30 августа в прокат выходит третья часть приключений молодого дознавателя Николая Васильевича Гоголя (Александр Петров) – фильм «Гоголь: Страшная месть». Напомним, в первой и второй картине главный герой тщетно пытался поймать Темного всадника, который терроризировал население Диканьки. В финальной части Гоголю предстоит защитить возлюбленную Лизу (Таисия Вилкова) от злодея. Ведь всадник убивал девушек для «особого ритуала», и есть риск, что Лиза может стать последней, тринадцатой жертвой…
Получилось ли у создателей трилогии сохранить мрачную атмосферу далекой страшной провинции, или долгожданный финал грешит тоской смертной и вялым сюжетом? Ответ ищите в нашей рецензии.
В первой и второй части «Гоголя» писатель из курса школьной литературы предстал в новом амплуа. Николай Гоголь не просто чиновник, дознаватель из Санкт-Петербурга, а борец со сверхъестественными силами. Судьба занесла его в Диканьку, где творится что-то невообразимое – местные жители уверены, что в лесу орудует колдун-изувер, похищающий девушек. Николаю Гоголю, который по ходу трилогии стал детективом и «проводником» в мир паранормального, предстояло за три фильма и сериал распутать клубок из верований, фольклорных страшилок и легенд. Если в первом фильме дознаватель еще является активным участием следствия, то к финальному аккорду трилогии его пыл поубавился. Гоголь становится тихим свидетелем жестокой расплаты за преступления прошлого, а все активные действия легли на плечи старших коллег.
Начало «Страшной мести» – медленное, словно сценаристы «раскачивают» лодку, чтобы к финалу разразилась буря. Зритель ждет экшена, ярких эпизодов, искрометных диалогов и долгожданной развязки. Буря происходит, но это буря негодования, после которой хочется сказать: «Что это было?» В третьей части сценаристы решили уйти от сюжетной линии фольклорного хоррора, акцентируя внимание на романтических отношениях Гоголя и Лизы. Если следовать истине, что любовь побеждает все, то в триквеле «Гоголя» данное утверждение срабатывает процентов на 60. Излишняя чувствительность самого Николая Гоголя к объекту преклонения выглядит натянуто, а сама дама сердца ведет себя как-то странно. Когда ей угрожает смертельная опасность, она предпочитает не избегать ее, а с возлюбленным она подчеркнуто холодна. Ради Лизы Гоголь готов на все, но сможет ли он принять страшную тайну своей возлюбленной?
При просмотре первых фильмов трилогии не покидает мысль, что создатели «Гоголя» четко и непоколебимо ориентировались на голливудское кино. Спецэффекты, хорошая операторская работа, красивые локации, ставка на популярных актеров. В завершающей части подражание усиливается настолько, что зрителю может показаться, что он попал на тимбертоновскую «Сонную лощину» с Джонни Деппом, а не на финал «Гоголя». Тут тебе и всадник-злодей, много тумана, невротичные герои и готическая атмосфера. Однако если от всадника в «Сонной лощине» трясутся поджилки, то гоголевский всадник пугает лишь размерами. Да и Гоголь в роли российского аналога констебля Икабода Крэйна не отличается высокой продуктивностью и дедукцией. Его припадки, болезненная бледность, отстраненность, впечатлительность и особый дар видеть представителей потустороннего мира на фоне уверенного и прагматичного Якова Гуро (он вернулся!) кажутся жалкими и пародийными.
Огромное количество отсылок в фильме к великой миссии Гоголя в потустороннем мире понять можно: некоторые биографы писателя утверждают, что он очень боялся незнакомцев, страдал нарколепсией и имел странные привычки. Например, писатель мог спать сидя или в неудобном положении, постоянно набивал карманы сладостями, а свои сочинения записывал на обрывках бумаги, а затем скреплял их. Вокруг писателя еще при его жизни было много мифов, а после смерти их количество увеличилось.
Если отбросить недовольство по поводу многочисленных воскрешений героев (о которых никто не просил) и сценарных нестыковок (Почему Гоголь оказался в гробу? Каковы истинные мотивы Якова Гуро?), то «Страшная месть» радует яркими второстепенными персонажами. Ей богу, за доктором Бомгартом (Ян Цапник), полицмейстером Александром Бинхом (Евгений Стычкин), маленькой ведьмочкой Василиной (Марта Тимофеева), кузнецом Вакулой (Сергей Бадюк) и верным слугой Якимом (Евгений Сытый) интереснее наблюдать, чем за пресловутым Темным всадником. Злодея «задвинули» на второй план, сделав его настолько неуловимым, что весь флер загадочности просто испарился. Как бояться того, кого на экране за на протяжении трех фильмов практически не показывают?
Не обошли вниманием сценаристы и женских персонажей. То ли в угоду тенденции на «феминистическое» кино, то ли таким образом создатели говорят свое «есть женщины в русских селеньях», но героиня Лизы оказывается не кисейной барышней, которую надо защищать, а настоящей амазонкой хуторского разлива. Зритель будет немного шокирован подробностями жизни Лизы в духе «Игры престолов». Тут тебе и женское соперничество, и умелое владение оружием, и боевой характер, и древняя магия, и старые семейные тайны. Лихой поворот сюжета, который касается Лизы, по идее, должен привлечь внимание зрителя, но на деле вводит в ступор. То, что должно было стать «роялем в кустах», не становится открытием прозорливому зрителю, который уже вычислил злодея.
Интрига с Темным всадником отлично сработала в первой части франшизы, подобный мэшап фольклора и мистики был в диковинку зрителям. «Гоголь. Начало» стал чуть ли не сенсацией российского фэнтези, собрав в прокате более $7 млн. Действительно, когда берешь в оборот классика литературы, изрядно «перетряхиваешь» его творчество, переосмысливаешь диковинный мир сверхъестественного из книг и добавляешь «голливудский лоск», то картина практически обречена на успех. Вторая часть получилась слегка затянутой, казалось, сценаристы хотели все самое «сладкое» оставить на финал. В третьей зритель ждет ответы на вопросы и привычное экранное хулиганство – однако нет ни ответов, ни долгожданных «вишенок на торте», лишь горстка засохших «хлебных крошек», оставшихся от предыдущих частей. В «Страшной мести» озорства и динамики меньше, да и заявленной в названии фильма вендетты как таковой нет. Остается надеяться, что расширенная телеверсия подлатает логические и сюжетные дыры и придаст серии законченный вид.