Написал сообщение в тусовке литература
0 10 Июня Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 20 Апреля Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 13 Апреля Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Февраля Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 21 Февраля Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 31 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 7 Октября 2020 Ответить
Написал рецензию в тусовке кино
0
0 4 Сентября 2020 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 2 Февраля 2020 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Чем Бэтмен Тима Бертона круче Бэтменов Нолана и Снайдера

Про отличия бэт-дилогии Бертона от серьезных современных кинокомиксов. Почему она по-прежнему хороша, а Темный рыцарь Майкла Китона – интересен.
12 мая 0
Кадр из фильма «Бэтмен» (1989)
Кадр из фильма «Бэтмен» (1989)

В апреле начались съемки фильма «Флэш». Описание сюжета обещает, что в нем Флэш будет путешествовать по мультивселенной. Одним из неожиданных участников новой истории станет Бэтмен в исполнении Майкла Китона из знаменитой дилогии Тима Бертона. Рассказываем, почему эта дилогия остается классикой кинокомикса, и чем Бэтмен Бертона выигрывает у своих серьезных «коллег» из фильмов Нолана и Снайдера.


Бэтмен Тима Бертона – чудной комикс с детективной начинкой

«Бэтмен» (1989) и «Бэтмен возвращается» (1992)

Тим Бертон выпустил фильм «Бэтмен» в 1989 году, и ничто не указывало на его будущий статус классики кинокомикса. Тогда «карьера» Крестоносца в плаще переживала не лучшие времена. Известный в 1960-е сериал с Адамом Вестом уже смотрелся как китчевая комедия, популярность Бэтмена была на спаде. Впрочем, в 1986 и 1988 годах вышли культовые ныне графические романы «Возвращение Темного рыцаря» и «Убийственная шутка». Они вернули интерес к Человеку-Летучей Мыши и подготовили почву для новой киноистории, близкой к нуару первых комиксов.

Мастер сюрреалистических киносказок, Бертон придал своему «Бэтмену» настроение одновременно серьезное и сказочное. Это видно уже из сцены первого появления Бэтмена. Выход перед уличными преступниками выглядит по-бертоновски гротескно и даже театрально. Видео выше.

«Здесь человек надевает костюм летучей мыши, и, кто бы что ни говорил, это весьма странно», – объяснял Бертон.

Этим Бертон невольно деконструировал комиксовую условность и словно подсказал направление, в котором в 2000-х двинулся Кристофер Нолан.

Раскрывая психологическую основу характера Бэтмена, Тим Бертон в то же время не забывал о комиксе. Он сделал первое появление героя на экране пафосным, подчеркнул странность происходящего и одновременно увел историю от излишней серьезности. А как вам кадр с бэт-вингом на фоне луны в первом фильме – первый в галерее вверху? В последующих картинах такого не увидишь.

Не менее странным кажется и выбор на главную роль Майкла Китона. Тогда он был известен как комедийный актер и на первый взгляд не вписывался в эстетику кинокомикса. Однако внешняя недалекость и даже придурковатость Брюса Уэйна в исполнении Китона блестяще контрастируют с его же поведением в образе Темного рыцаря. Это подчеркивает двойственность личности Бэтмена, которая в следующих картинах отошла на второй план. В начале фильма «Бэтмен возвращается» эта двойственность подсвечивается еще и визуально: маленький человек на фоне огромного бэт-сигнала, готовый к борьбе со злом.

Со временем в тень ушла еще одна особенность Бэтмена, отраженная в дилогии Тима Бертона. Поклонники комиксов знают, что его главными фишками являются не только деньги и гаджеты, но и способности детектива. Бэтмен у Бертона расследует дело Джокера, расшифровывает опасные сочетания косметических продуктов, а в «Бэтмене возвращается» выясняет, откуда взялся Пингвин. Более того, в первом фильме есть детективная линия, связанная с историей самого Брюса Уэйна.

Впоследствии расследования Бэтмена уступили место чистому экшену – это заметно уже в фильмах Джоэла Шумахера «Бэтмен навсегда» (1995) и «Бэтмен и Робин» (1997). Картинка в них стала ярче, без бертоновской готики и ощущения безысходности. Элемент детектива отошел на задний план, а неоднозначность главного героя и вовсе убрали. После «Бэтмена и Робина» франшиза зашла в тупик, из которого ее вытаскивали почти десять лет.


Бэтмен Кристофера Нолана – реалистичность и драма против комикса

«Бэтмен: Начало» (2005), «Темный рыцарь» (2008) и «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)

Кристофер Нолан решил рассказать историю Брюса Уэйна в более реалистичном ключе и расставил акценты по-своему. Если в «Бэтмене» Тима Бертона мы встречаем Темного рыцаря как сложившегося героя, то фильм «Бэтмен: Начало» сосредоточен на его становлении и первом деле.

В версии Нолана история стала еще серьезнее. Трилогия ушла от комиксовой «сказочности» и позволила посмотреть на Готэм под другим углом, вывела из тени комиссара Гордона и представила зрителю эффектных злодеев. Джокер Хита Леджера мгновенно затмил образ, созданный Джеком Николсоном в фильме 1989 года. Если, конечно, забыть, что Джокер-Николсон не моргнув глазом расстреливает и поджаривает живьем конкурентов, травит горожан косметикой и газом, да и сам появляется на свет, искупавшись в кислоте.

Брюс Уэйн в исполнении Кристиана Бейла не только борется с преступностью, но и терзается внутренними сомнениями. Если наставник – Ра’с аль Гул – намерен уничтожить твой родной город, на чьей стороне следует быть? Можно ли быть ангелом-хранителем и не запачкать при этом рук? Стоит ли рисковать жизнью ради города, который от малейшего влияния извне готов скатиться во тьму?

Личность Бэтмена в фильмах Нолана оказалась яркой и неоднозначной. Однако и тут детективная составляющая отошла на второй план начиная с «Темного рыцаря». Реалистичный подход тоже устроил далеко не всех. Зрители по-прежнему хотели видеть на экране добро с кулаками, а не рефлексирующего миллионера, который снял костюм героя из-за хворей и размышлений о смысле жизни. Концепция, столь эффектная в первом фильме, к третьему себя изжила. Сломанный врагом позвоночник за несколько месяцев не срастишь, а жизнь в истерзанном анархией Готэме уже никогда не будет прежней.

Вероятно, именно поэтому фильмы Тима Бертона о Бэтмене не потеряли убедительности и в эпоху Нолана. Реалистичность позволяет рассказать историю по-другому, однако условности и допущения, характерные для комикса, рано или поздно возьмут свое.


Бэтмен Зака Снайдера – темная сторона Рыцаря и слишком много материала

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016) и «Лига справедливости» (2017, 2021)

Как бы там ни было, благодаря успеху трилогии Кристофера Нолана стал возможен полный перезапуск киновселенной DC. В «Бэтмене против Супермена» новым Темным рыцарем стал Бен Аффлек. Этот неоднозначный выбор заставляет вспомнить, как в свое время возмущались утверждением на роль Майкла Китона. Однако Бэтмен Аффлека оказался интересным героем. Он разочаровался и в жителях Готэма, и в собственной роли рыцаря; теперь его боятся даже законопослушные граждане – не говоря о преступниках, с которыми он расправляется безо всякой жалости. Такого подхода мы не видели ни у Бертона, ни у Нолана.

Однако дебюту Бэтмена-Аффлека помешало в том числе обилие сюжетных линий. «Бэтмен» Тима Бертона следовал четкой схеме супергероических фильмов: герой борется с мелкими сошками, пока не приходит очередь Большого Босса. «Бэтмен против Супермена» Снайдера впихнул в историю не только нового Бэтмена и его противостояние с Суперменом. Еще фильм впервые показал Чудо-Женщину, прописал какие-никакие отношения между упомянутой троицей и заложил основу для продолжений. В какой-то степени у Снайдера все это получилось. Но вспомним слова Тима Бертона о появлении Робина в кинокомиксе 1989 года:

«У нас была идея ввести в фильм Робина, попытаться сделать так, чтобы отношения между ним и Бэтменом заработали по-настоящему», – но в итоге напарник Бэтмена не появился ни в первом, ни во втором фильме Бертона.

«Слишком много материала при таком количестве персонажей», – заявил тогда режиссер.

Эти слова Бертона наглядно иллюстрируют проблему, которую не смог обойти Снайдер в «Бэтмене против Супермена».

Детективной составляющей в фильмах Зака Снайдера сценаристы вновь пожертвовали. Вряд ли крутой детектив Брюс Уэйн мог оказаться жертвой манипуляций Лекса Лютора. В обеих версиях «Лиги Справедливости» Бэтмен меняется после героической гибели Супермена и приходит к более привычному нам характеру. Однако экшен по-прежнему вытесняет детектив. Детективные поиски Уэйна по большей части остаются за кадром, или же решения становятся итогом работы всей команды, а не его одного.


«Бэтмен»-2022 – детектив и Загадочник

Концепция фильма Мэтта Ривза

Недооцененность Темного рыцаря как мыслителя скорее всего повлияла на концепцию нового «Бэтмена», которого мы увидим в 2022 году. Режиссер Мэтт Ривз обещает, что новая история сконцентрируется на способностях Бэтмена-детектива, а противником его станет столь же недооцененный в кино Загадочник. Роли исполнят Роберт Паттинсон и Пол Дано.

Будет ли «Бэтмен» Ривза серьезным комиксом, как у Нолана-Снайдера или в нем найдется место иронии и идеям, озвученным у Бертона? Как говорится, время покажет.



Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями