Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Главные фильмы 41 ММКФ/ «Я была дома, но…»: Пойми меня, если сможешь

Можно ли достичь гармонии между искусством и правдой жизни, или пора перестать делать вид, что одно похоже на другое?
24 апреля 2019 0
Кадр из фильма «Я была дома, но…»
Кадр из фильма «Я была дома, но…»

На 41-м Московском международном кинофестивале в программе «Эйфория наваждений» показали новую работу Ангелы Шанелек «Я была дома, но…». Фильм участвовал в конкурсе 69-го Берлинского кинофестиваля и получил «Серебряного медведя» за режиссуру.

В прошлом году на ММКФ показывали «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» немецкого режиссера Филипа Гренинга. Это был поэтичный, болезненный и чрезвычайно философский фильм. В этом году условное место «Роберта» в программе Московского кинофестиваля заняла картина Ангелы Шанелек, тоже режиссера из Германии. Эти ленты роднит не только общая страна происхождения и сложносочиненные заглавия, но и стремление показать и донести до зрителя философские формулы через визуальные образы.

Кадр из фильма «Я была дома, но…»

Кадр из фильма «Я была дома, но…»

«Я была дома, но…» похож на дикий лес, куда не безопасно входить без навигатора или гида – рискуешь заблудиться и пропасть. Впрочем, если вы «прокаченный» зритель и знакомы с таким кинематографическим направлением, как «берлинская школа», то найти тропинку в густых зарослях вам не составит большого труда. Для фильмов этого направления характерны наблюдательность, фрагментарность, отстраненность и неспешное развитие сюжета. В этом отношении Шанелек, как яркий представитель и один из начинателей этого кинематографического направления, сняла канонический «берлинский» фильм. Одна из главных особенностей картин «берлинской школы» – это особенное построение сюжета, когда из истории вынули все (ну или почти все) ключевые события и оставили только их последствия, то, как они отразились на жизни героев. И в своей картине Ангела Шанелек придерживается этого художественного приема.

Из дома главной героини Астрид (Марен Эггерт) на какое-то время убежал сын-подросток, но потом он вернулся обратно. Астрид – мать-одиночка, воспитывающая двоих детей, ее муж, театральный режиссер, два года тому назад умер. Она пытается заново выстроить отношения и с детьми, и со всем окружающим миром в целом. Астрид ходит в музей, в парк, покупает велосипед, купается с дочкой в бассейне, танцует, смотрит фильм, начинает встречаться с мужчиной. Все это мы видим через ряд статичных кадров, практически оживших фотографий. Отсекая все ненужное, Шанелек позволяет нам сконцентрироваться на чем-то одном: звуке голоса, цвете, взаимодействии фигуры с фоном. Все это позволяет полностью сконцентрироваться на переживании «здесь и сейчас». Это очень созерцательное, но не аморфное кино, в нем есть твердый стержень.

Кадр из фильма «Я была дома, но…»

Кадр из фильма «Я была дома, но…»

«Я была дома, но…» – это не только эксперимент с формой повествования, но и наблюдение за тем, как происходит проникновение искусства в реальность и реальности в искусство. В одной из сцен героиня темной ночью лежит на траве, а в следующей она смотрит на ночной пейзаж в музее. В ключевом моменте фильма Астрид заявляет знакомому режиссеру, что его последняя работа насквозь фальшива и никуда не годится. Со слов Астрид мы понимаем, что в посмотренном ею произведении были показаны танцоры, изображавшие умирающих людей перед реально умирающими людьми. С точки зрения Астрид, в таком виде реальное и искусственное не могут образовать единое целое, они остаются отдельными «веществами», как масло и вода. (В скобках стоит заметить, что этот монолог как будто специально писался в ответ на румынскую картину «Недотрога» Адины Пинтилие, победившую в прошлом году на Берлинале. В нем по-настоящему нездоровые люди существовали рядом с актерами, изображавшими болеющих персонажей.)

Можно предположить, что в ленте «Я была дома, но…» Ангела Шанелек как раз пыталась добиться гармонии между искусством и правдой жизни. А возможно, наоборот, здесь она показывает, что этого достичь никогда не удастся и надо перестать делать вид, что одно похоже на другое. В этой картине каждый сможет увидеть правоту как одной, так и другой точки зрения.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями