20 и 25 апреля на 41-м Московском международном кинофестивале в программе «Фестивальные хиты» покажут норвежский фильм «Харадзюку» Эйрика Свенссона. Лента участвовала конкурсе Гётеборгского кинофестиваля.
Харадзюку – это известный на весь мир квартал и одна из главных достопримечательностей Токио. Настоящее место силы для любителей выглядеть экстремально ярко. Сюда по воскресеньям (в остальные дни люди вынуждены одеваться более скромно) приходят модники, чтобы продефилировать в своих невероятных нарядах. Харадзюку находится близ железнодорожной станции, поэтому герои норвежской ленты, фанаты японского стритстайла, тоже тусуются рядом с вокзалом. Уже не в Токио, а в Осло. 15-летняя девушка Вильда влюблена в японскую поп-культуру и квартал Харадзюку. Она даже в сочинении об Ибсене умудрилась это упомянуть.
За пару дней до Рождества Вильда встречается с друзьями, чтобы повалять дурака и немного пофлиртовать с баристой из привокзального кафе. Уходя из дома, она замечает, что ее мама как-то странно себя ведет: слишком часто ее обнимает; купила и нарядила елку, хотя много лет этого не делала. Что-то явно назревает. Вскоре к Вильде находят представители соцопеки и сообщают, что мама находится в больнице. Увы, врачи уже ничем не могут помочь (это был суицид), и Вильду просят позвонить своему родному отцу, Эйнару, с которым она никогда толком не виделась и не общалась. Эйнар в свою очередь пугается звонка от дочери. У него теперь есть жена и двое детей, еще родственники приезжают на праздники – Вильда тут будет явно лишней.
«Харадзюку» начинается как весьма поверхностное кино о подростковой субкультуре, постепенно преображается в остросоциальную драму о растерянном подростке, а потом пробивает эти две жанровые оболочки и становится пронзительной историей взросления (причем не только девочки-подростка). Чем дольше мы наблюдаем за главной героиней, тем больше мы проникаемся симпатией к ней. Все отчетливее в героине, легкомысленной девице, привлекающей к себе внимание обтягивающими нарядами и разноцветными волосами, начинают проявляться черты ранимой и испуганной девушки. Она совершает множество необдуманных поступков, но вовсе не по глупости, а от растерянности.
Мир Вильды расколот надвое, но это произошло еще до смерти ее матери. Девушка видит все сквозь призму своих фантазий о Японии. Создатели ленты прекрасно это показываю, создавая с помощью неоновой подсветки, искусного монтажа и анимационных эпизодов новую реальность вокруг героини. В Осло распевают рождественские гимны и развешивают гирлянды, а Вильду вместо этого освещают яркие огни токийских небоскребов. Героиня отчаянно ищет способ, как ей добыть деньги и уехать в Токио – но зачем ей туда? В своих мыслях она давно уже гуляет по улицам страны восходящего солнца.
Однако неслучайно события происходят незадолго до Рождества, а это значит, что должно случиться что-то волшебное. И оно случится. Нет, Вильда не уедет в Токио, произойдет кое-что получше. Блудный отец найдет верные слова, чтобы впервые поговорить с дочкой, попросить у нее прощения и кардинальным образом поменять свою и ее жизнь к лучшему. Вроде бы банальное клише из каких-нибудь «Ёлок», когда перед боем курантов все мирятся и радуются, но в «Харадзюку» авторы более деликатно обошлись с материалом и, несмотря на оптимистичный финал, не залили все реками патоки. Получилась вот такая необычная и пронзительная норвежско-японская сказка.