sinnocence", дополненное EP "Sea Of Trees" по-прежнему доказывают, что в области мелодичного дес-метала у Seducer’s Embrace в России нет конкурентов. С нетерпением ждём третьего альбома группы, намеченного к изданию на этот год.
Shadow Host
Город: Москва
Год основания: 1993
Рекомендуемый альбом: “Apocalyptic Symphony” (2013, Metalism Records)
Внимая ураганным звукам пауэр-трэша двух последних полноразмерных работ и двух EP этой группы, трудно поверить в то, что после выхода на CD миньона "Downfall" (1999) и массы выступлений в его поддержку к Shadow Host накрепко прилип ярлык "московских Blind Guardian". Впрочем, эдакий крен в творчестве группы – целиком заслуга поющего бас-гитариста Сергея Каюмова (впоследствии – «Арда»). После расставания с Сергеем лидер группы, гитарист Алексей Арзамасов всё больше и больше начал склоняться в сторону пауэр-трэша американской модели, к которому он тяготел ещё во времена записи первого демо "Nothing Left Behind" (1994). Финальная трансформация стилистики группы произошла на альбоме "Curse Of The Angeleye" (2005) – эпичность и агрессия окончательно уравновесили друг друга. Музыкально-аранжировочная составляющая оказалась подкреплена наличием в составе профессиональнейших инструменталистов – неудивительно, что проект Distant Sun (см. выше) уже бывшего фронтмена группы Алексея Маркова в последние годы пересекался с Shadow Host парой музыкантов. Сейчас участники вернувшегося к формату квартета Shadow Host записывают очередной студийный альбом и вынашивают планы по переизданию на CD своего первого кассетного релиза "Twilight Legend" (1997).
Stalwart
Город: Санкт-Петербург
Год основания: 1999
Рекомендуемый альбом: “Dive Into Nowhere” (2003, MetalAgen / Союз)
Северная столица редко выходит на рынок с нелегкими составами отменного качества, но уж если выходит… Фактически уже в момент своего создания Stalwart был супергруппой – вместе собрались музыканты из не самых последних экстремальных составов Петербурга Vengeance (бессменный лидер группы, гитарист и клавишник Леонид Верман), Clangor и Bestial Deform (бас-гитарист Дмитрий Иванов). И, хотя дебютный альбом "Jerk" был издан в начале 2001 года исключительно на кассете (переиздан на CD летом 2004), географическая близость к Финляндии позволила качественно записать барабаны для следующей работы в студии Astia под руководством самого Ансси Киппо (Anssi Kippo). Закономерно, что именно альбом «Dive Into Nowhere» оказался верстовым столбом не то что для Stalwart, но и для всей экстремальной сцены России в целом. Если вы не страдаете стилевым снобизмом и просто хотите узнать, как должна быть написана, исполнена и записана умная брутальная музыка на стыке дес-, трэш- и прогрессив-метала не без вокальных элементов современного блэк-метала – то без этого альбома ваша CD-коллекция никогда не будет полной. На последующих альбомах музыканты Stalwart несколько спрямили стилистику, однако их музыка по-прежнему предельно технократична и нескучна для слушателя, особенно наслушавшегося о том, что все экстремальные субстили – это просто тупая долбёжка. Последняя работа Stalwart, CD "Tectonic" (2016) показала умелое и умеренное следование музыкантов тренду современного металкора – однако материал от этого хуже не стал.
Stonehand
Город: Воронеж
Год основания: 2006
Рекомендуемый альбом: “Без права на ошибку” (2016, CD-Maximum)
Детище гитариста, композитора, а с недавних пор и вокалиста Александра Горбунова внезапно для многих оказалось едва ли не самой фирменной по музыкальному подходу и звучанию хард-н-хэви группой в той стилистике, что сейчас принято назвать «классическим роком». Быстро проведя работу над всеми ошибками, допущенными на дебютном CD "New World Order" (2010), музыканты Stonehand ошарашили слушающую публику ретрометаллическим альбомом "Black Babylon" (2011), ставшим одним из лучших, причем в мировом масштабе, приближений к стилистике Black Sabbath тех эпох, когда у микрофона стоял Ронни Джеймс Дио (Ronnie James Dio). А эпическая пьеса "Rock’n’Roll", исполненная знатным гостем Артуром Беркутом («Автограф») вполне тянет на наш национальный рок-гимн. В таком же духе оказался выдержан и альбом "Evil Machine" (2013) – и тем сногсшибательнее стала перемена стилистики, заявленная на последней работе группы «Без права на ошибку». К микрофону вышел сам Александр, музыка эволюционировала в сторону кондового южного рока – при том, что реверансы в сторону Deep Purple и Black Sabbath никуда не делись, а тексты стали русскоязычными. Сумма оказалась больше составляющих – при прослушивании альбома создается впечатление, что русский язык для рок-музыки вообще родной. Естественность исполнения и хитовость материала – вот залог того, что готовящийся новый альбом Stonehand и перспективный сольник Александра стоит ожидать с нетерпением.
Trust X
Город: Ставрополь
Год основания: 2004 (под названием Trust)
Рекомендуемый альбом: “На краю вечности” (2011, Metalism Records)
Вполне вероятно, что вышеназванный альбом Trust X (объединенный в CD-издании с предварявшим его в Интернете макси-синглом «Погасшее Солнце») – лучший физический дебют в отечественном хэви-метале как минимум последнего десятилетия. Могучий и привольный, изобретательно аранжированный симфонический пауэр-метал в исполнении группы гитариста Антона Мишукова возрождает красивой и сверхкачественно записанной музыкой те ценности, что были свойственны русскоязычному (именно русскоязычному, а не «русскому»!) року начала 80-х. Музыкальная доходчивость, национальная мелодика, запоминающиеся хуки в припевах и даже вне их, а также должный текстовый и исполнительский пафос в хорошем смысле слова – здесь есть всё. Плюс своеобразный вокальный образ Дмитрия «фон Юнтца» Ломовцева – молодой человек в большом мире, что возвращает нас к образу Артура Беркута в «Автографе» 1982–1985 годов. Последовавшая смена вокалиста (Макс Ла'Флёр) привела к современному ужесточению звучания, но мелодика из песен никуда не ушла – к тому же альбом «Парадокс» (2015) продемонстрировал умение группы, по её собственному выражению, «связывать прошлое и настоящее»: среди гостей здесь – не только бывшие музыканты группы, но и фронтмен итальянцев Labyrinth Роберто Тиранти (Roberto Tiranti), перепевший четыре пьесы с «На краю вечности». Новейший мини-альбом «Перевёрнутые сны» выходит 27 мая вновь на фирме Metalism Records и, судя по уже размещенным в сети трекам, без доли музыкальных сюрпризов опять не обойдётся.