Для быстрого поиска начните вводить запрос

25 лучших отечественных альбомов 2018 года

Какой была самая интересная российская музыка уходящего года: рок, андеграунд, этно, джаз, фьюжн и фри.
21 декабря 2018 0
Обложки лучших отечественных альбомов 2018 года
Обложки лучших отечественных альбомов 2018 года

Soyuz.Ru по традиции подводит итоги года в отечественной звукозаписи. В списке лучших из лучших за 2018 год в одну категорию объединяем рок и фолк, которые круты, неспокойны и креативны. В другую категорию включаем музыкантов-импровизаторов. Пробуем объединить тенденции, а не противопоставить их. Обходим артистов, имена которых объявлены модными, прислушиваемся к содержанию, к умению, ищем необычность и фантазию.

Кто-то из музыкантов в нашем списке отказывается от формата CD, но в то же время никто не забывает про сетевую дистрибуцию. Есть молодые проекты, которые считают выпуск альбома на виниле принципиальным, есть опытные издательства, которые этим не занимаются вообще. Впрочем, как бы там ни было, столкновение интересов и тенденций полезно всем – это часть поиска.

Рок/ Андеграунд/ Этно

«Время N»

Борис Гребенщиков

Недавно альбом «Время N» был издан и на виниле, но желающие познакомились с новым материалом БГ еще в начале года. В очках музыканта на обложке отражаются костры – догадываемся: это полыхают пожары. БГ неуютно, и он говорит на злобу дня ясно и образно. Его легендарный «таинственный» язык оказывается абсолютно в точку и к месту. Он был таковым и в былинные времена «Треугольника» или «Русского альбома». БГ сохранил важнейшее качество для рок-музыканта, да вообще для артиста – он дает понять, что чувствует иначе, ярче, чем куда-то спешащее большинство. Борис Гребенщиков использует инвективную лексику – редко, но исключительно метко. Это означает, что он считает, что пора ругаться, он словно избавляет от груза души слушателей, да и свою, наверное, тоже. Работает общественным громоотводом. И в общем-то – если не он, то кто же?

«Любишь ли ты»

«Отава Ё»

Таков русский фолк XXI столетия. Никакой вечной кручины и животной «заповедности», только экстравертное динамичное самовыражение, чистые рубахи и отлично звучащие инструменты. Группа совмещает эмоциональные полюса и делает дистиллированный, с «евроремонтом», и при этом совершенно естественный и берущий за живое русский фолк. Они показательно аккуратные, политкорректные, веселые и продвинутые. Логично, что проект стал хитом интернета – ролики «Ой, Дуся, ой, Маруся» и «Сумецкая» просмотрели десятки миллионов и никто не пожалел.

«Это мама»

«АукцЫон»

Переиздание одного из лучших альбомов лучшей альтернативной рок-группы страны получилось и радостным, и информативным. Песни знакомы, но кроме композиций, записанных в ту же сессию (2002), но лежавших до времени в архивах, в дополнениях есть удивительное видео. На нем концерт – работа над альбомом, совмещающая драйв и инструментальную точность. Это главное украшение издания, оно показывает, как все происходило. Ведь «Ы» слишком живые и «ртутные», а других подобных, несущих такую креативную энергию live-записей, у них просто нет.

«Веселый разговор. Александру Галичу посвящается»

Итог нескольких лет продюсирования и координации от ведущего альтернативного издательства России «Отделение Выход». Претендент на звание «Событие года». На двойном альбоме собраны известные любителям, но никогда не попадавшие в телевизор звезды независимой музыки. Составители трибьюта считают Александра Галича великим, и после этого альбома с ними нужно согласиться. Его произведения – рассказы, повести, трагические и комические, национальные и общечеловеческие, отражающие судьбы страны и мысли людей. В трек-листе смешиваются советские песни – трогательные, наивные, и трагичные песни про другую, лагерную, реальность.

«Уба хоба»

«Ива Нова»

Казалось, что стиль питерского девичьего экстрим-фолк квартета устоялся и определился. Тем более, что их позитивный этно-панк охотно принимают на европейских фестивалях. Однако рокерши не успокоились – новая пластинка, не теряя привычных черт «ивановской» музыки, добавляет к ней музыкальную искушенность, арт-развернутость, серьезность и даже – внезапно – грусть. Название альбома – «Уба хоба»/ «Uba Hoba» – то, как европейские зрители произносят название группы, читая русские буквы как латинские, фиксирует искусный баланс команды между стилями и цивилизациями.

«Постоянство веселья и грязи»

Федоров и «Крузенштерн»

Новый релиз лидера «АукцЫона» Леонида Федорова и лидера группы «Крузенштерн» Игоря Крутоголова непростой, неуютный и несветлый. Музыканты, при активном содействии Лидии Федоровой, стремятся выразить страдающую душу и талант Даниила Хармса – поэта великого и метафизического.

Способность Федорова показывать одновременно и жуть, и счастье интонацией и гитарой тут раскрашена звуками индустриального рок-оркестра, с которым управляется Крутоголов. Музыка словно приоткрывает двери в невозможное, непредставимое, невыразимое, ее насыщенность и отличает работы Леонида Федорова с «Крузенштерном».

«Истое»

«Очелье сороки»

Альбом «Истое» – приглашение в глубину души как в глубину веков. Группа создает образ русского Севера, реализуется в стиле dark ambient. Плотный, словно скользящий по подсознанию, звук формируется с использованием народных инструментов. Коллекция традиционных русских песен, а также авторских произведений, стала продолжением странствия по волшебному Царству прообразов, развитием идей диска «Северное Царство».

«Песни в пустоту»

«Гражданская оборона»

Обложка альбома «Песни в пустоту»

Обложка альбома «Песни в пустоту»

Неизвестный альбом культовой группы. Кажется, что использование примитивных медийных приемов, вроде издания посмертных пластинок, категорически противоречит образу Егора Летова – рок-трибуна, горлана и главаря. Но тут случай особый: издана сохранившаяся запись самого первого (1986 год) концерта «Гражданской обороны». Тот концерт – впервые под всем известным названием, перед немногочисленной аудиторией из андеграундной новосибирской рок-тусовки. Летов тут еще не столь агрессивен, но осознанно антисистемен.

«Amyrsanaa»

Hartyga

Группа Hartyga уже создала серьезное впечатление своими предыдущими альбомами – «Agitator» (2016) и «Fugue for Steppe with Organ» (2016). В одном они соединили горловое пение с прогрессив-роком, в другом добавили орган Красноярской филармонии.

Новый релиз «Amyrsanaa», вышедший за рубежом, спокойнее, атмосфернее, горловое пение-рык столь же хорошо вписывается в рамки хард-фолк-рока, как и других стилей. Получилось гармонично, мощно и оригинально. Один из интереснейших путей поиска в отечественной рок-музыке.

«АРОКР»

Рада и «До мажор»

Обложка альбома «АРОКР»

Обложка альбома «АРОКР»

С 1991 года альбом «АРОКР» был тайной и легендой. Его записали тогда начинающая певица Радислава Цапина, обладающая уникальным голосом, подобным Диаманде Галас, теперь известная как Рада Анчевская, и гитарист и продюсер Андрей Сучилин с группой «До мажор». К релизу подтолкнула трагическая – этим летом, в Португалии – смерть Андрея Сучилина, которого нередко называли лучшим гитаристом России. Он был единственным музыкантом на постсоветском пространстве, который принимал участие в семинарах Guitar Craft легендарного Роберта Фриппа (King Crimson).

Вершины личных карьер музыкантов пришлись на другие моменты – у Рады Анчевской в группе «Рада и Терновник», у Сучилина – на альбом «Ноэма», который пресса назвала лучшим диском 1990 года. Но необычность и психоделичность достигли пика именно на альбоме «АРОКР» – единственный раз встретившись в студии, оригинальные музыканты создали уникальный релиз.

«Я тебя услышал»

«НОМ»

Даже шутки у группы «НОМ» масштабны и серьезны. «Раньше было время – я его убил», - такие вот шуточки. «Я тебя услышал» - помнится, именно это говорил в анекдоте медведь разбудившему его заблудившемуся мужичку. Группа играет похожими эмоциями: от прослушивания ее песен делается и страшно, и смешно, и еще непонятно, какая эмоция сильнее.

Альбом «Я тебя услышал» завершает трилогию «Жизнь Замечательных Людей», начатую блестящими релизами «Семеро Смертных» (2014) и «Оттепель» (2016). В рамках реализации «Теории Драматического Идиотизма» с питерскими арт-панками объединили усилия проверенные персонажи: вокалист Женевской оперы Александр Ливер, художник Николай Копейкин и писатель Михаил Елизаров.

Градус издевки столь велик, что даже поверить в него порой трудно. Эта ни разу не добрая ирония украшена мощной и агрессивно красивой музыкой. Группа находится на вершине карьеры, звучит мощно и безапелляционно. В финале становится совсем не смешно: слушатель оказывается перед серьезными музыкантами и серьезными вопросами.

«Extraversion. Introversion. Perversion»

Absent Sunday

Дебютный альбом представителей прогрессив-рок сцены, которая существует независимо от состояния дел на официальном медиа-рынке. Ведь многим людям, имеющим музыкальное образование и вкус, становится скучно играть и слушать «умца-умца». И они играют то, что умеют и хотят – красиво и вызывающе.

Московский бэнд во главе с фронтвумэн Озмой Нагатовной предлагает красивую музыку с красивым названием – «дарк-кабаре». В концептуальности Absent Sunday заходят довольно далеко – играют в основы системы типологии личности Карла Густава Юнга и метафизическое родство с лидером Van Der Graaf Generator Питером Хэммиллом, сплетают мощные струнные, креативный и яркий вокал и театральность, арт-подачу материала.

«Акустический Бродячий Цирк»

Олег Чилап и «Пчела-Бэнд»

Лидер группы «Оптимальный вариант» Олег Чилап в сольном проекте играет в слова, радует эзоповым языком. Группа прикидывается бродячим цирком, музыканты становятся то милыми, то серьезными, но – они всегда энтертайнеры, они намекают на битловскую «Being For The Benefit Of Mr. Kite» – вольной фантазией под названием «Отвязный мистер Через-Край». Играть «Пчела-Бэнд» стремится уверенно и убедительно – в основе рок и блюз, но на грани unplugged. Получается не просто цирк – а танец души на проволоке. Весь мир – театр?

«Antiquus»

«Крематорий»

Сыграть «как тогда» пытаются многие. Можно ли передать атмосферу времени, дух эпохи? Нет, конечно, да и зачем! Но ужасный по названию, но добрый и умный внутри, знаменитый бэнд Армена Григоряна попробовал – и удачно собрал воедино песни, которые регулярно вспоминались и цитировались в разные моменты истории группы, мемы вроде «Крылатых слонов» и «Глотателя портвейна». Это недополучившие массовой любви хиты начала 80-х, когда группа была одной из важнейших в столичном андеграунде, тусовке, сформировавшей воспоминание о себе как о музыкально искушенном и оригинальном рок-комьюнити.

«Галя ходи»

«ДДТ»

Альбом совершенно «русского» рока, с шикарными текстовыми находками и звуком, который доводили и лучшие отечественные мастера, и импортные студии. Тут гражданские и лирические композиции, удивительные образы – вроде «крепостной капитализм» и «спецслужбы зубных врачей».

В новых вещах много реалий старых времен, типа алкоголя, которые вряд ли близки сердцам новых поколений. Юрий Шевчук не станет кумиром любителей рэпа, но заглавную вещь делает в этом стиле – не отзываясь на время, а как бы говоря – могу! Вспомним, что «Галя – ходи!» – была такая старая песня у Шевчука, теперь это имя – у другой, в ней есть строка «Мы – последнее поколение, которое любовь рифмовало без мата». Может быть, все же не последнее?

Джаз/ Фьюжн/ Фри

«Делать – не делать»

Kle2Go

Обложка альбома «Делать – не делать»

Обложка альбома «Делать – не делать»

Альбом «Делать – не делать» заслужил поток комплиментов от саундинженеров. Белоснежный диск блестящего московского фьюжн-супертрио звучит мягко и выразительно и, при этом, креативно и духоподъемно. Музыка Kle2Go рождает ассоциации с каменными узорами Альгамбры или с древнерусской резьбой по дереву. Неспешно и тонко на альбоме сплетаются самые разные влияния и роли.

Приставка «супер» – не дань моде. В трио сошлись музыканты опытные и своеобразные, все – бэндлидеры и креативщики, звезды жанра. Это Сергей Клевенский (духовые), Антон Горбунов (бас) и Владимир Голоухов (вибрафон). Такой способ создания группы – банальность, но, когда удается получить нечто новое, то получается хорошо вдвойне. Тут – удалось.

«Live At Alexey Kozlov Club»/«Happy Jazz Day»

Алексей Кузнецов

Обложка альбома «Happy Jazz Day»

Обложка альбома «Happy Jazz Day»

Впервые за много лет вышли сразу два альбома патриарха российского джаза Алексея Алексеевича Кузнецова. В трек-листе собраны вещи от «Посвящения Дюку» (Эллингтону) до мелодии Андрея Эшпая «А снег идет», от популярной еще в 60-х годах темы самого Кузнецова «Алеша» до трека «Мгновения» из художественного телефильма «Семнадцать мгновений весны». Звук гитары в нем, волновавший страну, принадлежит Алексею Кузнецову.

В процессе записи случались драмы – фонограмма пропадала в компьютере, перезаписывалась, восстанавливалась. В итоге сформировались два альбома – портрет мастера в развитии, но нервов было потрачено, как на десять. К слову, на виниле тираж дисков оказался сверхлимитированным – всего по 50 нумерованных экземпляров.

«Urban Dreamer»

LRK Trio

Обложка альбома «Urban Dreamer»

Обложка альбома «Urban Dreamer»

Еще один диск, саунд которого получает восторженные отзывы специалистов. Удивляться тут нечему, можно только радоваться. Как и предыдущий альбом LRK Trio, высоко оцененный и критиками, и слушателями, новая работа Евгения Лебедева (клавишные), Игната Кравцова (ударные) и Антона Ревнюка (бас) выпущена и на родине, и в Норвегии. А эта страна имеет безупречный авторитет в области прекрасного и задумчивого, ясного и неспешного, импровизационного, акустического, по большей части, звука. Это не совсем джаз и это совсем не бесхребетный лаунж – это музыка света и легкости.

«Metonymy»

Алексей Круглов и Анна Чекасина

Обложка альбома «Metonymy»

Обложка альбома «Metonymy»

Особая разновидность свободы, встреча в студии двух лидеров российской импровизационной музыки, артистов молодых, но знающих и умеющих многое – скрипачки и вокалистки Анны Чекасиной, дочери знаменитого фри-импровизатора Владимира Чекасина, и саксофониста Алексея Круглова, названного британским журналом Wise «будущим джаза».

Метонимия – игра образного мышления, замена слов и понятий, усиливающая эмоциональный накал сказанного, на альбоме «Metonymy» перенесена на язык образов и звуков. На обложке – порванные волосы на скрипичном смычке – следствие взрывной игры, рвущейся из привычных границ, стилей и эстетик, создающей новые – свои правила.

«Обэриуты»

Алексей Козлов и Трио «Второе приближение»

Обложка альбома «Обэриуты»

Обложка альбома «Обэриуты»

Альбом непростой судьбы и парадоксального содержания соединяет ироничное эстетство и свободу самовыражения. Это реализация идеи знаменитого саксофониста Алексея Козлова – записать с фри-джазовым аккомпанементом серию мелодекламаций на стихи Николая Олейникова и Николая Заболоцкого – участников креативного и трагического поэтического объединения ОБЭРИУ, члены которого подверглись репрессиям в 30-х годах.

