С 22 по 29 июня в Москве пройдет 39-й Московский международный кинофестиваль. Обозреватель Soyuz.Ru Петр Пряников выбрал из обширной программы смотра те 10 фильмов, ретроспектив и программ, которые обязательно стоит увидеть.
«Купи меня» (2017)
Режиссер Вадим Перельман
Конкурсная программа
Снятая режиссером, подарившим нам голливудские ленты «Дом из песка и тумана», «Мгновения жизни», а также недавний успешный сериал «Измены», драма «Купи меня» - картина о стремлении к успеху. В центре сюжета – студентка из хорошей семьи Катя, которой выпадает редкий шанс получить грант на изучение парижских архивов. Однако в итоге она принимает другое решение – уехать в Арабские Эмираты, чтобы построить модельную карьеру.
Кино на тему всепоглощающей жажды самореализации, так популярной за океаном (яркой недавней звездочкой светит «Ла-Ла Ленд»), для России – нечто совсем необычное и почти неприличное. Вспомним хотя бы дилогию «Духless», или «Generation П» где, зарвавшиеся «комерсы» и «нувориши» показаны как бы живущими в другой Вселенной, далекой от народа и его «квеста по выживанию». Попытка честно поговорить об успехе как о нормальной потребности человека требует самого пристального зрительского внимания. Особенно если учитывать, что режиссер фильма – номинант на премию «Оскар», а в актерский состав попали одни из самых броских молодых актрис современного российского кино (Светлана Устинова, Анна Адамович, Юлия Хлынина). Наверняка эти козыри отчасти и обеспечили ленте попадание в главный конкурс 39-го ММКФ.
«Свобода дьявола» (2017)
Режиссер Эверадо Гонзалез
Конкурс документального кино
Документальная драма, рассказывающая о феномене насилия в Мексике. С увеличением количества картелей в стране бандиты, сцепляясь между собой и борясь за влияние, становились все более жестокими, так что насилие в каком-то смысле стало характерной, хотя и трагической особенностью жизни и сознания мексиканцев. Эверадо Гонзалез, основываясь на непосредственных свидетельствах самих злодеев и их жертв, не занимая ничью сторону, исследует проблему того, как страх и неуверенность смогли проникнуть на все уровни жизни мексиканского общества. Он пытается понять, действительно ли можно найти смысл в насилии и порождаемым им ужасом.
Тенденция исследования технологии и практики организованного запугивания и убийства в кинодокументалистике особенно ярко проявила себя в недавней ленте «Акт убийства» (2013) Джошуа Оппенхаймера, рассказывающей о событиях массового террора в Индонезии 60-х годов прошлого века. Но современные режиссеры редко отваживаются взять на вооружение похожую тему, актуальную в наши дни. В это контексте Мексика со своей развитой, практически легализованной системой картелей представляется своеобразной «белой обезьяной», которую все стараются обходить стороной. Мексиканский режиссер Эверадо Гонзалез все-таки решился завести разговор о проблемах своей страны – и ворвался со своей картиной в специальную программу «Берлинале» этого года. Теперь фильм будет показан и в Москве.
«Последний вальс» (2017)
Режиссер Юлия Бобкова
Конкурс документального кино
Искусство Петербурга славится своими эксцентричными фигурами – от Даниила Хармса до Сергея Курехина. Мало кто, впрочем, может сравниться по своей экстравагантности со скончавшимся в 2016 году в возрасте 88 лет композитором Олегом Каравайчуком, который написал много музыки для отечественного кино («Игрок», «Женитьба», «Подземные жители» и т.д.). Место, которое он занимал в музыке, не укладывается ни в привычные стереотипы «официального искусства», ни в рамки андеграунда.
«Последний Вальс» - дань гению-затворнику, проведшему всю свою жизнь в Комарово, знаменитом месте обитания советской творческой интеллигенции. В «Последнем вальсе» Каравайчук отправится в последнее путешествие по дачному поселку, ставшего для него неиссякаемым источником вдохновения в течение всей жизни. В фильме прозвучит «Вальс Комарово», последнее произведение композитора. Этот фильм - не просто феноменальный слепок времени, раскрывающий тайны великого человека за миг до его кончины, это - картина о вечных ценностях: любви к первозданной природе и человеку.
