Кино – окно в чужие судьбы, сложные, трагичные, грустные и вдохновляющие. Особенно, если на экране показывают истории о таких людях, как герои нового фильма авторов популярной комедии «1+1» (она же «Неприкасаемые»). Оливье Накаш и Эрик Толедано рассказывают об инвалидах и тех неравнодушных, кто им помогает, пробуждая в зрителе чувство понимания и ответственности.
«Особенные» – драма о мужестве и решимости, несмотря на, казалось бы, неподъемные трудности. Главные герои (а таких правильнее назвать Героями) – работники добровольческих социальных служб. Больших денег за свои услуги они не получают. И если честно, услуги – звучит ужасно пошло. Добровольцы живут с больными, страдающими аутизмом, день и ночь помогая тем, кто дерется и кусается, потому что слишком долго сидел взаперти.
Жизнь с «особенными» – тяжелый труд, поэтому не удивительно, что государственные учреждения отказываются от людей с расстройствами, чье поведение либо смешит, либо пугает. Больницы переполнены, да и там таких пичкают таблетками. Проще связать, обколоть и запереть, а «особенным» нужны воздух и движение. И авторы голосами сочувствующих призывают не отводить глаза и прислушиваться. Посмотрите на смелость и терпение людей, которые работают вне системы, занимаясь теми, кто безнадежен, на ком государство ставит крест. «Многие начинают избегать неудобных пациентов», – признается врач. Драма обращает внимание на тех, кого мы не замечаем или не хотим замечать, призывая не сидеть сложа руки, а дать человеку место в жизни.
«Особенные» – душевное французское кино, снятое живо в тесных офисах и больничных палатах. Режиссеры открывают дверь в мир, который скрыт от наших глаз, и показывают с улыбкой и надеждой суету волонтерской организации, которая заботится о больных аутизмом. Фильм о воле и выборе обладает легким юмором и огоньком, потому что нельзя вешать нос, будь жизнь дурна иль хороша.
Венсан Кассель и Реда Катеб (но особенно Кассель) прекрасны в образах хлопочущих менторов и верных союзников, жертвующих собственными жизнями ради чужих детей, которые поневоле становятся родными. Оба строгие, но дружелюбные. Один работает с больными, а другой воспитывает подростков из гетто, которые учатся о них заботиться. Однако самое важное то, что в этих кругах нет отбора – все равны.
Без нравоучений и осуждений Накаш и Толедано говорят о том, что переименовывать беды – значит их приумножать, и говорят об этом прямо, просто и уважительно. Возможно, единственное, что напрягает – отсутствие жесткого конфликта между волонтерами и государством. Система грозится закрыть эти самозванные организации, дескать, добровольцы не обладают ни образованием, ни опытом, ни лицензией на помощь. И даже когда сюжет обостряется, все равно чувствуешь себя в надежных руках.
«Особенные» – трогательная история, мысль которой похожа на мудрости, спрятанные в китайском печеньице: ты неограничен, поэтому возвысь всех и возвысь себя. Фильм напоминает, как важно быть отзывчивым, поэтому грех такое кино не посмотреть, чтобы хотя бы слегка почувствовать ту печаль, тревогу и растерянность, которую каждый день испытывают «особенные», то есть больные и те, кто с ними работает. Хотя бы раз в жизни позвольте положить голову на плечо тому, кто в этому нуждается.