Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Гофманиада»: В лабиринте иллюзий и грез

Визуально безупречный анимационный фильм, находившийся в разработке 17 лет, разочаровывает непродуманной «внутренней» стороной истории.
17 октября 2018 0
Кадр из мультфильма ​«Гофманиада»
Кадр из мультфильма ​«Гофманиада»

11 октября в прокат вышел фильм «Гофманиада», работа над которым длилась почти 17 лет. Soyuz.Ru посмотрел уникальный кукольный фильм, премьера которого состоялась на Берлинском кинофестивале – на родине, собственно, немецкого писателя-романтика Эрнеста Теодора Амадея Гофмана, по мотивам произведений которого и был создан этот необычный анимационный проект.

Фантасмагорические, невероятные, по-своему мрачные истории Гофмана отлично подходят для театральной сцены, где есть прямой энергетический контакт между исполнителем роли и зрителем, но вот перенести всю феерию его сказок и новелл на большой экран – сложная задача, которая еще больше усложнилась при «перемешивании» реальности и грез, как это решено было сделать в «Гофманиаде». Создателям было важно не допустить перегруженности этой самой фантасмагорией, оставить зрителю какую-то путеводную нить между экранной реальностью и фантазией, правильно расставить акценты и обозначить конфликты в двух переплетающихся между собой историях и при этом сделать так, чтобы безусловно уникальная «внешняя» сторона картины была уравновешена с «внутренней», повествовательной стороной. Однако на выходе получилось, что «Гофманиада» покоряет, завораживает своим внешним стилем – и все же стоит ей «открыть рот» и начать рассказывать свою историю, как все начинает путаться, сбиваться, затягиваться в узлы, и в итоге зритель принимает единственно верное решение: просто любоваться фильмом, не пытаясь разобраться в нем. И дело здесь отнюдь не в том, что «все так сложно, что даже интересно и есть над чем подумать». Зрителя в «Гофманиаде» как будто отправляют гулять по живописному лабиринту без указателей, который не достроен и в котором много тупиков.

Кадр из мультфильма «Гофманиада»

Кадр из мультфильма «Гофманиада»

В центре сюжета «Гофманиады» – воспоминания Эрнеста Теодора Амадея Гофмана (озвучивает Владимир Кошевой) о своей молодости и творчестве. Когда-то он работал в городской канцелярии, где все было четко, сухо и по плану. Спастись от однообразия и рутины он мог лишь в мечтах, которые для него были порой настолько реальны, что молодой человек уже не различал, где сон, а где явь. Он воображал себя пылким юношей Ансельмом, которому посчастливилось встретить возле бузинного дерева прекрасную девушку-змейку Серпентину. Их союзу всячески противился коварный Песочный человек (озвучивает Алексей Петренко), у которого свои планы на доверчивого юношу. Ранее этот неприятный персонаж появлялся в детстве главного героя, когда его нянюшка перед сном рассказывала страшилку о том, как Песочный человек крадет глаза у детей, которые не хотят спать. Песочный человек не хочет допустить, чтобы любовь Ансельма и Серпентины освободила от проклятия отца девушки – Саламандра (озвучивает Александр Ширвиндт). Ведь если Саламандр будет спасен, то творить зло Песочному человеку будет сложнее.

Кадр из мультфильма «Гофманиада»

Кадр из мультфильма «Гофманиада»

Параллельно со сказкой о любви Ансельма и Серпентины показывается жизнь самого Гофмана, который служит в канцелярии. Зритель уже знает, что он томится на скучной работе, смысл которой – переписывание и перекладывание бумажек. Гофман находит отдушину в творчестве: дает частные уроки музыки, а по вечерам пишет оперу «Ундина». Он полностью растворяется в вымышленной жизни в Атлантиде. Однако Эрнеста то и дело «выдергивают» из мира прекрасных грез острые на язык коллеги и посетители таверны, которым очень хочется знать, как идет работа над оперой и которые не упустят случая посмеяться над слишком «творческим» поведением героя...

Кадр из мультфильма «Гофманиада»

Кадр из мультфильма «Гофманиада»

Изначально над «Гофманиадой» работал известный художник Михаил Шемякин, который к творчеству Гофмана испытывает особую страсть. В 2001 году Шемякин создал для Мариинского театра эскизы костюмов, декораций и масок для балета «Щелкунчик», а в 2005 году поставил балет по мотивам сказки Гофмана «Волшебный орех», где выступил как художник, оформитель и автор либретто. Работу над «Гофманиадой» Михаил Шемякин воспринял с энтузиазмом, однако из-за того, что процесс растянулся на несколько лет, покинул проект, оставив за собой лишь авторство кукол. По эскизам Шемякина для «Гофманиады» было создано свыше уникальных 150 кукол, и даже несмотря на то, что некоторые из них появляются в кадре всего лишь пару секунд, все кукольные персонажи были тщательно продуманы, а процесс их изготовления занимал по несколько месяцев!

Кадр из мультфильма «Гофманиада»

Кадр из мультфильма «Гофманиада»

Слишком долгая работа над проектом сыграла с «Гофманиадой» злую шутку: если куклы, декорации и музыка – это сильные стороны картины, то вот с повествованием, личностями героев и проблематикой историй режиссер Станислав Соколов дал ощутимую слабину. Особенно среди «минусов» выделяются фрагментарность повествования, сбивчивые темп и ритм истории, местами неуместное морализаторство, а также излишняя «идеализация» слабовольного человека, который примерил маску «непризнанного гения» и не готов замечать ничего дальше своего носа. Частично это можно списать на то, что это романтический герой, однако создатели слишком концентрируются на этих чертах, из-за чего «перекашивается» восприятие героя (и в целом произведений Гофмана) зрителями – все же на дворе сейчас не XIX век, и у зрителей несколько другой опыт и идеалы. Критики главный герой старательно избегает, находя утешение в выдуманном мире Атлантиды. Не даром Зигмунд Фрейд так любил профессионально «разбирать» произведения Гофмана – это весьма благодатная почва для психоанализа. Действительно, главный герой эмоционально не стабилен, у него нет «брони», чтобы противостоять неприятелям, ему надо либо держать удар, либо убегать – хоть как-то действовать, но никак не «витать» в облаках. Обидеть художника может каждый, но разве это повод забросить любимое дело? Делай то, для чего ты рожден, – и будет тебе слава и почет. Герой же поступает иначе, что совсем непонятно прагматичному человеку XXI века.

Кадр из мультфильма «Гофманиада»

Кадр из мультфильма «Гофманиада»

Философский посыл картины, что быть художником было тяжело во все времена, может не найти отклика у детей младшего школьного возраста, которые, к тому же, привыкли к несколько другому визуальному оформлению мультфильмов. Для них мультфильм – прежде всего яркая, понятная анимация, а красоту авторских кукол Михаила Шемякина, с их огромными глазами и «нечеловеческими» чертами лица, смогут оценить, скорее, уже взрослые, «опытные» зрители, у которых есть понимание художественного видения. К тому же отсылки к произведениям Гофмана «Крошка Цахес», «Золотой горшок», «Песочный человек» и «Щелкунчик и Мышиный король» мало, что скажут маленьким зрителям, хотя и бесспорно вызовут у них неподдельный интерес. Как правило, дети еще не читали этих произведений (которые только кажутся простыми), да и речь героев, их диалоги будут слишком трудны для них. Сложный визуальный язык «Гофманиады» будет понятнее и ближе тем, кто вырос на произведениях студии «Союзмультфильм», где создавались и анимационные, и кукольные, и различные экспериментальные проекты. Правда, даже для тех, кто сможет «считать» картинку, проблемы фрагментарности повествования и неспособности главного героя приблизиться к своим зрителям никуда не исчезают. Ощущается огромный «качественный» разрыв между великолепно проработанной «внешней» стороной, пленяющей взгляд, и слабой, плохо продуманной «внутренней», не вызывающей никаких эмоций и переживаний в душе зрителя – а это уже очень серьезная и обидная претензия, ведь лента была в разработке целых 17 лет.

Кадр из мультфильма «Гофманиада»

Кадр из мультфильма «Гофманиада»

Возможно, «Гофманиаде» надо было быть короткометражным или среднеметражным фильмом – учитывая, что этот кукольный проект благодаря Михаилу Шемякину уже «штучный экземпляр» среди современных мультфильмов, при условии проработки конфликта и динамики сюжета ему было бы обеспечено особое место на фестивалях и в сердцах зрителей. Однако картина Станислава Соколова получилась совсем другой – обрывочной, местами нагроможденной и сбивчивой. Ею можно любоваться и, подобно главному герою, в фантазиях перестраивать ее, лепить из этого недоделанного лабиринта прекрасный, продуманный во всех деталях замок. Может быть, впрочем, в этом и есть весьма своеобразный плюс «Гофманиады» – поговорить с современным зрителем на не самом простом, но бросающем вызов воображению визуальном языке и предложить создать что-то свое, учтя совершенные другими ошибки.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями