Тяжёлые 90-е: 10 отличных российских хэви-групп

Металл неспокойного десятилетия.

«Валькирия» / Valkyria

Легенда гласит, что клавишник-виртуоз Александр Дронов изобрёл трэш-метал параллельно с его отцами-создателями – его группа «Лабиринт» еще в 1982–1983 годах исполняла авторский материал, весьма близкий к альбому Metalica “Ride The Lightning” (1984). И после сотрудничества с профессиональными «Круизом» и «Сталкером» летом 1989 года Александр задумался о создании группы, исполняющей на тот момент нечто действительно неслыханное, а именно симфонический трэш-метал с массой заимствований из академической музыки и женским вокалом. В сентябре по настоянию вашего покорного слуги квинтет, в котором уже играет барабанщик «Арии» Максим Удалов, обретает имя «Валькирия», и приступает к шлифовке программы из четырех вокальных композиций и двух инструменталов. Она записывается в декабре уже 1990 года с Ольгой Лебедевой (в жизни – руководительницей народного хора) у микрофона в студии Александра Кузьмичёва и оформляется в январе 1991-го как демо-лента совершенно профессионального уровня «Валькирия взлетает…», содержащая исключительно самобытный для тех лет материал. С удивительной быстротой последовали эфиры на радио «Юность», но движение «Валькирии» было остановлено удивительным отсутствием интереса издателей к материалу и начавшейся чехардой с вокалистками.

Только осенью 1992 года состав стабилизируется с приходом вокалиста Павла Некрасова (1968–2013, экс-«Понтий Пилат» и «Джокер») – в это же время группа получает предложение от известной на тот момент немецкой фирмы Rising Sun Productions об издании полноразмерного альбома, причем с финансированием со стороны издателя. Увы, этого не происходит: якобы серьёзные местные «менеджеры» запрещают (!) группе всякие контакты с иными издателями, и обещают музыкантам «неслыханную раскрутку в Москве и Московской области». Ко всему прочему долгожданный альбом “Valkyria” (1993) был издан исключительно на виниле (!), а по продюсированию оказался куда как слабее первого демо. Плюс и покойный Павел Некрасов не очень хорошо понимал суть исполняемого материала… При всей поддержке профильных СМИ никакого прогресса с таким-то мутным менеджментом у группы не было, и «Валькирия» оказалась тихо распущена в 1995 году, чтобы возродиться уже в 2000-х под именем «Вол'кирия» как индастриал-металлический состав с Кириллом Немоляевым в качестве фронтмена. Собственно альбом “Valkyria” оказался переиздан после долгих мытарств под названием “Mystical Mass” с новым дизайном обложки и бонус-материалом московской фирмой Jet Noise Records в 2005 году, зато непереиздание демо «Валькирия взлетает…» на CD до сих пор является одной из загадок отечественного рекорд-бизнеса. Хотя на YouTube эта запись имеется, пусть и в неверном порядке, с ошибками в названиях композиций и без клавишной интродукции «Слыша скрипки Ада».


«Кронер» / Crow’Near

Реальная история московского трио началась в начале 1988 года, когда к гитаристу и певцу Роберту Остролуцкому, бывшему на тот момент большим поклонником Kreator, примкнул уже совершенно незаурядный бас-гитарист Александр Крылов. Под влиянием Александра музыка «Кронера» дала сильный крен в сторону того, что он сам описывает как синтез хардкора в духе нью-йоркцев S.O.D. и «музыки с бас-гитарной основой». Действительно, такой материал, как у тогдашнего «Кронер» тогда в России, да и за её пределами, играл мало кто – музыканты черпали вдохновение в столь удалённых друг от друга коллективах, как Black Sabbath и Faith No More, а также джаз-фьюжне и, естественно, современном трэш-метале. Обстоятельства способствовали творческому развитию группы в более эстетскую и мэйнстримовую в хорошем смысле слова сторону, а вскоре после того, как барабанщиком трио стал Андрей «Абрак» Образцов (экс-Blackjack и «Дед Пихто») «Кронер» в начале лета 1991 года отыграл сенсационный концерт в Зелёном театре Стаса Намина и немедленно получил предложение будущего президента Moroz Records Александра Морозова на запись LP для фирмы SNC Records.