«Роковое искушение» (2017)
Режиссер София Коппола
Фильм закрытия
Крайне неровная режиссерская карьера Софии Копполы дала миру как шедевры («Трудности перевода»), так и откровенный ширпотреб («Очень Мюрреевское Рождество»). Однако даже самые ее неоднозначные картины более чем позитивно воспринимались критикой на мировых фестивалях. Так случилось и с фильмом «Роковое искушение» - драматическом вестерне, знаменующем для режиссера переход на абсолютно новую эстетику и кардинальную смену жанра. Картина получила приз за лучшую режиссуру в Каннах в этом году.
«Роковое искушение» рассказывает историю интерната для девочек эпохи Гражданской войны в США, куда попадает солдат армии Линкольна (Колин Фаррелл). Оказавшись среди женщин, мужчина начинает классическую игру соблазнения, которая, по правилам жанра, не останется безнаказанной. Мощный актерский состав (кроме Фаррелла и Николь Кидман роли в картине исполняют Кирстен Данст и Эль Фаннинг), интригующий трейлер и ностальгия по «вкусным» историям «викторианского типа», вкупе с упомянутой наградой в Каннах, задирают ставки исключительно высоко. Фильм закрытия 39-го ММКФ станет чем-то намного большим, чем просто прощанием с киносмотром.
«Сеть» (2016)
Режиссер Ким Ки Дук
Программа «8 1/2 фильмов»
Классик корейского кино Ким Ки Дук (Южная Корея) рассказывает историю о северокорейском рыбаке, которого прохудившаяся лодка занесла на южнокорейскую территорию. Раскрывая максимально острую сегодня тему противостояния двух азиатских стран, Южной и Северной Корей, некогда населенных одной нацией, режиссер демонстративно не занимает ни одну из сторон, как бы подчеркивая: любая междоусобная война – удар, прежде всего, по простым людям.
Взрывной интерес к корейскому кино в мире возымел влияние и на Москву: на ММКФ заявлены целых две отдельные программы, посвященные Южной Корее («Республика Корея: история и современность. Фильмы Юн Джегюна» и «Открытие: Сегодня о Корее»). Единственный представленный в конкурсной программе корейский фильм, детектив «Обычный человек», явно не сможет сконцентрировать на себе все внимание публики, а Ким Ки Дук – самая крупная корейская «рыба», попавшая в сети ММКФ в этом году.
«Молодой Годар» (2017)
Режиссер Мишель Хазанавичус
Программа «8 1/2 фильмов»
В год 50-летия классического опуса Жана-Люка Годара «Китаянка» режиссер Мишель Хазанавичус решил показать нам историю романа, произошедшего между Годаром и актрисой Анной Вяземски во время съемок этой картины. Вместе с тем Хазанавичус погружает нас в безумную атмосферу революционной Франции 1968 года и раскрывает подоплеку бунта художника против буржуазного искусства, навсегда закрывшего для синефилов эпоху «классического» Годара.
Автор нашумевшего «Артиста» (взявшего в 2012 году пять «Оскаров») широко известен своим неожиданным подходом к выбору проектов. Сразу после голливудского триумфа бывалый комедиограф снял социальную драму на чеченскую тему «Поиск», а потом принялся реконструировать культурное кинонаследие своей страны. Идти на «Молодого Годара», безусловно, стоит: это самый скандальный и ожидаемый байопик года. Ну, и к тому же перед нами один из тех редких случаев, когда модное европейское кино сразу перекочевало из основного конкурса Канн на экраны ММКФ.
«По ту сторону надежды» (2017)
Режиссер Аки Каурисмяки
Программа «Эйфория окраины»
В центре сюжета - сирийский беженец Калед, который приплыл в Финляндию в угольном контейнере, а также бывший коммивояжер Викстрём, вложивший весь свой капитал в покупку кафе, которое не приносит дохода. Этих двух людей судьба сводит где-то на окраине Хельсинки, и режиссер наблюдает за тем, что может - или не может - получиться из сложившейся ситуации. Социальные перипетии всегда были близки Аки Каурисмяки, но в последних его лентах к ним все более отчетливо примешивается тема миграционного кризиса в Европе (тот же «Гавр»). Каурисмяки ставит диагноз бездушной европейской бюрократии, по вине которой гибнут люди, но не дает никаких путей решения проблемы.
Живой классик финского кино полюбился многим в России приятной, слегка мрачной меланхолией и заявкой на широту «северной души», что у нас ценится достаточно высоко. В своей недавней рецензии Антон Долин сравнил картину Аки Каурисмяки с триумфатором «Кинотавра»-2017 - «Аритмией» Бориса Хлебникова, упомянув, что в начале нулевых Хлебникова называли «стилевым наследником финского режиссера». Однако тренд на более позитивное кино увел российского постановщика в сторону от предполагаемого гуру, а Каурисмяки держится в своем русле. Европейское признание в виде премии за лучшую режиссуру на «Берлинале» в этом году – лучшее тому подтверждение.
