​10 любимых фильмов из 80-х, которые нужно показать детям

Сказки и фантастические ленты, с которыми росли мы сами.

«Инопланетянин» (1982)

Кадр из фильма «Инопланетянин» (1982)

Сам Стивен Спилберг считал, что концовка у этого фильма должна быть драматичной: дети не смогли бы подружиться со случайно оказавшимся на нашей планете E.T., его бы захватили военные, и инопланетянин погиб бы из-за той безграничной жестокости, царящей на Земле. Однако студии Universal удалось убедить режиссера, что надо идти другим путем. В итоге добрая и жизнеутверждающая лента «Инопланетянин» - одно из самых ярких «зарубежных» киновоспоминаний детства; фильм, который не только пробуждает интерес ко всему инородному, но и убеждает, что относиться к «другим» нужно без предубеждений и стереотипов.

«Бесконечная история» (1984)

Кадр из фильма «Бесконечная история» (1984)

Один из любимых фильмов Стивена Спилберга, эталон фэнтези, одна из самых дорогих европейских лент 80-х – наконец, та самая сказочная картина, которая способна погрузить любого в детство, чтобы вспомнить свои сны, в которых можно было показаться на драконе удачи Фалькоре и вместе с Атрейю спасти гибнущую от Ничто страну Фантазию. Несмотря на то, что «Бесконечная история» Вольфганга Петерсена не понравилась автору оригинального романа Михаэлю Энде и провалилась в прокате, только спустя время она заняла достойное место среди других киносказок. Любопытно сравнить впечатления, полученные от просмотра «Бесконечной истории» в детском возрасте и во взрослом: разочарования не будет, это будет то же захватывающее приключение, но в нем новыми красками заиграют те или иные нюансы, раньше не воспринимавшиеся сознанием.

И да, песню «Neverending Story» из фильма, особенно в исполнении актеров в 3 сезоне сериала «Очень странные дела», нельзя просто так взять и выкинуть из головы. :)

«Полет навигатора» (1986)

Кадр из фильма «Полет навигатора» (1986)

Фильм «Полет навигатора» вышел в США в разгар «НЛО-мании», за счет чего ему удалось захватить умы и сердца юных зрителей Америки возможностью совершить почти настоящий полет на «летающей тарелке». Однако не в этом секрет его очарования. В СССР (тогда еще) фильм пришел с небольшим опозданием, но и здесь у него тоже появилась целая армия поклонников, бегавших в кинотеатры почти на каждый сеанс, чтобы еще раз увидеть «Полет навигатора». Вероятно, главное в «Полете навигатора», наряду с захватывающим сюжетом, - его неземная доброта, вера в удивительную дружбу между человеком и роботом, остроумный юмор. К настоящему моменту, может быть, спецэффекты уже могут показаться слабыми, а саундтрек в стиле техно-поп – «немножко ретро», однако во время просмотра это не режет ни глаз, ни слух – история захватывает и оставляет после себя приятные впечатления.

«Лабиринт» (1986)

Кадр из фильма «Лабиринт» (1986)

Эта картина Джима Хенсона (кстати, провалившаяся в прокате и названная критиками «сомнительным достижением» режиссера) подарила нам не только великолепную сказку «с намеком», но и прекрасную музыку в исполнении Дэвида Боуи. Рассматривать сюжет этой ленты можно с двух сторон. Конечно, дети видят здесь сказочное путешествие юной девушки Сары, грезящей о принцах, в Лабиринт, где есть гоблины, загадочный Король Джарет, похитивший ее брата, и совершенно невероятные чудовища (и даже в век CGI хочется сказать, что куклы Джима Хенсона великолепны). Но с другой стороны – разве Король гоблинов, блистательно сыгранный самим Боуи, страшный или злой? Нет. Это уставший от невыносимой легкости бытия романтик, который похитил брата Сары только для того, чтобы она попала в его королевство. Он готов дать ей все, о чем она мечтает – платья, балы, приключения, он даже готов быть злодеем, чтобы она выпалила заученную речь и сама себе показалась достойной героиней. Джарет устами Боуи поет: «Люби меня, бойся меня, слушайся меня – и я буду твоим рабом». Однако Сара отвергает его щедрые дары. Кто же из них запутался в Лабиринте?

Еще одна замечательная лента Хенсона, остающаяся, однако, в тени «Лабиринта» и тоже в свое время униженная критиками – «Темный кристалл» (1982). Сервис Netflix выпустил такой же кукольный сериал-приквел «Темный кристалл: Эпоха сопротивления» в начале 2019 года: мы рассказывали о нем.

«Чародеи» (1982)

Кадр из фильма «Чародеи» (1982)

Сценарий «Чародеев» братья Стругацкие написали, позаимствовав известный всем институт НИИЧАВО из повести «Понедельник начинается в субботу», отдали текст режиссеру Константину Бромбергу, а тот взял и поставил отличный фильм, снабдив его, по моде тех времен, множеством лирических (и не очень) музыкальных отступлений. В итоге перед нами получился прекрасный фантастическо-комедийный мюзикл с остроумными диалогами, которые разыграли великолепные актеры, в том числе Александр Абдулов, Екатерина Васильева, Валентин Гафт, Эммануил Виторган, Михаил Светин, Семен Фарада, Валерий Золотухин и другие. И спустя годы (а фильму в этом году исполняется 35 лет) «Чародеи» смотрятся свежо – даже устаревшие по современным меркам спецэффекты придают ему какой-то неповторимый шарм, они являются частью «чародейской» магии, которой пропитана эта картина.

«Сказка странствий» (1982)

Кадр из фильма «Сказка странствий» (1982)

Один из тех незаслуженно забытых фильмов режиссера Александра Митты, с которого стоило бы стряхнуть пыль. Строго говоря, это не совсем сказка для детей – сюжет этой философской притчи, раскрывающей понятия добра, зла и их «полутонов», будет понятен главным образом детям среднего и старшего школьного возраста. На первый взгляд, «Сказка странствий» может удивить своей простотой: аллегории Митты с неожиданной прозрачностью раскрывают мотивы людей и человеческую натуру, как ее светлые стороны (способность мечтать, хранить верность мечте, желание помогать ближнему, хранить семейные ценности и т.д.), так и темные (алчность, склонность к предательству и т.д.). Однако, прислушавшись к мудрым цитатам, например, лекаря Орландо (Андрей Миронов), и связывая их с происходящим уже в нашей действительности, открываешь для себя «подводные течения» в картине, ранее скрытые от детского взгляда, но к которым необходимо прикасаться каждому человеку, чтобы обрести (и укрепить) веру в мечту. Дополняет картину пронзительный и чувственный саундтрек Альфреда Шнитке, который, кажется, способен растопить самое холодное и черствое сердце.

«Мио, мой Мио» (1987)

Кадр из фильма «Мио, мой Мио» (1987)

Астрид Линдгрен посвятила сказку «Мио, мой Мио» всем одиноким и брошенным детям, отмечая, что хотела вселить в их сердца веру, что на свете есть те, кто их любит и ждет, или же они сами могут в будущем найти в себе силы стать теми, кто подарит свое тепло оставленным. (В одном из парков Стокгольма можно найти скамейку с надписью «Здесь сидел Мио» - по легенде, именно на ней сидел одинокий мальчик, вдохновивший Линдгрен на эту повесть.) Телевизионная сказка «Мио, мой Мио», снятая советским режиссером Владимиром Грамматиковым при участии Норвегии и Швеции, до сих пор смотрится детьми и взрослыми детьми на одном дыхании: тут и сказочные декорации, и захватывающий сюжет, и прекрасная музыка, и великолепные актеры – в роли Юм-Юма выступил ныне всемирно известный Кристиан Бейл, а темного рыцаря Като сыграл великолепный Кристофер Ли.

«Гостья из будущего» (1984)

Кадр из фильма «Гостья из будущего» (1984)

Тот самый фильм, в котором звучит удивительная и грустная песня «Прекрасное далеко». Для многих советских зрителей, которые росли в 80-е, «Гостья из будущего» - это и есть синоним словосочетания «фильм детства». Некоторые видят в нем исключительно захватывающую фантастическую историю о девочке Алисе, а кто-то считает этот фильм – прощанием с мечтой, которая так и осталась в недостижимой. Однако это уже дело второстепенное. Главное – что перед нами один из лучших советских фильмов, который с восторгом смотрят дети XXI века и видят в нем свое Прекрасное Далеко. Возможно, они его достигнут.

«Принцесса-невеста» (1987)

Кадр из фильма «Принцесса-невеста» (1987)

Один из тех фильмов, который покажется одинаково интересным и детям, и взрослым – с тем только отличием, что первые сразу же погрузятся в сказку, где есть прекрасные принцессы и благородные герои, а вторые вдруг заметят, что режиссер Роб Рейнер высмеивает устоявшиеся фэнтези-клише и превращает романтическое – в смешное, а сказочное делает еще более сказочным и тоже смешным. Сюжет только кажется предсказуемым – разлученные влюбленные, злой король, благородный разбойник… Но погодите! Рейнер, используя пародию, кукольных монстров и настоящие спецэффекты (никаких вам CGI), превращает избитую историю в настоящую феерию приключений и комических ситуаций. Такой «мельтешащий балаган» (в хорошем смысле), где герои произносят смешные фразы с серьезным лицом и дерутся на мечах с такой же грацией как всем известный Шурик, захватывает с первых минут, и вы переживаете с героями все приключения, волнуясь за них, восхищаясь ими и удивляясь тому, какой нетривиальной и удивительной может быть сказка о спасении принцессы.

«Мэри Поппинс, до свидания» (1983)

Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания» (1983)

Это именно наша Мэри Поппинс – и тут даже не нужны никакие сожаления о том, что «у Памелы Трэверс в книге по-другому». Подобно тому, как в фильме есть карусель, на которой можно встретиться со своим детством – так и смотря эту музыкальную сказку, глядя на блестяще сыгранную Натальей Андрейченко «няню мечты», можно на секунду вернуться к себе-ребенку и отвлечься от взрослой рутины. Очаровательная музыка, великолепно поставленные танцы, замечательные костюмы и декорации, добрый юмор… Как и сама Мэри Поппинс, этот фильм не стареет. Он будет понятен каждому человеку, у которого было детство – он наяву всколыхнет в душе те самые сокровенные детские воспоминания, которые обычно возвращаются к на только во снах.

Читайте также