26 апреля в российский прокат выходит польская трагикомедия «Лицо», получившая Гран-при на Берлинском кинофестивале 2018 года. В своем новом фильме Малгожата Шумовска рассказывает историю о том, как всего одно событие может проявить истинную, далеко не лучшую, сущность жителей одного городка.
Результаты 68 Берлинского кинофестиваля, жюри которого возглавлял Том Тыквер, были приняты киножурналистами в штыки – главный приз достался картине «Недотрога», получившей самые низкие баллы в прессе. Однако присуждение Гран-при «Лицу» Малгожаты Шумовской (ее предыдущие работы «Во имя...» и «Тело» тоже получали призы на «Берлинале») возражений не вызвало. Польская кинематографистка сняла смелое и злободневное кино, достойное награды.
Яцек (Матеуш Косьцюкевич – польская версия Кита «Джон Сноу» Харингтона) – первый парень на деревне, харизматичный и бойкий. Под стать ему и красавица-невеста – Дагмара (сыгравшая ее Мальгожата Гороль словно сестра-близнец астеничной Ольги из «Тела»). Они не скрывают своего пренебрежительного отношения к недалеким местным жителям: называют их глупыми крестьянами и мечтают уехать куда подальше – в Англию, например. Языка они не знают, профессии, способной обеспечить им достойную жизнь за границей, у них нет, но легко представить весь мир у своих ног, когда ты молод и красив. Однако судьба вносит свои коррективы в планы этой парочки: Яцек получает страшную травму на работе и возвращается домой уже с новым лицом.
Удивительно, но, выйдя из клиники, Яцек не сразу замечает, что в его жизни наступили необратимые перемены. Он не стесняется своей внешности, не сторонится людей – наоборот, пытается восстановить отношения с невестой и участвует в пресс-конференциях. А для СМИ история Яцека оказалась настоящим лакомым кусочком. Мало того, что он первый в Польше человек с пересаженным лицом, так и пострадал он не абы где, а на стройке самой большой в мире статуи Иисуса Христа (такая статуя действительно существует в Польше). Лицо Христа будет еще одним молчаливым свидетелем событий.
«Лицо» – это не фильм о том, как человек изменился под воздействием экстремальных событий. Не стоит ждать от этой ленты глубокого психологизма – эта стилистика не близка автору, да и она плохо сочетается с сатирой. Эта картина о том, как все дурное (ксенофобия, лицемерие, ханжество, высокомерие, косность) в людях вылезает наружу. Оно было там всегда, его не особенно старались скрыть, просто изменившийся образ Яцека обострил эту проблему, вскрыл нарыв.
В первой части фильма, когда лицо Яцека еще не превратилось в маску, его сородичи уже не вызывают симпатии – крикливые, вульгарные, пошлые. Не удивительно, что и после трагических изменений они проявляют себя худшим образом. Только сестра юноши, с самого начала не высмеивавшая его мечты уехать за границу, осталась на его стороне. Благодаря этой героине интересным образом раскрывается тема нарушенной коммуникации – первого звоночка, что Яцеку здесь больше не рады. Сестра понимает, что говорит ее брат (травма задела связки), все остальные – нет. Даже родная мать относится к Яцеку настороженно, называет его «инопланетянином». В этом есть доля правды. Словно пришелец, Яцек пытается наладить контакт с местными жителями. Получается у него это не ахти: говорит он непонятно, мимики толком нет: его лицо – это замерзшая маска. Это пугает и настораживает людей: непонятно говорит, непонятно, чего хочет – лучше держаться от него подальше. Неудивительно, что страх перед чужаком, – а Яцек для односельчан стал совсем чужим – приводит к дикому для современного человека событию – обряду экзорцизма. Да, именно таким способом мать хочет вернуть себе «прежнего Яцека» и изгнать из него «рожу». Средневековая логика (тогда уродство считалось проявлением дьявольской силы) кажется чем-то обыденным – к хорошему экзорцисту надо записываться заранее. При таком раскладе дел радуешься, что Яцека не сожгли на костре, как какое-нибудь Чудовище Франкенштейна. Тем временем лица крестьян сами начинают напоминать карикатурные рожи, будто сошедшие с полотен Питера Брейгеля Старшего.
Несмотря на творящийся на экране абсурд, в историю, рассказанную Шумовской, сразу веришь. Сквозь яркость и самобытность сюжета просвечивает его универсальность. Хотя в своей ленте постановщица явно обращается к своим согражданам и призывает их взглянуть правде в глаза, проблемы, обозначенные в «Лице» – это не только проблемы польского общества. События, произошедшие в польской глубинке, легко могли произойти и в России, и в Америке, да и в любой другой стране, где духовные скрепы обсуждаются на государственном уровне.
Кино Малгожаты Шумовской лишено сентиментальности, но не чуждо поэзии, без которой ее работа превратилась бы сухое и унылое произведение. Шумовска сняла острую и едкую картину, исследование современного польского общества, и ее авторская смелость и бескомпромиссность, безусловно, вызывают уважение. «Лицо» восхищает и своей виртуозной режиссерской работой. В фильме нет ни одной лишней сцены и лишней фразы, каждый кадр точно выстроен и работает на создание цельного произведения. Картина оставляет после просмотра горькое послевкусие, но это только еще раз подтверждает вышесказанное: автор достигла поставленной цели – заставила взглянуть истине в лицо.