Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Лицо»: Маски сняты

Малгожата Шумовска сняла бескомпромиссный и злободневный фильм о лицемерии и ксенофобии, царящих в обществе.
26 апреля 2018 0
Постер фильма ​«Лицо»
Постер фильма ​«Лицо»

26 апреля в российский прокат выходит польская трагикомедия «Лицо», получившая Гран-при на Берлинском кинофестивале 2018 года. В своем новом фильме Малгожата Шумовска рассказывает историю о том, как всего одно событие может проявить истинную, далеко не лучшую, сущность жителей одного городка.

Результаты 68 Берлинского кинофестиваля, жюри которого возглавлял Том Тыквер, были приняты киножурналистами в штыки – главный приз достался картине «Недотрога», получившей самые низкие баллы в прессе. Однако присуждение Гран-при «Лицу» Малгожаты Шумовской (ее предыдущие работы «Во имя...» и «Тело» тоже получали призы на «Берлинале») возражений не вызвало. Польская кинематографистка сняла смелое и злободневное кино, достойное награды.

Кадр из фильма «Лицо»

Кадр из фильма «Лицо»

Яцек (Матеуш Косьцюкевич – польская версия Кита «Джон Сноу» Харингтона) – первый парень на деревне, харизматичный и бойкий. Под стать ему и красавица-невеста – Дагмара (сыгравшая ее Мальгожата Гороль словно сестра-близнец астеничной Ольги из «Тела»). Они не скрывают своего пренебрежительного отношения к недалеким местным жителям: называют их глупыми крестьянами и мечтают уехать куда подальше – в Англию, например. Языка они не знают, профессии, способной обеспечить им достойную жизнь за границей, у них нет, но легко представить весь мир у своих ног, когда ты молод и красив. Однако судьба вносит свои коррективы в планы этой парочки: Яцек получает страшную травму на работе и возвращается домой уже с новым лицом.

Кадр из фильма «Лицо»

Кадр из фильма «Лицо»

Удивительно, но, выйдя из клиники, Яцек не сразу замечает, что в его жизни наступили необратимые перемены. Он не стесняется своей внешности, не сторонится людей – наоборот, пытается восстановить отношения с невестой и участвует в пресс-конференциях. А для СМИ история Яцека оказалась настоящим лакомым кусочком. Мало того, что он первый в Польше человек с пересаженным лицом, так и пострадал он не абы где, а на стройке самой большой в мире статуи Иисуса Христа (такая статуя действительно существует в Польше). Лицо Христа будет еще одним молчаливым свидетелем событий.

Кадр из фильма «Лицо»

Кадр из фильма «Лицо»

«Лицо» – это не фильм о том, как человек изменился под воздействием экстремальных событий. Не стоит ждать от этой ленты глубокого психологизма – эта стилистика не близка автору, да и она плохо сочетается с сатирой. Эта картина о том, как все дурное (ксенофобия, лицемерие, ханжество, высокомерие, косность) в людях вылезает наружу. Оно было там всегда, его не особенно старались скрыть, просто изменившийся образ Яцека обострил эту проблему, вскрыл нарыв.

Кадр из фильма «Лицо»

Кадр из фильма «Лицо»

В первой части фильма, когда лицо Яцека еще не превратилось в маску, его сородичи уже не вызывают симпатии – крикливые, вульгарные, пошлые. Не удивительно, что и после трагических изменений они проявляют себя худшим образом. Только сестра юноши, с самого начала не высмеивавшая его мечты уехать за границу, осталась на его стороне. Благодаря этой героине интересным образом раскрывается тема нарушенной коммуникации – первого звоночка, что Яцеку здесь больше не рады. Сестра понимает, что говорит ее брат (травма задела связки), все остальные – нет. Даже родная мать относится к Яцеку настороженно, называет его «инопланетянином». В этом есть доля правды. Словно пришелец, Яцек пытается наладить контакт с местными жителями. Получается у него это не ахти: говорит он непонятно, мимики толком нет: его лицо – это замерзшая маска. Это пугает и настораживает людей: непонятно говорит, непонятно, чего хочет – лучше держаться от него подальше. Неудивительно, что страх перед чужаком, – а Яцек для односельчан стал совсем чужим – приводит к дикому для современного человека событию – обряду экзорцизма. Да, именно таким способом мать хочет вернуть себе «прежнего Яцека» и изгнать из него «рожу». Средневековая логика (тогда уродство считалось проявлением дьявольской силы) кажется чем-то обыденным – к хорошему экзорцисту надо записываться заранее. При таком раскладе дел радуешься, что Яцека не сожгли на костре, как какое-нибудь Чудовище Франкенштейна. Тем временем лица крестьян сами начинают напоминать карикатурные рожи, будто сошедшие с полотен Питера Брейгеля Старшего.

Кадр из фильма «Лицо»

Кадр из фильма «Лицо»

Несмотря на творящийся на экране абсурд, в историю, рассказанную Шумовской, сразу веришь. Сквозь яркость и самобытность сюжета просвечивает его универсальность. Хотя в своей ленте постановщица явно обращается к своим согражданам и призывает их взглянуть правде в глаза, проблемы, обозначенные в «Лице» – это не только проблемы польского общества. События, произошедшие в польской глубинке, легко могли произойти и в России, и в Америке, да и в любой другой стране, где духовные скрепы обсуждаются на государственном уровне.

Кадр из фильма «Лицо»

Кадр из фильма «Лицо»

Кино Малгожаты Шумовской лишено сентиментальности, но не чуждо поэзии, без которой ее работа превратилась бы сухое и унылое произведение. Шумовска сняла острую и едкую картину, исследование современного польского общества, и ее авторская смелость и бескомпромиссность, безусловно, вызывают уважение. «Лицо» восхищает и своей виртуозной режиссерской работой. В фильме нет ни одной лишней сцены и лишней фразы, каждый кадр точно выстроен и работает на создание цельного произведения. Картина оставляет после просмотра горькое послевкусие, но это только еще раз подтверждает вышесказанное: автор достигла поставленной цели – заставила взглянуть истине в лицо.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями