Для быстрого поиска начните вводить запрос

Что скрывается за «триллерным фасадом» культовых фильмов Альфреда Хичкока

Не только страх, шок и трепет в лентах «Птицы», «Головокружение», «Незнакомцы в поезде» и других.
13 августа 2019 0
Кадр из фильма «Птицы»
Кадр из фильма «Птицы»

13 августа исполняется 120 лет со дня рождения легендарного Альфреда Хичкока. Мало на свете тех, кто не знает это имя, и практически у каждого главная ассоциация с Хичкоком – это «триллер». Однако за ярлыком «признанный мастер саспенса» скрывается много того, что заслуживает внимания. В нашей подборке мы решили сорвать наклейку с парадного костюмчика и даже пошарить по его карманам.

У Хича, как любя называют культового режиссера киноманы, есть несколько фильмов, по которым о его творчестве обычно и судят. Это, прежде всего, легендарный «Психо» и другие триллеры-детективы: «Окно во двор», «В случае убийства набирайте "М"», «Головокружение»… В то же время надо помнить, что вообще-то у киноклассика больше полусотни полнометражек. Кроме того, Хичкок работал еще и над телефильмами для серии «Альфред Хичкок представляет» и над документальными проектами. Все ли они зацикливаются на страхе, шоке и трепете?

«39 ступеней» (1935)

Кадр из фильма «39 ступеней»

Кадр из фильма «39 ступеней»

Фильм «39 ступеней» часто обозначается как «триллер». Однако в этой достаточно известной ранней картине (хотя снимать Хичкок начал на 10 лет раньше) он убил сразу двух зайцев: развлек обывателей увлекательным шпионским триллером и вдоволь посмеялся над самими обывателями. Глупость и наивность людей выпячиваются здесь не меньше, чем шпионские страсти.

С фильмом «39 ступеней» Хич стал своего рода первооткрывателем: по тому же пути – ироничных триллеров и боевиков – впоследствии пошли многие известные кинорежиссеры.

«Ребекка» (1940)

Кадр из фильма «Ребекка»

Кадр из фильма «Ребекка»

Оскароносная «Ребекка» тоже заявлена как триллер, но напряженного действия и нагнетания страха тут немного. Зато эту ленту можно назвать хорошей психологической драмой с «полукриминальным» сюжетом. Вообще, психология – козырь в руках такого мастера, как Альфред Хичкок.

Игра света и тени у Хичкока тоже выполняет важную роль и создает особую атмосферу его фильмов. Нарочито плохо комбинированные съемки – одна из фирменных фишек, показывающая нарочитую надуманность, искусственность (от слова «искусство») и экзальтированность происходящего.

Несмотря на большое количество времени, которое прошло с момента выхода картин Хичкока, именно благодаря образцовому анализу человеческой психологии его фильмы и сейчас смотрятся с большим интересом. Формы подачи изображения устаревают, но человек со своей внутренней душевной структурой меняется мало.

«Завороженный» (1945)

Кадр из фильма «Завороженный»

Кадр из фильма «Завороженный»

«Завороженный» – что называется «сердечная» картина. Любовь и вера в человека здесь превалируют над заслуженно хваленым хичкоковским интеллектуализмом и побеждают плоское фрейдистское учение, на основе которого построен сюжет. Широк Альфред Хичкок не только по использованным в его обширном творчестве жанрам, широк он и по своим взглядам на человека и жизнь. Не надо его сужать, укладывая в какие-либо, даже очень популярные и «авторитетные», теории.

«Дурная слава» (1946)

Кадр из фильма «Дурная слава»

Кадр из фильма «Дурная слава»

В «Дурной славе» мы видим по-хичкоковски крутой замес шпионского триллера и любовной мелодрамы. Второго тут даже больше, и оно здесь главнее первого. Здесь у мэтра тщательно продуманная и выверенная психологическая канва, а сюжет держит в постоянном напряжении.

«Веревка» (1948)

Кадр из фильма «Веревка»

Кадр из фильма «Веревка»

Классика жанра. Зритель наслаждается виртуозным мастерством режиссуры, идеальным психоанализом, захватывающим сюжетом и динамикой повествования (хотя действие в этом фильме и происходит в одном помещении). Здесь очень интересно камерное – и довольно убедительное – решение вечной темы преступления и наказания. Явная перепевка идеи «тварь я дрожащая или права имею» из известного романа Ф.М. Достоевского. Но, по сравнению с русским классиком, Альфред Хичкок реализует ее строго и схематично, с идеальным учетом законов кинематографии.

Читайте также: 30 любопытных фактов об Альфреде Хичкоке

«Страх сцены» (1950)

Кадр из фильма «Страх сцены»

Кадр из фильма «Страх сцены»

Не самый известный «Страх сцены» – на редкость милый фильм. Его приятно смотреть, а детективно-триллерные элементы хорошо ложатся на «смягченное» действие картины. Камера вкрадчиво любуется двумя актрисами, исполнительницами главных ролей, одна из которых слишком легендарная (Марлен Дитрих), чтобы ее не замечать, другая слишком симпатичная и обаятельная (Джейн Уаймен), чтобы, глядя на нее, думать об убийстве. Да и вообще – любви и добра здесь гораздо больше, чем ненависти и зла. Присущие многим лентам Альфреда Хичкока юмор и ирония удачно вписываются в благодушное настроение картины. Необычно мягкий для «мастера саспенса» фильм.

«Незнакомцы в поезде» (1951)

Кадр из фильма «Незнакомцы в поезде»

Кадр из фильма «Незнакомцы в поезде»

Этот фильм можно было бы назвать просто хорошим психологическим триллером, если бы кроме присущего жанру наваждения в нем не было бы ощущения неизбежности происходящего – удара судьбы, фатальности. Кроме того, в этой картине мы наслаждаемся умением Хичкока показать влияние случая на жизнь и талантом раскрывать в человеческой сущности самые потаенные темные и светлые уголки. В «Незнакомцах в поезде» мы восхищаемся талантом режиссера еще и потому, что лента создает ощущение естественного хода событий и конечного их итога.

«Я исповедуюсь» (1953)

Кадр из фильма «Я исповедуюсь»

Кадр из фильма «Я исповедуюсь»

Нравственные координаты в фильмах Альфреда Хичкока прочерчены безупречно. Добро и зло (не добрые и злые дяди и тети, а именно добро и зло) у него четко разделены. Этот факт хорош сам по себе, но и для усиления кино очень важен – абсолютная шкала низости/ благородства, правильности/ неправильности, справедливости/ несправедливости (то, что мы различаем врожденно, инстинктивно) действует на человека гораздо сильнее моральной аморфности искусства, которая нынче «в тренде».

Картина особенна постановкой дела. Убийцу мы знаем с самого начала, и триллер заключается не в перипетиях его поиска и преследования – перед нами предстает триллер чести и достоинства невиновного подозреваемого. Главный герой проходит жесткую проверку на духовную стойкость. Выдержит ли он – вот в чем главный вопрос ленты. Причем подоплека, действующие лица, обстановка – все представлено предельно реалистично. Напряжение, кажется, нарисовано в воздухе: каждый шаг, каждое слово, жесты и мимика участвуют в работе «киномеханизма», натягивающего наши нервы до предела.

«В случае убийства набирайте "М"» (1954)

Кадр из фильма «В случае убийства набирайте "М"»

Кадр из фильма «В случае убийства набирайте "М"»

Фильм «В случае убийства набирайте "М"» хорош поединками трех интеллектов – заказчика убийства, инспектора полиции и писателя-детективщика. Перед нами на экране разыгрываются высококлассные сложные, хитроумные шахматные партии (шахматная доска – комната, где и происходит действие ленты) между этими интеллектуалами, плюс легкая победа злодея над нанятым им исполнителем. В остальных «играх разума» идет упорная борьба, преимущество переходит то к одному, то к другому. И, наконец, в эндшпиле зло получает заслуженный мат. А ведь дьявол поначалу казался абсолютно безупречным планировщиком ходов…

«Неприятности с Гарри» (1955)

Кадр из фильма «Неприятности с Гарри»

Кадр из фильма «Неприятности с Гарри»

В черной комедии «Неприятности с Гарри» Альфред Хичкок показал себя большим добряком с маленьким чертиком внутри. Цветная черно-белая картина. Цветная по колеру, черная по юмору, белая по общему содержанию. Невероятные приключения трупа бывшего мужа одной из главных героинь, произошедшие всего за одни сутки. Множественность смешных ситуаций, связанных с ним и не только. Как бы детективная завязка. И благополучная для всех развязка.

После просмотра остается мысль, что если хорошенько «поскрести» человека, счистить с него поверхностный слой цинизма и равнодушия к окружающим, то получим хомосапиенса достаточно совестливого, доброго и думающего о ближнем (иногда даже больше, чем о себе). Вполне удовлетворительный результат подобного киноопыта.

«Поймать вора» (1955)

Кадр из фильма «Поймать вора»

Кадр из фильма «Поймать вора»

Наверное, самая гламурно-амурная картина Хичкока. В центре внимания здесь любовная интрижка в исполнении Кэри Гранта и Грейс Келли, прекрасные виды южного побережья Франции (без архитектуры, к слову, очень напоминающие панорамы южного берега Крыма), атрибуты и антураж богатства… Хотя нет – скорее на первом месте звезды, море и скалы, а на втором – амур и все такое прочее. И уж на почетном третьем – детективная канва. Которая, в общем-то, не особо волнует, когда волнуется море и будоражит все остальное, перечисленное выше. Как всегда, первоклассное раскрытие психологии главной героини – богатой-умной-красивой героини Грейс Келли со всеми ее «нюансами».

Ну а главный рефрен фильма – воровать нехорошо! Чтобы никто не сомневался в моральной устойчивости Автора.

Читайте также: Чулки, галстуки, ножи – саспенс как ключ к Хичкоку

«Не тот человек» (1956)

Кадр из фильма «Не тот человек»

Кадр из фильма «Не тот человек»

Неожиданным для многих, философско-реалистичным получился у мэтра криминальный нуар «Не тот человек». «От тюрьмы и от сумы не зарекайся», – гласит поговорка. Зачастую судьба играет то за тебя, то против, и остается надеяться только на везение. Или на Божью помощь – в этом фильме, например, настоящий грабитель попадается после того, как главный герой отчаянно помолился. Главному герою, в конце концов, повезло, но все могло оказаться иначе, и он, невиновный, вполне мог бы отправиться в тюрьму, а жена окончательно потерять рассудок. И, главное, кого-нибудь винить в этом было бы сложно – так сложилось.

Эта картина Альфреда Хичкока – из ряда вон по своей реалистичности и серьезности, философичности. В приведенных смыслах, безусловно, это один из лучших его фильмов.

«Человек, который слишком много знал» (1956)

Кадр из фильма «Человек, который слишком много знал»

Кадр из фильма «Человек, который слишком много знал»

Триллер, при просмотре которого смеешься не меньше, чем боишься. Много комичных эпизодов и до мелочей продуманная заключительная напряженная сцена – изюминки этого восхитительного зрелища.

«Головокружение» (1958)

Кадр из фильма «Головокружение»

Кадр из фильма «Головокружение»

Один из бестселлеров Хича. Бесспорно, одно из сильнейших творений режиссера – и по форме, и по содержанию. Два часа держат в напряжении и интересе. В отличие от многих других картин Альфреда Хичкока, здесь любовь настоящая, глубокая, страстная, определяющая и ведущая главного героя и сюжет. Важна философия любви, раскрытая в этом фильме: людям присуще любить тот образ человека, который создался в душе и в голове. «Возвращение» главной героини в ее телесном «обличии» нисколько не сблизило героев, потому что уже не было ее той. Главная мысль здесь – за все содеянное да воздастся.

«Птицы» (1963)

Кадр из фильма «Птицы»

Кадр из фильма «Птицы»

Еще один шедевр Альфреда Хичкока. Начинаешь смотреть «Птиц» и недоумеваешь, зачем режиссер громоздит столько подробностей любовного похождения молодой богатой симпатичной леди, ведь получается так скучно и затянуто. Однако, по мере того как мы наблюдаем за героями и развитием ситуации, приходит понимание, что это было сделано режиссером для усиления эффекта фантасмагорических и как будто беспричинных нападений птиц на людей. (Грубо-ненатуральные комбинированные съемки тем более подчеркивают нереалистичность происходящего.) В картине созданы два отличных друг от друга уровня – мелодраматический и иррациональный. На втором уровне первый воспринимается (самими персонажами тоже) как нечто совершенно неважное, второстепенное. И сами герои меняются до неузнаваемости – одно дело быть красивым, милым, уверенным в себе в повседневной жизни, другое – подвергнуться неведомому, необъяснимому испытанию. Конечно, и в сверхэкстремальных условиях люди у Хичкока сохраняют достоинство, эта его вера в человека заслуживает большого уважения. Но куда девается вся их высокомерная, горделивая спесь? Страх перед Неизведанным, ужас от осознания скорого конца, неготовность предстать перед «последним судом» – вот чем начинают руководствоваться люди, превращаясь в тварей дрожащих…

Картина, безусловно, одна из вершинных в творчестве Альфреда Хичкока.

«Марни» (1964)

Кадр из фильма «Марни»

Кадр из фильма «Марни»

Эту картину можно было бы назвать фрейдистской – ведь речь идет о преодолении главной героиней комплексов и страхов, заложенных в детстве. Но нельзя не выделить безупречную нравственную суть хичкоковского кино. Ведь картина еще и о благородстве героя Шона Коннери – не напускного, не искусственного, а вполне естественного, вытекающего как бы прямиком из человеческой природы; о его терпении и труде над излечением и преображением ближней. Больше всего прочего этим «Марни» и ценна.

«Исступление» (также «Безумие», 1972)

Кадр из фильма «Исступление»

Кадр из фильма «Исступление»

Прекрасное «острое блюдо», сдобренное хорошей порцией юмора. Эту картину нельзя назвать чистым триллером. Скорее, встроенное в оболочку триллера сатирическое отображение среза британского общества с очень точными психологическими портретами обывателей. Вспомним упомянутый выше фильм «39 ступеней», где Хичкок тоже язвительно прошелся по обывательской психологии. И снова знакомая тема беззащитности человека перед судьбой и Фемидой. В общем – картина безумия общества с вышедшим из него «отдельным безумием» маньяка.

Подводя итоги небольшого расследования творчества Альфреда нашего Хичкока, мы видим, насколько разнообразен и разносторонен на самом деле великий и ужасный Хич. Как иногда бывает – под именем нарицательным открываются неизвестные грани, казалось, застывшего навсегда памятника.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями