Сегодня весь мир отмечает Международный женский день. По такому случаю мы рассказываем о женщинах, оставивших заметный след в истории музыки. Миллиарды прослушиваний на стримингах, миллионы проданных записей, тысячи и тысячи проданных билетов на концерты, десятки и сотни наград и хиты, возглавлявшие чарты – в наш материал попали действительно выдающиеся во всех отношениях артистки.
Мадонна
Самая коммерчески успешная исполнительница в истории
Еще в 2000 году Мадонна вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая успешная женщина-исполнитель – и с тех пор никто так и не приблизился к ее достижениям. Она продала более 300 млн своих записей, больше – только у The Beatles, Майкла Джексона и Элвиса Пресли. Ей же принадлежит и самый успешный женский тур в истории музыки – Sticky & Sweet Tour. Это были гастроли в поддержку альбома «Hard Candy», состоявшиеся с 2008 по 2009 год: всего за 85 концертов певице удалось собрать 411 млн долларов. Несмотря на то, что тур закончился 11 лет назад, ни одной другой артистке так и не удалось побить этот рекорд. Ближе всего к рекорду Мадонны подобралась Пинк с туром Beautiful Trauma (2018-2019), но она собрала только 397 млн – даже несмотря на инфляцию и на то, что она отыграла почти вдвое больше концертов (156).
Адель
Самый успешный альбом XXI века
Хотя сексизм в индустрии до сих пор остается серьезной проблемой, кое-какие положительные сдвиги есть. Самый успешный альбом XXI века принадлежит женщине – это «21» Адель. Пока что самым успешным женским альбомом в истории остается саундтрек к «Телохранителю» (1992) от Уитни Хьюстон, но «21» может вскоре занять его место. Официальные сертифицированные продажи у них близкие (28,4 млн против 25,3), вскоре – по слухам, уже в середине марта – Адель должна вернуться с новой музыкой, а это всегда повышает интерес к старым записям. Альбом «25», последовавший за «21», тоже установил рекорды, причем сразу в нескольких странах: в первую неделю в США было продано 3,378 млн копий, в Великобритании – 803 тысячи, в Канаде – 305 тысяч. Если кто-то и побьет эти рекорды, то лишь сама Адель.
Бейонсе
Самая популярная концертная трансляция на YouTube и рекордное число номинаций на «Грэмми»
В это не так просто поверить, но Бейонсе стала звездой еще в 1990-х годах – тогда она пела в Destiny’s Child. Вопреки стереотипам, сольная карьера Бейонсе полностью затмила «групповую». Ее выступление на Coachella в 2018 году вошло в историю – оно стало самой популярной концертной трансляцией в истории YouTube (за ним наблюдало 458 тысяч человек!), а лайв-альбом «Homecoming» с записью концерта дошел до топ-10 Billboard 200 – выдающееся достижение для «живого» альбома. Вместе с супругом Jay-Z она вошла в историю как первая артистка с собственным стриминговым сервисом (Tidal). Еще один рекорд Бейонсе – 79 (!!) номинаций на «Грэмми» (больше – только у Пола Маккартни), из которых ей удалось победить в 24-х.
Элисон Краусс
Рекордное количество «Грэмми» среди женщин
Бейонсе держит рекорд по количеству женских номинаций на «Грэмми», а наибольшее количество самих премий – 27! – у Элисон Краусс. Ее имя не слишком известно за пределами Северной Америки из-за специфического стиля блюграсс (поджанр кантри), хотя некоторые ее записи попадали в чарты Великобритании, Норвегии и Нидерландов. Музыка Краусс действительно очень хороша: в 2007 году она выпустила альбом «Raising Sand», записанный не с кем-нибудь, а с самим фронтменом Led Zeppelin Робертом Плантом. И, конечно, он принес артистке «Грэмми», причем в самой престижной номинации – «Альбом года».
Тейлор Свифт
Первая женщина, выигравшая «Альбом года» на «Грэмми» дважды
Награду «Альбом года» выигрывали многие, но Тейлор Свифт стала первой женщиной, которой удалось это сделать дважды – с пластинками «Fearless» (2008) и «1989» (2014). Ее также можно назвать самой богатой молодой певицей в мире: формально Рианна опережает ее, однако значительная часть дохода Рианны приходится на косметический и модный бизнес, тогда как Свифт сделала состояние именно на музыке и только в 2019 году заработала 185 млн долларов, большая часть которых пришлась на заработки с тура Reputation. А ее клип «ME!» (2019) до сих пор держит рекорд по числу просмотров за первые сутки среди сольных исполнителей – 65,2 млн стримов за 24 часа.
Арета Франклин
Первая женщина, включенная в Зал славы рок-н-ролла
Зал славы рок-н-ролла был основан в 1983 году, первая церемония состоялась в 1986-м, а первая женщина появилась в Зале в 1987-м – и ею стала неподражаемая Арета Франклин. Это кажется невероятным, но Франклин возглавляла чарты в каждом десятилетии, начиная с 1960-х. Великая певица ушла из жизни в 2018 году, но в 2020-м ее трек «Never Gonna Break My Faith» добрался до первого места хит-парада Gospel Digital Song Sales. Ее стали называть королевой соула еще в молодом возрасте, а журнал Rolling Stone поставил Арету Франклин на первое место в списке величайших вокалистов в истории музыки.
