Вне зависимости от того, нравится вам Interpol или нет, вы не сможете отрицать их главное достоинство – уникальное стилистическое чутье и чувство меры в заигрывании с новыми жанрами. Какую бы песню с какого альбома (теперь их уже шесть) вы не включите – аскетичная, контрастная черно-бело-красная гамма Interpol задается самой азбукой звуковых волн, краски сочатся из наушников, проступают через защитные мембраны колонок.
«Turn On The Bright Lights» вышел всего лишь в 2002 году, но кажется, что с тех пор уже прошла целая эпоха. С чисто музыкальной точки зрения ничего особенно выдающегося в этой эпохе не было – и на фоне бесконечно собирающихся и самораспадающихся групп очередного «ревайвла» дебютный альбом Interpol по сей день высится колоссом, памятником самому себе. Мастерски показав тогда целому поколению – да и не одному – сколько купонов можно настричь благодаря умелому косплею Joy Division (и параллельно возродив интерес к самим великим смурным британцам), Пол Бэнкс & Co надежно вписали себя в историю. «Turn On The Bright Lights» и 16 лет спустя слушается свежо и актуально – по сравнению с любой из пластинок каких-нибудь White Lies или Snow Patrol он совершенно не состарился, он угрожающ и мрачен, привлекателен и странным образом танцевален.
К сожалению, сразу после выпуска этого черного монолита звезда Interpol начала очень медленно, но верно клониться в направлении, противоположном восходу, и каждый из трех последующих альбомов был немного слабее своего предшественника. На «Antics» были хитовые мелодии, но не хватало малюсенькой щепотки отчаянья, «Our Love To Admire» вышел довольно занудным и перепродюсированным, а на «Interpol» 2010 года уху уже было откровенно не за что зацепиться. Да, Interpol по-прежнему делали музыку до безумия стильную, но она, в отличие от их дебютного LP, уходила в забвение буквально на глазах словно любимый пиджак вашего дедушки.
В 2010 году Interpol постиг удар – устав от всей этой прогерии, коллектив покинул со-основатель и автор артистичных басовых партий Карлос Дэнглер, которого называли второй после фронтмена точкой притяжения глаз и сердец поклонников обоих полов. Удивительно, но эту оказию группа перенесла более, чем стойко. «El Pintor» 2014 года стал для авторитетного пост-панк-ансамбля чуть ли не ренессансом: бас-гитару взял в руки сам Пол Бэнкс, и сократившаяся до трио группа записала если не лучший, то уж точно самый энергичный и креативно аранжированный альбом в своей истории. Единственное, за что Interpol можно было тогда упрекнуть – так это за намеренное «облегчение» аранжировок, из-за чего их когда-то готичное и гулкое звучание начало напоминать благостные опусы Kings of Leon.
Прошло 4 года, за которые группа успела откатать не один успешный тур, в том числе полностью играя «Turn On The Bright Lights» в честь 15-летия его выхода. Такой опыт обычно крайне способствует возвращению группы к «корневому» звучанию, и мир приготовился к еще одному подарку от любимчиков музыкальных критиков, втайне надеясь на знакомую комбинацию мрачной атмосферы и отчаянного вокала, тонущих в гитарном ревере. Получили ли поклонники то, чего хотели? И да, и нет.
Начинают Interpol за здравие. В первых трех треках нет и следа вязкой томной ночной атмосферы – это инди-рок-номера с галлопирующей ритм-секцией и привычно трехнотной гитарой. На «The Rover» бодрость достигает апогея – это чуть ли не самый напористый номер за всю карьеру Interpol, фонтанирующий энергетикой, близкой к Black Rebel Motorcycle Club. Но дальше происходит что-то странное.
Пожалуй, в первый раз Interpol подводит аскетичность аранжировок – уже к четвертой «Flights Of Fancy» песни начинают казаться предательски похожими друг на друга, отличаясь будто бы лишь на несколько нот. Фирменная манера Бэнкса раскачивать зал громоподобными припевами, во время которых его голос прорезает гитарную вязь как оззиосборновский электрический треск, едва продирается сквозь однообразное гитарно-барабанное месиво – никогда еще Interpol так явно не хватало обогащающего звучания клавишных или струнных.
Это не означает, что на «Marauder» нет хороших и запоминающихся песен – по меньшей мере «Stay In Touch» благодаря грамотно расставленным стоп-таймам и хаотической, то обманчиво-облегченной, то нойзовой гитарной партии наверняка станет концертным хитом. Но кардинально обновить звучание не выходит, а старые приемы уже отработаны группой столько раз, что ко второй половине альбома они успевают надоесть. Доходит до того, что последние несколько композиций выглядят совсем уж лишними – артистическое высказывание кажется законченным уже после 30 минут прослушивания.
Interpol записали еще один альбом с умеренным количеством хитов, который не назовешь ни слабым, ни особенно сильным. Как и на предыдущих записях, на «Marauder» есть несколько откровенных филлеров, но хватает и песен, которыми можно озвучить энергичную сцену любого голливудского нуара. И все же чем дальше, тем понятнее становится выбор Карлоса Дэнглера, еще 8 лет назад спрыгнувшего с этого несущегося паровоза в совершеннейшую неизвестность. Что может быть унылее бесконечных и бесплодных попыток изобрести себя заново? Если кого-то удивил сайд-проект Пола Бэнкса с рэперами из Wu-Tang Clan, ответ на вопрос «зачем?» он может найти для себя, переслушав «Marauder» по кругу раз пять. Лучше не задавайтесь им.