Ночь. Костер. Пляски с бубном. Молодой хуторянин откапывает в поле череп. Сын вместе с женой и ребенком возвращаются из города в родную глушь. Задолжал, говорит, серьезным людям, поэтому, батя, спасай – семейный дом продай. А кругом ни души, лишь дремучие леса. Ох, не к добру. Ругаются все: отец с сыном, мать со снохой, брат с братом. И нет намека на надежду. А коль мы смотрим якутское кино – значит, без мистики не обойтись. Земля, на которой построен дом, скрывает великие тайны.
Режиссер Костас Марсаан, дебютант в хорроре, нашаманил фильм ужасов о древних верованиях. Иччи – духи, а злить духов нельзя. Незримые силы обрушиваются на семью, и жизнь оборачивается кровавым кошмаром. В общем, где-то мы это уже видели: дом в богом забытом месте, мифическое зло, проклятия, обряды, зеркала и одержимые бесами среди мертвых и живых.
Картина Марсаана не пугает, но жути нагоняет. Ужас подкрадывается неожиданно под устрашающее музыкальное оформление. Иногда режиссер поддается избитым жанровым страшилкам, которые делают картину привычной, без новизны и экспериментов. Уверен, будут и те, кто скажет, что фильм – тягомотина, потому что это «slow-burning chiller», тягучий и странный.
Якутская мистика цепляет мраком и загадкой. Зрителю дают домыслить картину самостоятельно, пока режиссер переплетает жизнь с вымыслом, прошлое с настоящим, разум с верой, рассказывая легенду о трагических судьбах. Сюжет пронизан тайной. Фильм, где жертва не навлекает на себя беду по глупости, сначала кажется житейской драмой. Однако автор, обращаясь к народному мифотворчеству, превращает сельскую ругань в зловещий фильм ужасов о ритуалах и ведьмах. Люди пропадают и погибают, потому что земля не отпускает. Земля помнит.
Фильм о зле «по наследству», освобождении души и очищении огнем похож на «Ведьму» и такие же фольклорные хорроры о язычниках. Видны знакомые ходы, игра в чертовщину с густой тьмой и тревожным звучанием. Отечественный хоррор, где сплошной Подгаевский, не балует нас, а значит, негоже разбрасываться таким кино. К тому же якутским – что, правды ради, не делает картину великой. Поговаривают, эти места даже шаманы обходят стороной, однако именно диковинки и новаторства мало, чтобы назвать «Иччи» шедевром. Зато чувствуется Кинг и есть невероятный поворот в духе Шьямалана.