Накануне последнего концерта группы Tracktor Bowling, который состоится 1 сентября в московском Главклуб GreenConcert, вокалистка группы Лусинэ Геворкян рассказала Soyuz.ru о том, будет ли этот концерт действительно последним, а также о том, каких новостей в ближайшем будущем стоит ждать от её группы Louna.
Осенью состоится прощальный концерт Tracktor Bowling. Это будет действительно последний концерт «Тракторов», или это еще не конец истории?
Я не приверженец таких громких слов, как «последний концерт», «последний тур» - это звучит слишком громко. Мы думали, что последний концерт был в 2012-м, потом - в 2013-м, и всё равно, когда позвали на Кубану, мы собрались, и все прошло позитивно.
А давно у вас был последний альбом?
Недавно была пластинка «Бесконечность», а к двадцатилетию сделали своеобразный “The Best” - перезапись песен с разных альбомов, в том числе и с «Напролом». С этим материалом мы откатали два больших тура по тем городам, где нас действительно ждали и хотели видеть, где организаторы не боялись брать на себя риски везти андеграундную металическую группу.
Если в связи с приостановкой Tracktor Bowling освободится какое-то время, появятся ли какие-то новые проекты?
По сути, освобождается не очень много времени, потому что Трактора не особо сильно востребованы среди публики и промоутеров по России в целом. Организаторы фестивалей довольно скептически относятся к такой музыке. Много времени не освободится, а с Louna мы как пахали, так и пашем - у нас записываются одновременно два альбома и готовится новая концертная программа.
Расскажи про новый альбом Louna, что нас ждет?
На данный момент у нас полностью готово 10 новых песен, ещё 4 черновика в разработке. Это будет новый студийный альбом, у нас уже даже есть концепция и идея обложки. Альбомом «Дивный новый мир» мы завершили начатую альбомом «Время Х» трилогию, отражающую развитие и упадок нашего общества, новые песни будут немного в ином ключе, как музыкально, так и лирически. Старую добрую Louna люди услышат, но будет и нечто новое. Я не хочу пока раскрывать все карты по поводу нового альбома – услышав новые песни, человек сам должен понять, о чем они, но точно могу сказать, что будет немного другая атмосфера.
А когда альбом выйдет?
Записывать мы его планируем в декабре-январе, потом сведение, соответственно, в марте-апреле он будет готов.
Планируются ли какие-то спецпроекты, вроде вашего выступления с оркестром?
Мы думали над этим, но пока что решили остановиться не на оркестре, а на струнной группе. Помимо стандартных струнных инструментов, у нас будут флейты, виолончель, волынка, губная гармоника, может быть, позовем альт. Такую программу мы хотели играть на открытом воздухе, но потом мы посмотрели на наше лето и поняли, что есть определенные риски.
Два года назад вы с Витом говорили, что музыку в Louna в основном пишут гитаристы. А сейчас что-то поменялось?
Это не совсем так. Гитаристы в основном приносят первоначальную канву, какие-то риффы, иногда связки нескольких партий, потом мы все вместе садимся и работаем над этим материалом. Вит редко, но метко сочиняет 2-3 своих песни на альбом, причём предпочитает придумывать их целиком, записывая дома партии всех инструментов. Дальше я беру готовую инструментальную демку, мы с Витом пишем вокальные гармонии, а потом он садится за текст. Схема не поменялась, за исключением того, что одну песню в этом новом альбоме я написала целиком сама, включая гитарные партии.
А как твой сын относится к музыке?
Единственный концерт, на который мы его водили - это был Kid Rock Fest в парке на Красной Пресне. Мы попали на «Приключения Электроников», не могу сказать, что он увлекся, но мы с ним немножко поплясали. В целом, я стараюсь включать ему дома детские песенки, без жести.
В прошлый раз мы обсуждали ваши западные гастроли. Планируете ли вы сейчас что-то подобное?
Мы хотели сделать тур по Европе, хотели вписаться на летние фестивали, но ввиду того, что у нас тут было очень много дел, мы немного упустили этот момент, подзатянули и опоздали. Недавно я закончила студийную запись вокала для нашего англоязычного альбома. У нас за плечами уже есть один, и теперь мы готовим второй. Это будет полноценный лонгплей.
Этим летом вы довольно часто выступали на разных фестивалях.
К сожалению, меньше, чем в прошлом году - сказывается финансовая ситуация в стране. Отменились многие фестивали, потому что билеты продаются не очень хорошо, несмотря на совершенно бомбические составы и международный уровень.
Ситуация ухудшилась по сравнению с прошлым годом?
Да, у людей реально нет возможности посещать концерты.
А из состоявшихся фестивалей что запомнилось?
Они все были хороши, но Park Live с хедлайнером System Of A Down, где мы были единственной российской и русскоязычной группой, был для нас неким челленджем. Мы привыкли, что выступаем где-то после девяти-десяти вечера, и все поют наши песни. Там тоже пели, но, конечно, не все. Что меня удивило, песню «Мама» пели так, как будто это международный хит.
Когда два года назад мы обсуждали различные коллаборации, ты говорила, что вы возможно планируете что-то сделать с Растичем и Масловым.
Хотелось бы, но ребята сами не активны, их надо раскачивать. Если у них будет время, все-таки попробуем их раскачать.
В чём-то это немного ностальгическая история.
Это талантливая история. Талантливой музыки у нас стало очень мало. Рэп-тусовка сейчас спокойно уделывает рок по злободневности и разнообразию творчества .
Ты сама слушаешь кого-нибудь из рэперов?
Мне всегда нравилась «Каста», их мрачное настроение, у них всегда было все хорошо, красиво и лирично. Оксимирон, несмотря на то, что голос не по мне - я такие голоса воспринимаю тяжело, в плане лирики сильный товарищ, как поэт он очень крутой. Недавно мы заценили Хаски - когда слушали, вообще ничего не поняли из-за его манеры читки, а потом почитали тексты и удивились - ничего себе! Очень крутые и мрачные тексты, может быть, надо будет послушать еще раз.
Сейчас многие говорят, что рэп - это новый рок-н-ролл.
Да, потому что рокеры устарели, стухли морально и состарились физически и, что самое страшное, идейно тоже.
Такое ощущение, что старшее поколение состарилось, а новое не появилось.
Не появилось, а даже если и появилось, оно не особо искренне общается со слушателями.
Возможно, это влияние пресловутого «формата Нашего радио», когда все стараются работать под него.
У групп будет возможность попасть на «Наше Радио», если группы будут честно и искренне делать что-то свое. Там сидят люди, которые прекрасно понимают, что может зацепить слушателя, что может отложиться и отозваться в сердцах, а не будет выглядеть как пародия на формат.
А есть кто-то из молодых групп, кто тебе кажется интересным?
Сейчас на наших глазах бомбанула группа «Порнофильмы», как раз благодаря своему нигилизму, анархизму, искренности. Мы с Витом перманентно слушаем группу «Пионерлагерь Пыльная Радуга». Это мелодично, круто, гранжево и мрачно. Нам очень импонирует то, что делает Алексей Румянцев, и мы считаем его гениальным поэтом, автором и исполнителем. Я как вокалистка выделяю только троих обладателей мужского вокала, и один из них - это Леша. Но и «Порнофильмы», и ППР - не молодые артисты, у них за спиной много лет и альбомов. Из молодых пока нет никого, разве что недавно выстрелила группа «Пошлая Молли».
Во времена Р-клуба Tracktor Bowling делали фестиваль «Дети кукурузы» и тянули всех за собой - это подняло сцену. Нет ли сейчас желания сделать какой-то свой фестиваль с теми же «Порнофильмами» и ППР?
Мы думали об этом, но мы не самые опытные в этом вопросе, а те, у кого есть опыт - они, наверное, все-таки не возьмутся. Если взять Москву и Московскую область, то фестивалей вокруг пруд пруди.
Где ты берешь информацию о новой музыке? Где бы ты посоветовала своим слушателям искать что-то интересное?
ВКонтакте, Apple Music. Один раз я вышла на пробежку и включила плейлист, а теперь он мне целый месяц советует песни для пробежки, я узнала и послушала уже миллион новых групп. Лучший способ познакомиться с музыкой - это Apple Music, соцсети, а фестивали - это лучший способ понять, нравится тебе группа или нет, это лучше всего делать именно во время живого выступления.
Как на периферии обстоят дела с концертами в провинциальных клубах, помимо летних фестивалей?
Когда мы поехали в тур по Штатам, мы думали, что сейчас увидим какую-то существенную разницу, но первый клуб, в котором мы играли, не отличался от клуба в Орле, разве что был в три раза меньше. Многие клубы у нас в стране сейчас закрываются на глазах, потому что владельцы считают, что не отбивается то, что вкладывается в клуб, считают, что рок не актуален и оставляют только хип-хоп-тусы и дискачи.
Сложно ли ездить в долгие туры, когда у тебя маленький ребенок дома? Вы можете позволить себе отправиться в тур на месяц?
Сложно, но мы можем и отправляемся. У нас будет тур Louna с 7 октября по декабрь, и Макс в это время традиционно будет с бабушкой и дедушкой. С рождения Макса мы гастролируем каждый год по одному-два месяца, поэтому нам пока не светят никакие детские сады, и мы уже задались вопросом, что же будет со школой.
А если твой сын, когда вырастет, скажет: «я хочу играть в рок-группе», что ты ответишь?
Я сегодня у него спрашивала – ты пойдешь в музыкальную школу? Он говорит – да, буду на барабанах играть. Это его выбор – если захочет, может стать кем угодно – ветеринаром, хирургом или юристом.
В последних ваших работах много политической и социальной тематики. Влияет ли на тексты и на музыку то, что сейчас происходит в стране?
Влияет, а с появлением ребенка еще больше. Ты заботишься не только о себе. Когда мы были молодые и независимые, могли очертя голову бросаться на амбразуры, а теперь мы заботимся о том, чтобы ребенок рос в стране, граждане которой достойны всех благ, которых они не имеют из-за того, что они до них не доходят. Это нас беспокоит. Хотелось бы хотя бы детям обеспечить достойное будущее, образование и медицину.
Насколько для тебя важна аудиовизуальная составляющая? Многие считают, что для продвижения в интернете нужна красивая картинка, а если ее нет - ничего не светит.
Раньше считалось - ты вложил много денег, снял дорогой клип - значит, покатит. Сейчас важны не столько финансовые вложения, сколько то, есть ли там какая-то интересная идея, изюминка.
А с кем работаете вы?
Клип «Родина» снимала наша подруга, она даже не оператор, а фотограф, но решила заняться видео. Ребята, которые снимали «Обычный человек», делали клип «Черта» для Tracktor Bowling, когда они были еще школьниками, но сейчас они уже подросли, и на этот раз все было серьезно. С точки зрения картинки – всё получилось круто, но с точки зрения просмотров клип не отбил своих затрат, реакция была достаточно прохладная. Сейчас все должно цеплять и удивлять какой-то новой идеей. Наш клип «Мама» стоил нам лишь аренды фотостудии и нервов, чтобы вытащить мам в студию, а он смотрится и смотрится. Следующее наше видео будет на песню «Весна», и оно будет концертное. Мы будем снимать его совместно с группой «Порнофильмы» - рубилово в зале, угар, фаера - хороший домашний концерт в Главклубе. У нас есть концертный клип «Громче и злей», но он более масштабный, снятый на большом концерте в большом зале, а здесь будет клубный хардкор-панк.
А есть какой-то клуб-чемпион в Москве, где, на твой взгляд, круто все?
Stadium – там все круто по всем параметрам. Я не берусь говорить о рисках организаторов, но мне кажется, в этом клубе они того стоят. Это самая прогрессивная площадка, которая, по всей видимости, уже убрала конкурентов своего уровня.
А как насчет маленьких площадок? Ты часто ходишь на концерты?
Нет. Мне хочется тратить свои ресурсы на пробежки, на репетиции. Раньше я каждый год ездила на иностранные фестивали, в этом году, к сожалению, обломалась поездка на Sziget, но надеюсь в следующем году пробить эту стену - я хочу ездить не только как турист.
А не было ли желания собрать старый состав Тракторов и собрать там старых участников?
Мы играли таким составом на двадцатилетии группы. Только Профф не смог, но мы с ним регулярно видимся - нашу старую репетиционную базу затопило, и мы переехали в тот же подвал, где репетируют Anacondaz, с которыми он и играет. Мы съехали, а на днях вода затопила угол на новой базе. Но все базы в подвалах, и держи-не держи руку на пульсе, все равно где-нибудь бомбанет труба.
На двадцатилетии с нами играл Кларк, был Денис Хромых, был Чегевара - мне кажется, он вообще был самым крутым вокалистом, хотя товарищ уже в годах, с ним было очень круто работать.
А кроме Проффа и Дениса кто-то из бывших участников Tracktor Bowling занимается музыкой?
В основном все занимаются семьями, но Кларк периодически всплывает в каких-то андеграундных группах, Кондрат тоже собирал какой-то проект. Все достаточно ровно, ты никогда не знаешь, с кем жизнь тебя пересечет рано или поздно. Когда я начинала слушать Радио Ultra, я не могла предположить, что буду сидеть в баре с Джекоби Шэддиксом из Papa Roach и обсуждать музыкальный рынок Германии – такого я не представляла на тот момент, будучи студенткой. Я не представляла, что лидер группы Linkin Park Честер Беннингтон, успешный артист с турами по всему миру, у которого есть огромная семья и любящая жена, вдруг возьмет и повесится на ровном месте. И никто не узнает, что им двигало на тот момент. Для меня это очень большая утрата, потому что это была та группа, которая меня фактически втянула в этот мир. Поэтому последний концерт или первый – это все смешно, если человек уходит из группы, никто не может поставить окончательную точку и сказать, что ты с ними никогда больше не поиграешь. Все это – круги, в которых ты постоянно общаешься, все циклично.