Программа VR на ММКФ
На 39-м Московском международном кинофестивале впервые будет представлена программа, посвященная виртуальной реальности (Virtual Reality или VR). В последние два года VR успешно выходит из тени компьютерных игр и презентационных видео в сторону документального и художественного кино. После феноменальной по своему резонансу премьеры короткометражного проекта Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Плоть и песок» в Каннах в этом году, фильмы, снятые в 360°, наверняка станут более чем желанными гостями на мировых фестивалях.
Что касается нашей страны, она очень хорошо зарекомендовала себя в этом жанре. Прошедший в Каннах смотр Russian VR Seasons включил в себя шесть независимых фильмов из России, с акцентом на достижения и колорит нашей страны. Так, лента «Озеро Байкал: Зимний дух» даст зрителям возможность почувствовать себя в центре буддистской церемонии, проходящей в Иволгинском дацане, а «Время Первых. Первый выход человека в открытый космос» позволит ощутить себя космонавтом-первопроходцем. Спешите надеть очки виртуальной реальности и стать частью будущего, которое уже давно стало настоящим!
Ретроспектива фильмов Кристиана Фрая
Выдающийся швейцарский документалист Кристиан Фрай представит на фестивале сразу три свои картины: «Военный фотограф», «Космические туристы» и «Нью-Йоркская бессонница». Фрай исследует в своих фильмах особые пограничные состояния людей, которые пытаются выйти за пределы обычной жизни, или по воле случая оказываются вне так называемой зоны комфорта. В «Нью-Йоркской бессоннице», например, он наблюдает за героями, только что пережившими разрыв с любимыми, и приходит к выводу, что процессы, происходящие в их мозге, вызывают небывалый рост творческих способностей. Часто Фрай «переворачивает» сюжетную линию, уводит ее в сторону абсурда, показывая по контрасту тех, для кого зона комфорта – неосуществимая мечта. Например, в «Космических туристах» он чередует кадры богатеев, познающих гармонию в невесомости, с казахскими сборщиками металла, вынужденными собирать с риском для жизни остатки ракет, чтобы обеспечить себе пропитание.
Однако самая известная на данный момент работа Фрая, анонсированная на ММКФ – это «Военный фотограф», рассказывающая об одном из самых отчаянных и талантливых военных фотокорреспондентов современности Джеймсе Нахтвее, не пропустившем за многие годы ни одной войны по всему миру. Фильм принес Фраю номинацию на премию «Оскар» за лучший документальный фильм в 2002 году.
В настоящее время Фрай заканчивает новый документальный проект «Генезис 2.0» в сотрудничестве с якутским режиссером Максимом Арбугаевым. Фильм будет посвящен охотникам за останками мамонтов и генетикам. Интерес к ретроспективе Кристиана Фрая подогревается также тем, что режиссер войдет в жюри документального конкурса 39-го ММКФ.
Ретроспектива Евгения Юфита
Классик «питерского некрореализма» режиссер Евгений Юфит оставался верен андеграунду до конца своих дней. В лентах с безумными для наших дней названиями вроде «Вепри суицида» и «Санитары-оборотни» он впитывал и показывал кошмарную изнанку человеческого, которую не взяли в светлое социалистическое будущее. Первыми экспериментами Юфита были поездки за город в промозглую питерскую зиму и пьяные драки на снегу среди леса и на пустырях. Потом случилась стажировка на «Ленфильме» под руководством Александра Сокурова, признание классиком «параллельного» кино, Роттердам, Локарно и Монреаль…
В советско-российском кино Юфит делал примерно то же самое, что Курехин в музыке: заигрывал с бессознательным и с самыми табуированными комплексами, без тени страха или пиетета, чисто механически ковырялся в механизмах смерти, разложения и тлена. Совершенно неудивительно, что его кинематографические эксперименты в определенный момент оказались на обочине общественного интереса. Певец разложения, Юфит оказался невостребованным в эпоху «стабильности». Теперь, когда режиссера не стало (Юфит умер в декабре 2016 года), ретроспектива его фильмов не только напоминает нам о слегка позабытом некрореализме, но и приносит ощущение драйва, свежести, дает координаты неординарного подхода к искусству и жизни, чего сейчас действительно ощутимо не хватает.