8 августа свое 80-летие отмечает выдающийся американский актер Дастин Хоффман. По этому случаю вспоминаем золотое время в карьере одного из самых старательных и мастеровитых исполнителей в мировом кино.
Дастин Ли Хоффман родился 8 августа 1937 года в Калифорнии в еврейской семье Гарри и Лиллиан Хоффманов, чьи родители были выходцами из Украины, Польши и Румынии. В 1955 году он окончил среднюю школу в Лос-Анджелесе, а после начал посещать актерские классы (в том числе чтобы привлечь интерес со стороны девушек), где чувствовал себя как рыба в воде. Переехав в Нью-Йорк, он все-таки сумел после нескольких попыток поступить в «Актерскую студию» Ли Страсберга, которую он окончил в 1966 году.
«Актерство - первое, чем я когда-либо занимался безболезненно и сосредоточенно. Я мог часами репетировать и учить тексты для ролей. Я молил родителей, чтобы они отпустили меня в актерскую школу, так как знал, что не могу потерпеть там неудачу».
До 30 лет Хоффман жил за официальной американской чертой бедности, только начиная набирать обороты на сцене театра, пока дорогу в большое кино для него не открыл фильм «Выпускник» (1967) Майка Николса. В этой картине актер исполнил роль Бена Брэддока – только окончившего колледж парня из состоятельной семьи, которого настойчиво пытается совратить дама вдвое старше него. Николс в ходе отбора прослушал множество актеров соответствующего главному герою возраста. Выбор все же пал на 30-летнего Хоффмана, так как тот уже преодолел годы своего двадцатилетия и сформировал о нем собственное взвешенное мнение. Сам Дастин считал, что он совершенно не подходит на эту роль и, узнав о приглашении на прослушивание, даже решил, что над ним шутят.
Хоффману удалось создать запоминающийся образ находящегося на распутье молодого парня. За эту работу он получил всего $17 тысяч, из которых после вычета налогов и трат на проживание осталось всего $4 тысячи. А все из-за того, что актер отказался от более щедрого контракта сразу на шесть фильмов. Он даже был готов сыграть в «Выпускнике» бесплатно, лишь бы потом не участвовать в проектах, которые ему не нравятся. Чем уж точно Хоффман не был обделен после выхода картины Николса, так это славой и всеобщим признанием. Актер получил «Золотой глобус» за лучший дебют и первую номинацию на «Оскар».
Следующей выдающейся работой Хоффмана стала роль в драме Джона Шлезингера «Полуночный ковбой» (1969). Там он сыграл нью-йоркского отщепенца Риццо, мечтателя и большого авантюриста, отчаянно пытающегося выжить на улицах холодного мегаполиса вместе со своим новым знакомым Джо Баком. При подготовке к роли Хоффман провел много времени, наблюдая за бездомными в Нью-Йорке. Кроме того, уже во время съемок актер подсыпал себе в ботинки гальку, чтобы хромать в кадре более убедительно.
Вместе с исполнителем роли Бака Джоном Войтом Хоффман вел настоящее противостояние на съемочной площадке, что только помогло актерам продемонстрировать впечатляющие перформансы и получить по номинации на «Оскар». Хоффману удалось создать поразительно правдоподобный образ своего персонажа. А ведь изначально актер боялся соглашаться на эту рискованную роль, считая, что она может перечеркнуть его карьеру. Даже режиссер «Выпускника» Майк Николс отговаривал Дастина играть в «Полуночном ковбое».
Хоффман в одном из интервью рассказывал, что инцидента с такси не было в сценарии. Из-за отсутствия разрешения на съемки сцену с прогулкой героев Хоффмана и Войта пришлось снимать скрыто из машины. Когда герои фильма переходили через дорогу, на них чуть не наехала машина. Сперва Хоффман хотел прокричать: «Эй, мы тут снимаем». Но он все же решил не выходить из образа и произнес: «Эй, я тут иду». Войт подыграл такой молниеносной и реалистичной реакции своего партнера, и этот кадр вошел в окончательный монтаж фильма.