Неторопливая мелодекламация строк, в которых ирония переплетена с трагичностью, а ужас – с нестерпимым желанием над ним посмеяться, создает совершенно особую атмосферу. Запись была сделана несколько лет назад, но тогда не были решены правовые вопросы. Теперь, к 20-летнему юбилею «Второго приближения», альбом издан – и отдельно, и в составе юбилейного четверного бокс-сета «Time Axis».

«Day De Senar»

Mediterranean Deconstruction Ensemble

Обложка альбома «Day De Senar»

Обложка альбома «Day De Senar»

Дебютный альбом московских мастеров «переосмысления еврейско-испанского музыкального наследия в духе импровизационной свободы», балансирует между негой во время сиесты и инструментальным отрывом ближе к полуночи. В ансамбле знакомые все лица. «Виновник всего» – Григорий Сандомирский (фортепиано), лидер групп «Лампа Ladino» и Goat’s Notes, певица Алина Ростоцкая, другие блестящие музыканты. Их царство – импровизация, деконструкция – попытка разобрать знакомую эстетику на части и собрать из них нечто новое, но узнаваемое.

«Going Forvard»

Антон Горбунов

Обложка альбома «Going Forvard»

Обложка альбома «Going Forvard»

Стиль альбома одного из ведущих басистов страны, бэндлидера и импровизатора Антона Горбунова, лежит на границе фьюжна и джаза. Внезапные, петляющие смены ритма, вскрики духовых и ажурное и креативное звуковое пространство не оставляют сомнений – главная тут бас-гитара Горбунова. Она – соло, в дуэтах с другими инструментами формирует баланс изысканного и романтичного джазового мира.

«Subtle States»

Игорь Яковенко

Обложка альбома «Subtle States»

Обложка альбома «Subtle States»

Десять этюдов, посвященных проблеме нестабильности человеческого сознания. Играет трио: композитор и пианист – Игорь Яковенко, сопрано – Татьяна Качанова, скрипка – Максим Щедрин. Яковенко – лауреат международных конкурсов, основатель разнообразных проектов на неуловимом пересечении жанров. И это не фьюжн, а поиск совершенно новой эстетики. Тончайшая грань между джазовой и академической музыкой, на которой находится релиз, не нарушается им ни разу.

«Free»

Александр Довгополый

Обложка альбома «Free»

Обложка альбома «Free»

Легкая для восприятия и улыбчивая музыка безусловной приятности и функциональности. Сделанные с безупречным вкусом smooth/ jazz/ funk/ fusion. Дебютный EP Александра Довгополого записан с участием известных джазовых музыкантов, но он звучит недолго, словно бы сделан для ушей «быстрых и эффективных» пользователей Сети. Но качество его оказывается высоким, альбом украшают аранжировочные секреты, занятная электроника, он раскован и свеж.

«Live at Sidur Museum»

Baritone Domination

Обложка альбома «Live at Sidur Museum»

Обложка альбома «Live at Sidur Museum»

Трио молодых московских импровизаторов в стремлении уйти от обыденности и порвать сковывающие тренды создало ансамбль, состоящий из бурных ударных и бушующих баритон-саксофонов. Такой сакс – инструмент, рожденный доминировать, и тут ему это удается, но и барабаны не отстают. Альбом записан «вживую» в помещении с акустикой, которая нравится музыкантам, и выпущен только на виниле. Это неожиданный путь мышления и креативности для нового поколения импровизаторов. «CD совсем умер», - говорят участники трио, показывают удаль и соло в ансамбле и играют довольно жесткий фри, не допускающий и мысли о компромиссах.

Комментарии (2)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
А вы принципиально не замечаете Tequilajazzz? Группа в 2018 впервые за много лет записала альбом, и он великолепен. Поэтому как-то странно видеть топ лучших альбомов без него.

23 Декабря 2018, 13:49
Спасибо. Замечаю, весьма уважаю, важнейшая команда последних десятилетий, но в мой выбор, в условную "десятку", этот альбом не вошёл. Кроме того, на носителе он встречался только на CD-R, что ситуацию делает не такой серьёзной и заметной.

25 Декабря 2018, 12:08

Поделитесь с друзьями