29 февраля были объявлены победители 70-го международного Берлинского кинофестиваля. «Золотого медведя» – в очередной раз в истории смотра – получила драма из Ирана. Обвинять фестиваль в «политизации» совершенно неправильно – он изначально и позиционировал себя как платформу для социальных и политических фильмов. Картина Мохаммада Расулофа только подтверждает основной девиз «Берлинале».
«Зла не существует» делится на четыре условные новеллы о совершенно разных героях, которые оказались перед ликом ужаса. Юноши-иранцы вынуждены пройти службу в армии, чтобы потом начать жизнь с чистого листа. Если они не проведут два года в иранских войсках, им не отдадут паспорт, они не смогут вступить в брак, у них не будет возможности получить высшее образование. Новобранцев распределяют в разные отделения, но некоторые, не по своей воле, становятся палачами. Смертная казнь принята правительством и закреплена в законах Ирана, однако ее осуществляют – проще говоря, убивают преступников – молодые мужчины, не желающие никому причинять боль. Четыре героя фильма «Зла не существует» проходят сложнейший путь, на котором аморальность встречается с нравственностью.
Конкурсная программа «Берлинале»-2020 с разных сторон рассматривала природу зла, обращаясь к смерти, насилию, ужасам системы или личному, но очень горькому одиночеству. Были, конечно, и комедийные вариации, вроде французской картины «Удалить историю» Бенуа Делепина и Гюстава Керверна, которая получила специального «Серебряного медведя» по случаю юбилея смотра. В «Плохих сказках» братьев Д'Инноченцо зло принимает облик деспотичных родителей, а в «Дау. Наташа» Ильи Хржановского и Екатерины Ортел оно просто есть, и оно безгранично. Таким образом картина Расулофа «Зла не существует», снятая в условиях полной секретности, как и большинство иранских картин, как бы «суммирует» все предыдущие киновысказывания. Не зря сама драма была показана аккурат в последний день конкурсной программы.
Также «Зла не существует» – это своеобразный оммаж многим иранским режиссерам. Каждая новелла несет в себе частичку стиля других постановщиков, включая Джафара Панахи и Аббаса Киаростами. Те же Панахи и Киаростами так или иначе касались природы зла в своих картинах.
Герои Мохаммада Расулофа словно читают свои собственные мемуары, откровенно рассказывая о своем внутреннем конфликте, когда человек встает перед выбором, даже если его не существует. Их рефлексия, метания, поиски ответа на вопрос «Что такое добро и зло?» полностью их разрушают. Один – палач, который сегодня получает зарплату за то, что он вешает людей, а завтра спокойно идет на свадьбу с женой и дочкой. Второй согласен переступить закон и понести за это наказание, лишь бы никого не убивать. Третий из неизбежности принимает «должность» палача, но потом, терзаемый внутренними демонами, уже не знает, осталось ли у него право просить прощения. «Герой ли он?» – задается вопросом последний, четвертый персонаж.
Конечно, они не герои. Они, в первую очередь, простые люди. А ведь человечности почти не осталось в этом страшном мире.