Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Не знаю, в чем природа отказала ему»: Что говорили и писали о творчестве Ивана Тургенева

В честь 200-летия со дня рождения классика русской литературы.
9 ноября 2018 0
Иван Сергеевич Тургенев, портрет кисти Василия Григорьевича Перова, 1872 год
Иван Сергеевич Тургенев, портрет кисти Василия Григорьевича Перова, 1872 год

9 ноября исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева – одного из самых ярких прозаиков XIX века, автора «Записок охотника», «Вешних вод», «Дворянского гнезда», «Отцов и детей», «Стихотворений в прозе» и других замечательных произведений. Soyuz.Ru предлагает читателям узнать, что писали и говорили об Иване Тургеневе коллеги по ремеслу.

Что говорили дома

Иван Тургенев в возрасте 20 лет, акварель Кирилла Антоновича Горбунова, 1838 год

Иван Тургенев в возрасте 20 лет, акварель Кирилла Антоновича Горбунова, 1838 год

Как и многие большие писатели, Тургенев начинал как поэт, написавший ставшее романсом стихотворение «Утро туманное, утро седое». И в отличие, к примеру, от Николая Гоголя, чей дебют обернулся пеплом в камине, первые опыты Тургенева в поэзии вызвали сочувственный отклик одного из самых ярких критиков своего времени.

«Стих обнаруживает необыкновенный поэтический талант; а верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которой скрывается столько чувства, – все это показывает в авторе, кроме дара творчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его», - писал о тургеневской поэме «Параша» Виссарион Белинский.

Русские писатели (слева направо, сверху вниз): И.С. Тургенев, В.А. Соллогуб, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович и И.И. Панаев, русский художественный листок Василия Федоровича Тимма, 1857 год

Русские писатели (слева направо, сверху вниз): И.С. Тургенев, В.А. Соллогуб, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович и И.И. Панаев, русский художественный листок Василия Федоровича Тимма, 1857 год

C восторгом новое имя встретили и братья-писатели:

«Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет, – я не знаю, в чем природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо-прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе», - восхищался в письме брату Михаилу Федор Достоевский.

Увы, позже отношения между двумя будущими корифеями разладились, и даже знаменитая Пушкинская речь Достоевского примирила их лишь ненадолго.

С публикацией «Записок охотника» восторги умножились: великий русский лирик Федор Иванович Тютчев писал:

«[Они] отмечены такой мощью таланта, которая благотворно действует на меня; понимание природы часто представляется вам как откровение».

А редактор «Современника», поэт Николай Некрасов, прочитав повесть «Фауст», утверждал, что Тургенев «в своем роде стоит Гоголя».

Портрет И.С. Тургенева в костюме охотника, художник Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский, 1879 год

Портрет И.С. Тургенева в костюме охотника, художник Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский, 1879 год

Тургеневский талант порой обезоруживал даже людей, далеких от него по убеждениям:

«Чем выше понятие ваше о значении произведений г. Тургенева, тем оно истиннее и тем ближе к мнению каждого живого человека в русской публике», - писал Николай Чернышевский.

Таланту Тургенева отдавали дань Добролюбов, Короленко и даже писатель-революционер Степняк-Кравчинский, а Максим Горький прямо советовал начинающим литераторам учиться у Тургенева языку и мастерству пейзажа.

Что писали за рубежом

Портрет И.С. Тургенева авторства Полины Виардо, 1858 год

Портрет И.С. Тургенева авторства Полины Виардо, 1858 год

Увлечение певицей Полиной Виардо и разногласия с русским правительством заставили Тургенева стать эмигрантом поневоле: были времена, когда он подолгу жил во Франции, а в России бывал лишь наездами. Его общительный характер позволил ему сблизиться с лучшими иностранными литераторами той поры и активно пропагандировать русскую литературу во Франции, Германии и даже в Англии.

«Это обаятельный великан, кроткий, с белыми волосами, у него вид доброго горного или лесного гения. Он красив, величественно красив, чрезмерно красив, с небесной синевой в глазах, с очаровательной певучестью русского говора, с особенными переливами в голосе, напоминающими не то ребенка, не то негра», - писал Эдмон Гонкур.

Полина Виардо, портрет кисти Тимофея Андреевича Неффа, 1842 год

Полина Виардо, портрет кисти Тимофея Андреевича Неффа, 1842 год

Увы, прозу Тургенева при этом поначалу ценили немногие даже из числа заграничных друзей – но когда в числе этих немногих значатся Гюстав Флобер и Проспер Мериме, это чего-то да стоит.

«Чем больше я вас изучаю, тем более изумляет меня ваш талант», - писал Флобер Тургеневу, а Жорж Санд утверждала, что все французские писатели просто обязаны «пройти вашу школу».

«Гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном», - утверждал Ги де Мопассан.

Портрет И.С. Тургенева авторства Аркадия Павловича Никитина, 1857 год

Портрет И.С. Тургенева авторства Аркадия Павловича Никитина, 1857 год

А со временем оценили Тургенева и в англо-саксонском мире:

«Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изяществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу», - заявлял автор «Саги о Форсайтах» Джон Голсуорси.

Ложка дегтя: что утверждали недоброжелатели

Портрет Ивана Сергеевича Тургенева кисти Ильи Ефимовича Репина, 1874 год

Портрет Ивана Сергеевича Тургенева кисти Ильи Ефимовича Репина, 1874 год

Читая все эти панегирики, поневоле думаешь, будто у Тургенева не было ни недоброжелателей, ни сколько-нибудь строгих критиков. И все же это не так: одним из самых ярых противников Тургенева стал все тот же Достоевский, писавший поэту Аполлону Майкову:

«Тургенев сделался немцем из русского писателя, – вот по чему познается дрянной человек».

Еще одним из тех, на кого обаяние Тургенева не подействовало, оказался строгий и нетерпимый к фальши Антон Павлович Чехов.

«Кроме старушки в Базарове, то есть матери Евгения и вообще матерей, особенно светских барынь, которые все, впрочем, похожи одна на другую (мать Лизы, мать Елены), да матери Лаврецкого, бывшей крепостной, да еще простых баб, все женщины и девицы Тургенева невыносимы своей деланностью и, простите, фальшью. Лиза, Елена – это не русские девицы, а какие-то Пифии, вещающие, изобилующие претензиями не по чину», - писал Чехов своему издателю Алексею Суворину.

Под руку Чехову попали даже описания природы:

«Чувствую, что мы уже отвыкаем от описания такого рода и что нужно что-то другое».

Двойственным было и отношение к Тургеневу знаменитого Дмитрия Мережковского: признавая в одной из ранних работ «нежную прелесть» языка Тургенева, он одновременно с этим называет стиль писателя женоподобным и слишком мягким, а его русских героев, среди которых, по его мнению, нет ни одного вполне положительного – сборищем «героев слабости, калек и неудачников», делая исключение лишь для Базарова, не слишком любимого самим Тургеневым.

Автошарж И.С. Тургенева, 1877-1878 годы

Автошарж И.С. Тургенева, 1877-1878 годы

«Он не великий писатель, хотя и очень милый», - традиционно-снисходительно раздает табели Владимир Набоков, разбирая недостатки «Отцов и детей» и пеняя Тургеневу на примитивность сюжета и готовность взяться за любую модную общественную идею. К слову, в этой же лекции он называет наследником Тургенева по линии русских пейзажей не кого-нибудь, а все того же Чехова – и с этой его оценкой сложно не согласиться.

«Тургенев не глубок, и во многих отношениях его творчество – общее место… Турист жизни, он все посещает, всюду заглядывает, нигде подолгу не останавливается и в конце своей дороги сетует, что путь окончен, что дальше уже некуда идти… Его мягкость – его слабость. Он показал действительность, но прежде вынул из нее ее трагическую сердцевину…», - отмечает в книге «Силуэты русских писателей» критик Юлий Айхенвальд, отказывая героям Тургенева в искренности их чувства, а самому Тургеневу – в надуманности сюжетных ходов и самих характеров, в излишней образованности и литературности:

«Он вообще легко относится к жизни, и почти оскорбительно видеть, как трудные проблемы духа складно умещает он в свои маленькие рассказы, точно в коробочки».

Иван Тургенев и критики, художник А. Лебедев, 1879 год

Иван Тургенев и критики, художник А. Лебедев, 1879 год

Впрочем, заканчивает он на высокой ноте:

«Тургенев остается дорог, как настроение, как воспоминание, как первая любовь».

И совершенно неважно, реверанс ли это в сторону поклонников Тургенева или интуитивное понимание того, что далеко не всех писателей стоит бросать с корабля современности, какими бы ни были их недостатки.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями