16 февраля состоялась премьера сериала Epix «Война миров». Мы посмотрели все 8 эпизодов 1 сезона, вспомнили недавнюю трехсерийную телеадаптацию культового романа Герберта Уэллса от BBC (ноябрь 2019 года) и сравнили два шоу, премьеры которых состоялись на удивление близко друг к другу.
Вольные адаптации
Адаптации у авторов обоих проектов оказались достаточно свободными, сюжеты уходят далеко за пределы оригинальной истории.
Мини-сериал BBC переносит зрителя во времена самой книги, в начало XX века. Некоторые элементы отсылают к исходному материалу, однако в целом это совершенно новая история с новыми героями, которая даже заглядывает далеко вперед и показывает нечто необычное и для поклонников Уэллса.
А вот авторы шоу Epix последовали примеру Стивена Спилберга и показали вторжение в наши дни. Однако от оригинала осталась только основная идея, во всем остальном «вольностей» еще больше, чем у проекта BBC. Теперь пришельцы боятся не бактерий, а (небольшой спойлер) определенных звуковых частот, культовых Треножников просто убрали (и это катастрофа!), зато добавили других существ и запустили в историю кучку новых персонажей.
Да, идеи, может, смелые, крутые и яркие. Однако на деле из адаптации Epix получилась невнятная, шероховатая, нудная и затянутая мыльная опера с некоторыми притянутыми за уши моментами и слабой логикой. У BBC со скромным метражом в три эпизода повествование развивается скомкано, история резво скачет вперед, не давая нам толком погрузиться в происходящее. Однако в итоге именно мини-сериал BBC выглядит убедительнее и целостнее благодаря более внятным структуре и логике повествования.
Чьи герои убедительнее
Сценаристы мини-сериала BBC придумали несколько новых персонажей, которые вихрем крутились вокруг центрального дуэта – возлюбленных Эми (Элеонор Томлинсон) и Джорджа (Рейф Сполл), – дополняя их историю. За весь сериал главным героям так и не удается тронуть зрителя «до глубины души», но им все же сопереживаешь. Интересно само раскрытие их характеров и судеб. Авторы понемногу, сохраняя интригу раскрывают их черта за чертой, актеры ярко и эмоционально воплощают своих героев. В целом получается интересно и даже в каком-то смысле «тепло».
Команда Epix вывалила на экран свой набор героев, в которых больше фальши, чем глубины. Им не веришь, к ним не сильно привязываешься. Сами актеры будто и не хотели выводить персонажей на более высокий уровень, за пределы сценария. Пара сцен, может, и выдавят из зрителей слезы, все-таки произведение драматическое, однако ни сценаристы, ни актеры не давят на эмоции до предела, чтобы выжать из истории чуть больше впечатлений. Казалось бы, Гэбриел Бирн и Элизабет МакГоверн должны были оживить эту вечеринку, но и они как будто прошлись по верхам сценария, лишь в некоторые моменты проявляя свое мастерство (которое, безусловно, есть). Аргумент «здесь центральных героев больше, внимание могло рассеяться» тоже не принимается – мы уже видели много проектов, где количество персонажей только помогало истории качественно работать. Из последних постапокалиптических произведений хорошо показало себя «Черное лето». Но и нельзя забывать, как в свое время заставили переживать за всех и каждого героя титаны «Игра престолов», «Остаться в живых» и «Ходячие мертвецы».
Философия
Вселенная «Войны миров» в целом поднимает разные важные вопросы, связанные с научным прогрессом, обществом, религией и так далее. BBC аккуратно и красиво вплетает в свои повествовательные линии темы равноправия, института семьи и армии. Epix добавляет к этому же семейные ценности, вопросы о насилии и социальных классах. Вместе каналы говорят о том, что человечество губит само себя. Ненавязчиво и поэтапно.
Читайте также: 10 культовых фантастических романов, у которых до сих пор нет достойной экранизации
Страшно?
Роман Герберта Уэллса и все его экранизации – это, по сути, больше научная фантастика, но она, действительно, внушает ужас. Ощущение загнанности в угол и постоянного присутствия всевидящего ока инопланетного чудовища. Всепоглощающий страх. Одиночество, хаос. Желание спрятаться, затаиться и стараться как можно тише дышать. Все это должно ощущаться на протяжении всего сериала, до самого конца просмотра. Обе рассматриваемые «Войны миров» не дают этого в должной мере, делая акцент на научную фантастику и размышления «о великом» (что, в принципе, тоже нужно).
Однако напряжения все же больше у проекта BBC. Оба сериала показывают прятки героев с беспощадными хладнокровными пришельцами, однако крепче они выдержаны у BBC. Все-таки монстры этого шоу впечатляют гораздо больше, нежели чуть ли не игрушечные заводные собачки-недоразумения от Epix.
Истина где-то рядом
Один из немногих плюсов сериала Epix – это постоянное ощущение какой-то большой тайны. Кажется, только это и служит той нитью, на которой держится интерес зрителя. В этой «Войне миров» заглянули очень далеко за пределы классической истории, затронув тему неких «особенных людей». Суть можно примерно понять ближе к финалу 1 сезона, однако полного раскрытия придется ждать в предполагаемом продолжении, на которое нам очевидно намекнули в конце. На протяжении каждого эпизода зритель собирает тайну инопланетных существ по крупицам, раскрывая нечто любопытное шаг за шагом.
У BBC тоже работает фактор таинственности. Авторы этого проекта тоже решили оставить классику лишь в основе, создав нечто новое. Однако здесь все же загадочность на втором плане. Возможно, создатели решили, что интриги уже достаточно, теперь можно давить только на зрелищность (итог – нет, так не пойдет).
Погружение в атмосферу
Режиссер «Войны миров» BBC Крэйг Вивейрос еще прекрасным мини-сериалом «И никого не стало» (2015) показал, что может чутко и насыщенно показать атмосферу той или иной эпохи, придав произведению современной свежести. На этот раз у него получилось нечто менее чувственное, зато зрелищное и детальное. Дух начала XX столетия ощущается, хотя и присутствует какая-то «сказочность» в подаче. В происходящее погружаешься. И дело не только в нарядах и архитектуре, но и в диалогах и поведении героев. Эффектные экшен-сцены и динамичная съемка делают происходящее эмоционально крепче и тревожнее.
А вот Epix отправляет нас в вялую прогулку по апокалипсису. Тусклые диалоги и не впечатляющая картинка. Некоторые сцены пытаются оживить сериал, однако после этих «всплесков» действие возвращается к своему «ленивому» уровню. Серость можно было бы списать на особенности европейского климата и факт конца света – но, опять же, мы уже неоднократно видели, как благородную европейскую красоту можно приятно и атмосферно подавать в разных сюжетах. Поклонникам британской эстетики лучше посмотреть «Шерлока», «Убивая Еву» или «Благие знамения». За хаосом и массовой истерией обращайтесь к хоррору «28 дней спустя».
Не сказать, что и сериал «Война миров» Epix, и мини-сериал «Война миров» BBC заслуживают восторженных отзывов, однако поклонникам жанра определенно стоит их оценить. Ну а если уж совсем не хочется смотреть все сразу, то стоит остановить свой выбор на «Войне миров» от BBC: в нашем обзоре она обыгрывает сериал Epix со счетом 5:2.