Билли Айлиш
Самая успешная юная исполнительница (на «Грэмми» и не только)
От легенд прошлого – к иконам настоящего. Билли Айлиш еще нет и 20 лет, а ее достижениям можно только позавидовать. Едва отметив 18-летие, исполнительница стала триумфатором «Грэмми», забрав все четыре главные награды – «Альбом года», «Запись года», «Песня года» и «Лучший новый артист». Она стала самым юным артистом, выигравшим «Альбом года» и самым юным музыкантом, победившим во всех четырех основных категориях. Также Айлиш – самый молодой исполнитель, когда-либо записавший главную тему для фильма о Джеймсе Бонде («Не время умирать», 2021). А в 2019 году она также была самым разыскиваемым музыкантом в Google.
Дуа Липа
Самая прослушиваемая певица на Spotify
Мало кто из поп-певиц нового поколения может похвастаться такими же впечатляющими успехами, как она. Дуа Липа – королева стриминга и самая популярная женщина на Spotify: только за последний месяц ее треки прослушали 63,6 млн пользователей. Ее дебютный альбом «Dua Lipa» (2017) стал самым прослушиваемой женской пластинкой в истории Spotify – еще в 2020 году он набрал почти 7 млрд стримов! Прошлой весной она выпустила второй альбом «Future Nostalgia», который оказался наиболее популярной женской пластинкой 2020 года. И это еще не все: Дуа Липа – единственная женщина, у которой целых четыре песни набрали более 1 млрд прослушиваний: «New Rules», «Don’t Start Now», «One Kiss» и «IDGAF».
Шакира
Самая коммерчески успешная латиноамериканская исполнительница
Стать мировой звездой трудно. Стать мировой звездой, если ты родился не в англоязычной стране – тяжело вдвойне. Шакире это удалось: ни одна другая латиноамериканская певица не может состязаться с ней в коммерческом успехе (80 млн проданных записей), популярности в соцсетях (почти 100 млн подписчиков на Facebook), количеству наград (420 разных премий, включая три «Грэмми» и 12 латинских «Грэмми»). У нее есть собственная звезда на Голливудской Аллее славы, а ее выступление на «Супербоуле» (2020) стало одним из самых ярких в последнем десятилетии и даже было удостоено четырех номинаций на «Эмми».
Милен Фармер
Самая коммерчески успешная франкоязычная исполнительница
Если в Европе есть страна, способная противостоять англоязычному давлению, то это однозначно Франция. А самая известная и влиятельная французская певица – конечно же, Милен Фармер (даром что родилась она в Канаде). Ее Mylenium Tour стал самым успешным среди неанглоязычных артистов: число зрителей составило почти полмиллиона, а выручку оценили в 20 млн евро. 20 синглов Фармер возглавляло национальный чарт – ни один из ее соотечественников не может похвастаться подобным результатом.
2NE1
Самая успешная женская k-pop-группа
Самая популярная женская группа на сегодняшний момент – конечно же, Blackpink. Но путь им проложили 2NE1, которые и по сей день остаются наиболее успешным корейским герлзбэндом, чьи продажи оцениваются в 66,5 млн копий. От большинства женских k-pop-групп – милых, приятных, но похожих друг на друга – их отличали смелость, дерзость и харизма. Да и сами Blackpink признавали влияние 2NE1 и даже заявили, что хотят равняться на них.
Земфира
Самая востребованная российская исполнительница – и по числу проданных билетов, и по числу проданных альбомов
Собрать СК «Олимпийский» – несбыточная мечта большинства российских артистов. Но для Земфиры он оказался маленьким! В 2016 году желающих было настолько много, что пришлось объявлять дополнительный концерт – в общей сложности продали целых 60 тысяч билетов. И это далеко не первый рекордный показатель в карьере Земфиры. В далеком 2002 году она выпустила альбом «14 недель тишины», который только за первый день (!) был продан фантастическим для российского рынка тиражом в 180 тысяч – и это в те времена, когда пиратство процветало вовсю. Альбом «Жить в твоей голове» вышел уже в «цифровом» 2013 году, однако тогда культура легального потребления музыки в Сети только начиналась. И, тем не менее, всего лишь за четыре дня только на «Яндексе» он набрал почти 4 млн прослушиваний, а через месяц после релиза доход от его продаж составил 2 млн рублей – невероятные цифры по тем временам.
Нина Кравиц
Самая успешная российская электронная исполнительница
Наверное, нет таких российских артистов, которые бы не мечтали стать популярными за границей. С этой точки зрения Нина Кравиц – пожалуй, самый успешный российский электронный музыкант, и уж точно самый успешный среди женщин. В 2017 году Mixmag назвал ее диджеем года, а в 2018-м и в 2019-м она вошла в топ-100 лучших диджеев мира от DJ Mag, став одной из немногих женщин во всем списке. Ее талант оценила сама St.Vincent, доверившая уроженке Иркутска работу над ремикс-альбомом «Masseduction Rewired». А в 2020 году Нина Кравиц стала одной из героинь Cyberpunk 2077 и даже устроила получасовой онлайн-концерт в честь запуска игры.