На обложке альбома “Full Moon Fever” (1991), записанного и сведённого за сто часов под руководством покойного ныне продюсера Евгения Трушина красовалось уже англизированное имя группы – Crow’Near, а сам альбом разошелся в крайне неподходящее время тиражом 27 000 копий, причём исключительно на виниле. К сожалению, на этом всё практически и закончилось – финансовые трудности и творческий диктат Роберта Остролуцкого привели к уходу ритм-секции, и последним актом творчества незаурядного трио оказался номер “Mixed Blood”, выпущенный в 1993 году на редчайшем ныне сборном CD “Metal From Russia”. Впоследствии группа, превратившаяся в сольный проект Роберта Crow Near Me, возвращается к изначальному русскоязычному названию и выпускает полуавангардный альбом “Zombie Television” (1995), после чего меняет название на Kroner и в конце 1996 года прекращает существование, а Роберт создаёт авангардно-индустриальный состав «Собаки табака». Альбом “Full Moon Fever” так и остался неизданным на CD, что не может не печалить.


Adolf Castle

Провокаторство в сочетании с отличным музыкальным материалом и умом его создателей приносит удивительные результаты. Подтверждением этого постулата стал первый (и, увы, последний) альбом московского квинтета Adolf Castle “Really Crazy Germans”, записанный в 1993 году, впервые изданный на CD в 1995-м и впоследствии выдержавший, что вообще редкость для нашей сцены, ещё два CD-переиздания. Собственно, группа взялась как бы из ниоткуда – Adolf Castle просто явился на сцену с наглым заявлением о том, что «мы – первая группа в России, исполняющая пауэр-метал!» На самом деле материалу авторства загадочного вокалиста Ди Троя и гитариста Кирилла Тора идеально подходит определение, данное творчеству идеологически близкого немецкого состава, а именно Running Wild в журнале «ТТТРРАХ!» №2 за 1993 год: «стопроцентная сталь, выплавленная в адских горнилах из NWOBHM («новой волны британского хэви-метала»), легированного пиратскими песнями, славянскими танцами и германскими маршами».

Adolf Castle был в первую очередь нескучным коллективом – помимо спонтанных сценических шоу группы это подтверждается завидным музыкальным разнообразием альбома и нарочито балансирующими на грани пощёчины общественному вкусу названиями песен вроде “Crazy Germans”, “Fritz Und Hans” и “Russian Polizei”. Неоднократные заявления Ди Троя о втором альбоме группы вроде бы сулили не худшее продолжение, но разговорами всё и ограничилось – единственными свидетельствами дальнейшей активности группы оказалась кавер-версия Manowar “Heart Of Steel” (2004), вошедшая бонусом в последнее переиздание “Really Crazy Germans” (2014, Metal Race Records) и номер “The Gates Overture / Brothers In Metal” с мифического сольного альбома Ди Троя “The Gates”, попавший на сборный CD “Tops Of The Devil – Золотые баллады Vol. III” (1998, MetalAgen / Союз).


Angels & Demons

Созданный осенью 1988 года в Казани мелодик-роковый квартет под руководством певца и гитариста Алексея Нелидова оказался редкой птицей на измученной трэш-металом отечественной андерграундной сцене тех лет – музыканты открыто называли своими главными влияниями творчество Van Halen, Whitesnake и Magnum. Процесс комплектования состава затянулся, и свой первый концерт Angels & Demons сыграли лишь в декабре 1989-го, а в 1990 году была записана и первая англоязычная демо-лента, обратившая на себя внимание московской рок-газеты “Zarraza”. В результате поздней весной 1991 года группа отправляется в столицу, в студию SNC, для записи демо-альбома “Outlaw”, и внезапно получает предложение упоминавшегося выше Александра Морозова на издание его в формате LP. В результате известных политико-экономических событий альбом увидел свет лишь в июне 1992 года и произвёл небольшую сенсацию – из-за англоязычия и профессионального оформления обложки многие чистосердечно приняли “Outlaw” за лицензионный альбом некоей то ли шведской, то ли американской группы. Как бы то ни было, но в музыкальном плане Angels & Demons на тот момент более всего были похожи на не самых известных в наших краях калифорнийцев Y&T – лаконичный хард-рок с захватывающими мелодиями и неземным драйвом. Десятитысячный тираж LP разлетелся за два месяца, а уже в сентябре группа принимает участие в концертном байк-фестивале Free Ride '92, выступая в компании небезызвестного Дэйва Мэйсона (Dave Mason) в Москве, Санкт-Петербурге и Риге. Вскоре состав сокращается до трио, и в мае 1994 года записывает за 15 дней всё в той же студии SNC альбом “Melting Ice”, спродюсированный Евгением Трушиным и гитаристом «Арии» Владимиром Холстининым.

Музыка группы несколько спрямилась и упростилась в сторону гитарного радио-рока, но на её качество это никак не повлияло – примером чему может служить превосходная баллада “My Heart Is In The Grave”. Альбом был издан на компакт-кассетах и CD немалым тиражом на фирме «Союз», причем CD имел два различных варианта оформления обложки – к сожалению, его промоушн осуществлялся кое-как, и остатки тиража CD продавались на старой Горбушке чуть не до 2000 года. Фактически сразу после издания “Melting Ice” группу покинул Алексей Нелидов, но поиски нового вокалиста не привели ни к чему, и вскоре коллектив объявил о самороспуске. Алексей создал собственную группу Tolerance, с которой записал единственный безымянный альбом (1998), изданный в России и Италии, а барабанщик Иннокентий Минеев вошел в состав якобы сильно модной брит-поповой группы «Мечтать». К сожалению, альбом “Outlaw” до сих пор не переиздан на CD.


End Zone

Широкая публика давно привыкла к тому, что Игорь «Кэш» Лобанов – это лидер и идеолог популярной ню-металлической группы «СЛОТ». Но у тех меломанов, кто застал 90-е в сознательном возрасте, ассоциации с именем-фамилией Игоря возникают иные – а именно с его великолепным составом End Zone, наравне с «Валькирией» и Symbol представлявших тогда в Москве умное крыло экстремальной музыки. По окончании спортивной карьеры саночника Игорь недолго играл в ряде грайндкоровых составов, но в начале 1993 года собрал группу Bequest, оперативно переименованную в End Zone с целью, по его собственным словам, «играть сложную экстремальную музыку в духе Cynic и поздних Death и Pestilence». Сократив до минимума концертные выступления, группа оттачивала студийную программу, записанную в форме альбома “First Bequest” в студии группы «Ария» в феврале 1995 года с продюсированием Игоря Лобанова и Евгения Трушина. Презентация альбома состоялась в мае на фестивале “Deathrider” в клубе «Вояж» в Отрадном и стала сенсацией – большинство слушателей впервые живьём, а не в записи услышали пресловутую «брутальщину для умных». Еще большей сенсацией стало издание “First Bequest” на CD усилиями фирмы MetalAgen / «Союз» в конце года, но End Zone не остановился на достигнутом. Состав был доукомплетован клавишником Александром Дроновым (экс-«Валькирия») и уже в 1996 году на польской фирме Morbid Noizz Productions выходит второй и чисто инструментальный (!) альбом “Θάλαττα καί θανατος”, на котором помимо творений гитариста Олега Мишина нашлось место и интерпретациям Грига и Генделя. Альбом получил исключительно высокие оценки европейской профильной прессы и лестные сравнения с Mekong Delta – и в это же время группа становится одним из самых востребованных столичных коллективов в качестве разогрева звёзд тяжёлых стилей, от U.D.O. до Paradise Lost и Slayer.

Последней работой End Zone стал альбом “Eclectica” (1998, Spika Records), содержание которого идеально описывается его названием – в инструментарий группы оказалась включена и электрическая виолончель, а музыкальную составляющую коллектива стало решительно невозможно втиснуть в рамки симфонического прогрессив-трэша. Затем последовала работа над новым демо-материалом и участие в трибьют-CD “A Tribute To Ария” (2001, Jet Noise Records) под именем проекта E-Zone с индустриальной кавер-версией «Воли и разума» и… тихий роспуск группы после работы Игоря Лобанова и Олега Мишина над проектами E-Zone, Endz One, «Моде-М» и «Модем». В конце концов Игорь окончательно остановил свой выбор на «Модеме», обратившимся в 2002 году в «СЛОТ», а Олег тогда же вошел в состав пауэр-металлистов Catharsis, где играет по сей день. Понятно, что End Zone в коммерческом смысле было невозможно тягаться с этими позднейшими составами, но что все три альбома коллектива входят в сокровищницу отечественного хэви-метала – не извольте сомневаться.


Gods Tower

Лучшая фолк-металлическая группа с просторов СНГ была создана в 1989 году в Гомеле гитаристом Александром Ураковым (1974–2003) и вокалистом Лесли Найфом под именем Chermical Warfare и поначалу ориентировалась на стандартный дес-трэш с отдельными элементами дум-метала. Под этим названием была записана демо-лента “Demolition Tape” (1992), но в конце 1992 года состав меняет название на Gods Tower, а через полгода записывает легендарное демо “The Eerie”, произведшее немалый шум в европейском андерграунде и ставшее поводом для контракта с московской фирмой Final Holocaust Records на выпуск виниловой 7". К сожалению, крах издателей и утеря мастер-ленты вновь отодвинули в неопределённое будущее дебют Gods Tower в грамзаписи, зато эта неудача оказалась возмещена неуёмной концертной деятельностью в Белоруссии, Чехии и на Украине, а также демо-записью “Canticles” (1994), продемонстрировавшей определённый уклон в хэви-психоделику. Наконец, в конце 1995 года группа подписывает контракт на три альбома с фирмой MetalAgen / «Союз» и завершает демо-запись альбома “The Turns”, а летом 1996 года удачно концертирует в Германии. Тогда же в студии группы «Ария» Gods Tower записывает финальный вариант альбом “The Turns”, а годом позже там же производится перезапись демо “The Eerie” для его издания на CD. К моменту выхода в 1998 году обоих альбомов репутация группы уже была крайне высока за счет необычного «волыночного» звука гитары Алексея Уракова и обильного использования древнебелорусской мелодики, но эти релизы открыли глаза и европейской аудитории, и вскоре в Германии выходит сборный альбом “Ebony Birds” (1999, Sturmesflugel / Prophecy). В 2001 году Gods Tower выступает на будапештском рок-фестивале Sziget и закрывает издательский контракт с MetalAgen выпуском полусборника “Abandon All Hope”. К сожалению, чехарда в составе и масса внутренних проблем приводят к самороспуску группы в июле 2002 года.

Но безвременная кончина Александра Уракова и сила легенды приводят к тому, что в 2010 году Gods Tower возрождаются в классическом составе, а место гитариста занимает один из учеников Александра – Дмитрий Лазаренко. Группа выпускает альбом “Steel Says Last” (2011, Mazzar), выдержанный в лучших собственных традициях и в настоящий момент работает над новым материалом, причем пьеса “Liar” уже представлена на сборном CD “Mazzar Death Domain” (2016, Mazzar). Легенда жива!


Hellraiser

Трэш-металлическое трио Hellraiser – редкий для своей эпохи пример того, как у музыкантов всё получилось «быстро и хорошо». Ещё до первого концерта группы, созданной поющим бас-гитаристом Михаилом «Мефодием» Шахиджановым (экс-«Монолит», «Нюанс» и «Тяжёлый день») и гитаристом Александром «Сэмом» Львовым (экс-«Монолит») в компании барабанщика Павла «Юхансона» Чинякова (экс-«Раунд», «Дубль 1» и «Мистерия-буфф»), её музыканты свели знакомство с тогдашним председателем Мытищинсокго рок-клуба Евгением Аксёновым, впоследствии – президентом фирмы MetalAgen. Было это в ноябре 1989 года, а уже следующим летом эти московские наследники пивного бундестрэша закончили запись дебютного альбома “We’ll Bury You!”, получившего название по известной скандальной фразе Н.С. Хрущёва – «Мы вас закопаем!» Только первый тираж альбома, вышедший на LP на «Мелодии» летом 1991 года, был продан в количестве 70 000 копий – так что через год последовала допечатка на фирме SNC Records. Нужно отметить, что необычайная популярность Hellraiser была обусловлена не только успехом дебютного альбома и невероятной концертной активностью, но и необычным промоушном – памятные всякому металлисту со стажем хозяйственные пакеты с обложкой дебюта были изготовлены, по слухам, в количестве около миллиона штук!

К сожалению, в 1992 году трио принимает не самое лучшее решение о переносе своей деятельности за океан, отправившись в плохо организованный клубный тур по США вроде бы с материалом второго, уже записанного альбома. Весной 1993-го музыканты порознь возвращаются на Родину, и принимается решение о записи совершенно новой работы, причём в состав вливаются бас-гитарист Алексей «Купер» Яшин (экс-«Холостой выстрел») и ас-барабанщик Андрей Шатуновский, а Мефодий переключается на ритм-гитару. Альбом “No Brain, No Pain” (1995, Triton Records / «Союз»), выпущенный на кассете и CD, демонстрирует отличный баланс американского и европейского трэш-метала, и вскоре группа при финансовой поддержке ЛДПР (!) отправляется в турне по России, по результатам которого выпускается аудио- и видеокассета “Hellraiser Live 1996” (1996, Moroz Records). Однако третья студийная работа группы «03» (1997) оказалась совершенно невнятной – в основном русскоязычный альбом дал сильнейший крен в мэйнстрим-рок, и после очередного национального турне в конце 1997 года Hellraiser прекращает всякую активность. В середине 2000-х Сэм пытался организовать если не реюнион группы, то хотя бы возобновление её деятельности в новом составе, однако из этой затеи ничего не вышло. Зато в 2007 году две первых работы группы были переизданы на CD фирмой CD-Maximum с новым ремастерингом музыкальной программы и отличным дизайном.


In Folio

Сергей Седых

Общемировое поветрие по возрождению духа Led Zeppelin, бывшее весьма популярным в конце 80-х, к началу 90-х добралось и до России. И, говоря кратко, московский квартет In Folio так и остался лучшим образцом не просто космополитического блюз-рока, сыгранного в нашей стране, но блюз-рока, обогащенного национальной мелодикой. Это – несомненная заслуга бессменного лидера коллектива, совершенно незаурядного гитариста Сергея Седых, и неслучайно In Folio в 2005 году дала жизнь новому фолк-артовому составу Сергея «Северо-восток», продолжившего музыкальные изыскания старого квартета на новом уровне. Собственно, легенда об In Folio ходила среди меломанов с лета 1992 года, если не ранее – но первым материальным доказательством великолепных статей группы стала кассета “Ten Songs By In Folio” (1994, MetalAgen). Вокалист Олег Фёдоров не уступал шефу группы – в его подаче редкостная лиричность сочеталась с убедительным напором, и потому неудивительно, что публика на уже упоминавшемся фестивале “Deathrider” в мае 1995-го внимала In Folio как зачарованная. Именно на этом выступлении группа презентовала новую песенную программу, в 1996 году материализовавшуюся в облике альбома “In Folio Too”, первый трек с которого, “On The Sunny Side Of The Moon”, нужно безо всяких дискуссий признать самым выдающимся произведением в стилистике блюз-рока, написанным на территории России. Третья работа группы «Переменная облачность» (2000) оказалась инструментальной и в высшей степени интроспективной, а затем последовала трансформация состава в «Северо-восток». Но наследие In Folio ждала хорошая судьба – в 2006 году фирма «Союз» переиздала оба первых альбома на CD, дополнив их бонусным материалом – фрагментами саундтрека к компьютерной игре «Дальнобойщики» (1997). Собственно, всякому не обделённому хорошим вкусом меломану эти CD в коллекции не будут лишними.


Trizna

Коммерческое целеполагание приводит иногда к странным результатам – в середине 90-х московский состав Trizna превозносился его издателями и лицами, к ним приближенными, как главный трэш-металлический состав страны. Доказать это качество сложно – лучший альбом квартета “Out Of Step” (1995, PolyGram Russia) так и не переиздан должным образом на CD, а то, что издано – альбом “Need For Speed” (1996, PolyGram Russia) и демо-сборник “Forgotten Tapes” (2014, Metal Race Records) – вызывает гораздо больше вопросов, нежели меломанского удовольствия. История группы банальна – она была создана как трио «Стоп-кран» еще в 1984 году гитаристом Константином Селезнёвым, барабанщиком Станиславом Вознесенским и бас-гитаристом Андреем Гукленгоффом, а двумя годами спустя было придумано и всем известное название. Оживление коллектива после воинской службы ряда музыкантов происходит в 1988 году, а в 1991-м в состав входит вокалист Илья Александров (1974–2010). Однако запись первого демо “Trizna’s Merry Christmas” (1991) проходит ещё без Ильи, зато на демо-альбоме “Out Of Step” (1992) группа окончательно показывает себя серьёзным русским аналогом Metallica времён альбома “Master Of Puppets” (1986) не без уклона в европейскую поп-мелодику, выражавшуюся, если кто помнит, еще и в тяготении к концертному исполнению кавер-версий ABBA. Всё хорошо, и место своё Trizna в хэви-мэйнстриме заняла вполне законно, однако слушателя не мог не раздражать дурацкий хайпинг вокруг коллектива и участие его музыкантов в юмористическом грайндкоровом проекте «Карданный вал», который неуклюже преподносился слушателю с совершенно серьёзным лицом.

Далее последовало много чего, включая не сильно полезный для группы контракт с PolyGram Russia, работу музыкантов над альбомами проекта Boney NeM / «Бони НеМ» и трансформацию Trizna в группу «Фактор страха». Последний реюнион-альбом “Vertical Horizon” (2004, MALS) вполне мог бы вернуть группе доброе имя – но увы, это имя к моменту его издания уже оказалось довольно прочно забыто. Резюме: официальное переиздание лучшей работы группы, то есть финального варианта альбома “Out Of Step” на CD не то что назрело, а и давно перезрело.


Young Guns

Перепуганный политическими переменами и общей нестабильностью обыватель чувствовал себя на протяжении 1992–1993 годов еще более неловко: еще бы, он мог совершенно безвозмездно увидеть в телевизоре московскую группу Young Guns (чаще её название писали как «Янг Ганз») и смертельно испугаться. Откуда прибыли эти черти в коже и джинсе – из Лондона ли, или прямо из Лос-Анжелеса? На самом деле детище бас-гитариста Петра Мальцева (он же Никки Ганз) было следствием разочарования музыканта в эстетике группы KISS (коей он следовал в рядах маскированного состава «Ночь») и его новоприобретённой симпатии к Mötley Crüe. Искренняя любовь Петра к глэм-року и его умение находить входы, выходы и источники финансирования вскоре привели к тому, что коллектив с обескураживающей быстротой записал бодрый пятитрековый кассетный мини-альбом “Young Guns” (1992), а делами группы стал заниматься всем известный менеджер Юрий Айзеншпис. Менеджер не подвёл – квартет засветился во всех и всевозможных музыкальных телешоу, вроде «50×50» и «Звуковой дорожки», а также выступил на фестивале «Славянский базар» – но по телевизору этот триумф увидели только белорусские зрители.

С другой стороны, требования руководства о русификации текстов программы раздражали главного идеолога группы – «с русскими текстами глэм не катит!», да и к тому же названия песен вроде «20 сантиметров любви» или «Мои штаны в огне» и соответствующая текстовая составляющая вряд ли могла обрадовать пресловутого широкого слушателя. В результате в конце 1993 года во время записи второго альбома «Я не мальчик-пай» (1994) Пётр, ставший к тому моменту вполне публичной персоной, оказался уволен из собственной группы. Для порядка поагонизировав еще с год, Young Guns распались, а барабанщик Дмитрий «Снэйк» Хакимов пошел в гору, дойдя до должности играющего директора Глеба Самойлова и группы The Matrixx. Что же до наследия Young Guns, то альбом «Я не мальчик-пай» переиздан компанией «Союз Мьюзик» в формате цифровой загрузки, а номер “Put It In Your Mouth” опубликован на упоминавшемся выше CD-сборнике “Metal From Russia” (1993).