Уже в следующем году Хоффман вновь продемонстрировал исключительное преображение. В комедийной драме Артура Пенна «Маленький большой человек» (1970) Дастин сыграл Джека Крэбба, в детстве попавшего к индейцам, выросшего в их окружении и оказавшегося в итоге своим среди чужих и чужим среди своих. Этот перформанс занес Хоффмана в «Книгу рекордов Гиннесса» как актера, исполнившего в одном фильме персонажа в самом большом возрастном диапазоне (от 17 до 121 года). Для того, чтобы сыграть Крэбба в старости Хоффман часами готовился, в том числе намеренно срывал голос, чтобы его речь в во время исполнения постаревшего Джека звучала убедительнее.
В 1971 вышел триллер «Соломенные псы» Сэма Пекинпа, где Хоффман перевоплотился в американского математика Дэвида Самнера, приехавшего вместе с женой в провинциальное британское местечко для написания своей книги. Хоть Хоффман и признавался, что не может назвать себя поклонником жестоких фильмов и сыграл в этой картине ради денег, созданный им образ впечатляет леденящей кровь трансформацией персонажа. В тихом омуте, как говорится…
В это же время мимо Хоффмана прошла роль Майкла Корлеоне из «Крестного отца» Копполы. Но уже в 1973 ему посчастливилось сыграть в удивительной картине Франклина Джеймса Шаффнера «Мотылек», рассказывающей о многочисленных попытках побега из тюрьмы заключенных Анри Шарьера и Луи Дега. Для роли Луи Дега Дастин даже сбросил порядка восьми килограммов веса. Актер при создании образа своего персонажа вдохновлялся поведением и внешностью одного из сценаристов фильма Далтона Трамбо. В итоге у Хоффмана получился живой проработанный до мельчайших деталей герой. Между ним и персонажем Стива МакКуина в кадре прослеживается особая связь, а ведь сами актеры не очень-то ладили на съемочной площадке. К счастью, на камеру оба вели себя максимально профессионально и показывали все свое мастерство.
Мощный перформанс Хоффман продемонстрировал в биографической картине «Ленни» (1974) Боба Фосси. Актер примерил образ комика Ленни Брюса, любившего остро обличать пороки общества, не стесняясь раз за разом переступать за черту дозволенного. Эта работа Хоффмана принесла ему еще по номинации на «Оскар» и «Золотой глобус».
Разнообразные роли все продолжали и продолжали поступать Хоффману. Так Роберт Редфорд, искавший себе статусного партнера для нового фильма, предложил Дастину составить вместе с ним дуэт в картине «Вся президентская рать» Алана Пакулы. Вышедшая в 1976 году лента рассказала о легендарном расследовании журналистов Washington Post, приведшем к отставке президента США Ричарда Никсона. Дастин Хоффман и Роберт Редфорд убедительно сыграли журналистов столичного издания, мертвой хваткой вцепившихся в опасное для них дело. Помимо таланта, для этого им потребовалась серьезная подготовка. Так актеры провели в редакции Washington Post несколько недель, чтобы в мельчайших подробностях изучить всю нюансы, которые помогли им воссоздать реалистичные образы акул пера.
В драме «Крамер против Крамера» (1979) Роберта Бентона актер сыграл карьериста Теда Крамера, от которого ушла жена (ее воплотила на экране Мэрил Стрип), оставив того с сыном Билли (а его исполнил юный Джастин Генри). Хоффман очень внимательно работал со своим маленьким партнером, помогая тому входить в образ… иногда не совсем гуманными по отношению к ребенку способами. Хоффман, например, желая растрогать Джастина, просил малыша представить, что у него умер пес. Так или иначе, это дало свои очевидные плоды в виде эмоциональной игры актеров, а также ощутимой и трогательной связи между персонажами. Дело даже доходило до полностью сымпровизированных Хоффманом и Генри сцен, как, например, в эпизоде, когда Тед не позволяет Билли за ужином приступить сразу к мороженому.
В плане импровизации Хоффман в картине Роберта Бентона себя нисколько не сдерживал. В сцене в ресторане, когда он бросает бокал с вином в стену рядом с героиней Мэрил Стрип, о его действиях предварительно знал лишь оператор. Мэрил хоть и не вышла из образа, но позже предъявила партнеру претензии из-за такой испугавшей ее внезапной выходки.
В один из съемочных дней Хоффман спросил Джастина, с кем бы он остался, с ним или с Мэрил Стрип. Несмотря на объем совместной работы и отношения между отцом и сыном в самом фильме, мальчик выбрал Мэрил, на что Хоффман ответил ему: «Ах так? Поработай с ней пять недель, посмотрим, что ты потом скажешь». Стоит отметить, что отношения между Хоффманом и Стрип были довольно натянутыми. Дастин провоцировал не так давно ставшую вдовой актрису расспросами об умершем муже и даже нанес ей сильную пощечину. Таким образом он хотел помочь ей войти в образ, пробудить в ней необходимые для сцены чувства, но столь жестокие методы партнера по съемочной площадке не пришлись по душе Мэрил.
Во время съемок фильма Хоффман находился в процессе болезненного развода со своей первой женой. Поэтому не удивительно, что актер привнес в картину множество личных моментов в некоторые сцены и диалоги. Дастину даже предложили внести его имя в титры в качестве соавтора сценария, но от этого он отказался. Этот мастерский перформанс принес Хоффману первый «Оскар», а также «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль.
«Я перестал бояться смерти, когда стал успешным. Ты и так мертв, если ты звезда. Тебя просто забальзамировали».
Следующий фильм с участием Хоффмана вышел через три года, но ожидание того стоило. В комедийной драме Сидни Поллака «Тутси» (1982) он сыграл актера Майкла Дорси, жаждущего работать и ради этого решившего переоблачиться в женский образ. Этот персонаж во многом заслуга самого Хоффмана, вдохновлявшегося при создании его женской половины, Дороти Майклс, образом собственной матери. Актер готовился к роли Дороти вместе со специально нанятым для консультаций трансвеститом, пробовал себя в этом обличии на дне родителей в школе у дочери, притворившись ее тетей. Дастина, кстати, так и не вычислили.
Перевоплощение в Дороти Майклс занимало по два часа и включало в себя грим, бритье ног и рук и множество других процедур. Участники съемочной группы даже отмечали, что в образе женщины Хоффман приятнее. Сам Дастин признался, что не подошел бы к Дороти на вечеринке из-за ее не очень-то привлекательной внешности, что лишило бы его возможности приятно пообщаться с очень интересным человеком. Подобная трансформация принесла актеру еще одну номинацию на «Оскар» и премию «Золотой глобус».
Золотая эпоха в карьере актера завершилась его ошеломительной ролью в фильме «Человек дождя» (1988) Барри Левинсона. Актер сыграл больного аутизмом Рэймонда Бэббитта, похищенного собственным братом Чарли ради доли от наследства умершего отца. Сам Хоффман изначально рассматривался на роль Чарли, но изъявил желание сыграть Рэймонда. Актер был утвержден на этой роли, а после повлиял на отличительные черты своего персонажа. Так Хоффман попросил вместо умственно отсталого сделать Рэймонда больным аутизмом. Актер целый год проработал с больными этим расстройством и их семьями, чтобы понять их сложные отношения и максимально точно сыграть своего персонажа. Также Дастин хотел, чтобы роль Чарли досталась Биллу Мюррею, но выбор все-таки пал на Тома Круза.
«Мы все верим в то, что читаем. Я читал, как мы с Томом Крузом эгоистично вели себя на съемочной площадке. Если бы я не работал с ним лично и увидел бы это в газете, то поверил бы словам. Любопытно, не так ли?».
Несмотря на сомнения Хоффмана и Круза в успехе фильма, он стал самым кассовым в 1988 году, а также получил премию «Оскар» как лучший фильм. Сам Дастин, одно время даже желавший покинуть проект и признававшийся в ходе съемок Барри Левинсону, что считает эту работу худшей в жизни, получил за свой ошеломительный перформанс вторую и на данный момент последнюю премию «Оскар», а также «Золотой глобус».
Впоследствии Дастин Хоффман все реже и реже снимался в действительно качественном кино, в котором часто ему просто не хватало простора для демонстрации своего безграничного таланта и мастерства. Однако за двадцать лучших лет в своей карьере он создал десяток совершенно ошеломительных образов, которые навсегда останутся в истории мирового кинематографа.
«Правда в том, что чем старее ты становишься, тем менее разнообразные роли тебе предлагают. Если ты звезда, и большую часть своей карьеры у тебя была возможность выбирать роли, ты сразу замечаешь, когда предложений становится меньше. Ты слишком стар, чтобы исполнять главные роли, поэтому тебе предлагают второстепенные. Но многие звезды не готовы на такой размен. В этом они видят знак символической импотенции, а также падение интереса со стороны зрителей, которые уже не считают их звездами. Я люблю играть и не собираюсь делать что-либо, исходя из страхов о мыслях других людей. Я делаю то, что хочу».