Для быстрого поиска начните вводить запрос

Каким получился «Дюнкерк» Кристофера Нолана

Первый фильм режиссера, основанный на реальных событиях.
20 июля 2017 0
Каким получился «Дюнкерк» Кристофера Нолана

20 июля в российских кинотеатрах вышла в прокат одна из самых ожидаемых лент 2017 года – военная драма «Дюнкерк» Кристофера Нолана. Рассказываем, как сделан этот фильм британского режиссера и почему его можно назвать одним из самых значительных кинопроизведений о Второй мировой войне.

Почти каждый фильм Кристофера Нолана – особое явление в мире кино. Он успел снять культовую самобытную трилогию о Бэтмене, зрелищный триллер «Начало», захватывающую киноленту «Престиж», психологический детектив «Помни», а также вызвавшую множество споров драму «Интерстеллар». Его новая картина «Дюнкерк» не стала исключением – ее тоже ждали, оценивали по трейлерам и пытались предсказать, какой она получится. Еще до российского предпремьерного показа фильм получил исключительно восторженные отзывы западных критиков, и после просмотра новой работы знаменитого режиссера с высокими оценками невозможно не согласиться. Тем интереснее, что этот фильм стал дебютным произведением режиссера, основанным на реальных событиях. И к подобному опыту в своей карьере Нолан подошел крайне нестандартно, что, в общем-то, свойственно его творчеству.

Сюжет фильма погружает нас в события Дюнкеркской операции конца мая и начала июня 1940 года, концентрируя все внимание на эвакуации британских солдат. Точнее, не погружает, а забрасывает без какой-либо раскачки, не предоставляя по сути никакой предыстории. Она здесь и не нужна, пары коротких предложений в начале достаточно для введения, ведь главное и единственное событие фильма – операция по спасению 400 тысяч солдат, для которых остался лишь один путь домой – через Ла-Манш, и тот из-за обстрела немцами не гарантирует безопасного возвращения на родину.

Перед нами художественное произведение, снятое по реальным событиям. К самим этим событиям и тому, что им предшествовало, каждый из зрителей может относиться так, как хочет. Кристофер Нолан демонстрирует непосредственно процесс спасения тысяч людей, чьим жизням грозила опасность. Эвакуацию солдат, которые бегут от смерти, и в данном случае, как показывает Нолан, речь не идет об их геройстве или трусости. Во главе угла именно спасение их жизней. Возможно, показанное достоверно до мельчайших подробностей, но все-таки в достаточной степени для художественного произведения.


В фильме нет ярко выраженных главных героев. Среди основных действующих лиц несколько юных солдат, прикрывающие отход летчики, прибывшие на помощь гражданские и командующие. Все они – британцы, которых объединила война и одно конкретное ее событие. Каждый из исполнявших этих персонажей актеров, будь то завсегдатаи фильмов Нолана Киллиан Мерфи и Том Харди или впервые поработавшие вместе с режиссером Кеннет Брана и Марк Райлэнс, выступает мастерским штрихом на этом полотне. Удивительно достойным вышел и дебют в большом кино музыканта и исполнителя Гарри Стайлса. Парень не подвел Кристофера Нолана, а также своей игрой не дал злопыхателям (его и самого Нолана) почвы для критики.

Но важно понимать, что в этом кинополотне персонажи – именно штрихи. Они не раскрываются классическим образом за разговорами или во флешбэках. Никто не знакомит нас с их прошлым, даже именами, не разворачивает пространные диалоги, хотя любое звучащее в фильме слово имеет значительный вес. Перед каждым из них одна единственная цель на ближайшее время – выжить. И именно этому они самозабвенно всеми своими мыслями и действиями предаются. Подобный нестандартный подход, избранный Ноланом, может не найти отклика у некоторых зрителей. Но нужно принять тот факт, что в «Дюнкерке» глобальные суть и значимость события стоят над каждым конкретным персонажем. И в этом заключается одна из концептуальных особенностей картины.

Режиссер и автор сценария Кристофер Нолан позволяет нам посмотреть на события глазами нескольких персонажей. При этом он выстраивает нелинейное повествование так, что мы постепенно получаем полную картину происходящего, попутно становясь свидетелями историй основных действующих лиц фильма. Такой ход дает более комплексное представление об операции и, что особенно ценно, даже заставляет с разными чувствами переживать один и тот же момент.

Нолан четко разбивает повествование на три зоны действия. Нам показывают, как на берегу четыреста тысяч британских солдат с угасающей надеждой ожидают спасения. Среди них и несколько парней, выступающих основными действующими лицами картины. Они представлены не какими-то отважными героями, которым все решительно нипочем. Эти молодые британцы ужасно испуганы и всего лишь хотят выжить, а в данной ситуации для этого есть лишь одно решение – вернуться домой.

В воздухе пилоты ведут отчаянную борьбу с немецкими летчиками, стараясь прикрыть своих соотечественников от бомбежки. Там герой Тома Харди, почти весь фильм находящегося в маске (ему подобное в фильмах Нолана не впервой), ведет напряженное противостояние с врагом. От этой воздушной дуэли зависит судьба тысяч британских солдат, беспомощно ожидающих спасения. За весь «Дюнкерк» геройство в ходе боевых действий демонстрирует лишь персонаж Тома Харди. Таковы временами реалии войны. Удивительно, но фактически это единственный показанный нам в фильме бой между двумя сторонами. Но он настолько крепко захватывает и держит, что стоит доброго десятка крупномасштабных сражений.

По воде в это же время тянутся «линии жизни», которые проводят военные и гражданские корабли, призванные на помощь заключенным на берегу британцам. В одном из гражданских судов персонаж Марка Райлэнса со своим сыном и еще одним парнишкой-помощником. Они не побоялись самостоятельно отправиться к берегу Дюнкерка, чтобы вернуть на родину как можно больше британцев. Альтруизм, героизм или требование отчаянного времени – называйте это так, как хотите – но эти персонажи своим поведением помогают встать на место простых британцев, чтобы более ясно оценить ситуацию и понять, насколько важным было возвращение этих ребят домой.

Впечатляет высокий уровень визуальной и аудиальной сторон «Дюнкерка». Трейлеры не передают и сотой доли того интенсивного зрелища, что разворачивается на экране. Нолан в свойственной себе манере рисует реалистичную картину в мрачных тонах. В случае с военной драмой избранная стилистика британского режиссера кажется чуть ли не единственной точечно подходящей для фильма, что и зарождает столь правдивую и нужную разворачивающимся на экране событиям атмосферу.

Операторская работа заставляет восторгаться как обманчиво мирными и спокойными видами, так и сценами захватывающего смертельного противостояния в воздухе. Постановка просто ошеломляет. В некоторых эпизодах авторы создают ощущение близкое к клаустрофобии, в других заставляют наблюдать за сотнями живых беззащитных мишеней бомбардировок. При этом происходящее не сопровождается демонстрацией оторванных частей тела. Все это творится под звуки стрельбы и взрывов, которые настолько реалистичны, что подсознательно иногда самому хочется пригнуться от них или укрыться за чем-нибудь понадежнее. Такие визуально и аудиально выверенные фильмы выходят далеко не так часто. Поэтому смотреть их лучше на большом качественном экране с хорошей акустикой, желательно в формате IMAX.

Но особенно хочется выделить важнейший момент аудиальной составляющей картины. Ханс Циммер проделал колоссальную работу. Музыка и эмбиент звучат в картине без остановки почти в течение всего хронометража фильма, пульсируя в такт тому, как должны биться зрительские сердца во время просмотра тех или иных сцен. Они вместе с визуальным рядом выстраивают темпоритм, который в течение всех 106 минут фильма заставляет находиться в постоянном напряжении, при этом в нужные моменты все-таки давая зрителям выдохнуть, сделать глубокий вдох и последовать повествованию дальше.

Экспериментальный – «Дюнкерк» язык не поворачивается назвать традиционным или «стандартным» фильмом – опыт Кристофера Нолана в военных драмах подарил кинематографу еще одну впечатляющую самобытную картину о Второй мировой войне. Этот фильм не идет по вытоптанной заслуженными классиками кино дорожке, а предлагает уникальный взгляд на не самый героический момент в ходе наиболее крупномасштабного военного противостояния в истории человечества. Новая картина Нолана – зрелище, достойное внимания истинных ценителей кино. С уверенностью можно сказать, что для каждого поход на «Дюнкерк» станет как минимум ценным зрительским опытом.


Поделитесь с друзьями