Написал сообщение в тусовке литература
0 25 Августа Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 28 Июля Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 17 Июля Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 10 Июня Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 20 Апреля Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 13 Апреля Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 27 Февраля Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 21 Февраля Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 31 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал сообщение в тусовке литература
0 8 Января Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 7 Октября 2020 Ответить
Написал рецензию в тусовке кино
0
0 4 Сентября 2020 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 2 Февраля 2020 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Выскочка»: Американская история выборов

Объясняем, почему комедия Александра Пэйна о яблоках, бананах и демократии – классика жанра.
13 августа 0
Кадр из фильма ​«Выскочка» (1999)
Кадр из фильма ​«Выскочка» (1999)

Пересмотрел «Выскочку» (1999) – в оригинале «Election», то есть «Выборы». Выдающаяся политическая сатира и замечательная романтическая комедия. Александра Пэйна, одного из самых популярных режиссеров американского независимого, помнят по другим картинам – «На обочине», «О Шмидте» и «Небраска», но «Выскочка» несравненна. Кино настолько потрясающее, что я готов его пересматривать снова и снова. Очень в духе коэновского «Фарго».

Сюжет соткан из нескольких историй, рассказанных разными персонажами, но все они крутятся вокруг главного события – школьных выборов. В фильме звучат несколько закадровых голосов: Джима МакАлистера – учителя, отвечающего за выборы в ученический комитет, Трейси Флик – амбициозной отличницы, похожей на Хиллари Клинтон, Пола Метцлера – милого спортсмена, которого любит вся школа, и, наконец, Тэмми Метцлер – сестры Пола, которая участвует в выборах, чтобы позлить публику.

«Выскочка» – не очередная молодежная (читай – тупая) американская комедия. Фильм с иронией и идеализмом говорит о выборах, а точнее – о выборе как о свободе, силе воли, которая придает человеку смысл жизни. «Что хотел от меня Господь? Зачем я живу?» – размышляет Пол, после чего получает предложение участвовать в школьных выборах. Судьба. Об этом и рассказывает Александр Пэйн. Но есть сестра Пола, которая заявляет о бессмысленности выборов (читай – пустоте, абсурдности жизни). «Кого волнуют эти школьные выборы?» – кричит юная нигилистка, и толпа бездельников ликует. Забавно, что эта анархистка в конце истории попадает в церковную школу.

Мистер МакАлистер перед классом ставит вопрос, определяя тем самым предмет фильма: «В чем разница между моралью и этикой?» Как и почему человек совершает моральный выбор? Что нам дозволено? Режиссер показывает природу человека, изображая поведение самого уважаемого учителя, который тайком от жены смотрит порно, и круглой отличницы, у которой нет жизни вне школы. Рассказ об американской глубинке созвучен с днем сегодняшним, когда ищут компромат, кричат об импичменте и вмешательствах в выборы. «Выскочка» – Америка в миниатюре.

«Победа единственного кандидата подрывает идею демократии. Это будет похоже на диктатуру», – делится мудростью мистер МакАлистер, решающий преподать выскочке урок, но предающий ту самую мораль, о которой так увлеченно рассказывает ученикам. «Слабые всегда хотят помешать сильным», – внушают неугомонной всезнайке Трейси, которая верит в собственную избранность. А сестра Пола, самого честного кандидата, вообще не верит в систему, дескать, выборы – глупый цирк, чепуха, потому что ничего не изменится, и призывает народ не голосовать. Правда, еще есть уборщик, который разоблачает эту систему, олицетворяя молчаливое большинство.

Анекдотичная комедия Пэйна с возрастом становится только смешнее и прозорливее. И с актерами режиссер не прогадал. Однако фильм долговечный не только потому, что остроумно изображает американскую демократию. Пэйн иллюстрирует буржуазную философию Айн Рэнд, голоса капитализма. Самоуверенная Трейси Флик становится олицетворением того, что пропагандирует беглая еврейка: да здравствует индивидуализм, ибо человек есть самоцель. Трейси Флик – в президенты! В таком мире наивному простаку Полу Метцлеру, который голосует за соперника, не место. Правильно говорят: это все имеет значение только для одного человека – для того, кого изберут президентом.

Возможно, сегодня эта комедия о преподавателе, который пытается унизить самую талантливую ученицу, выглядит уже не такой смешной. Но смотришь на улыбчивую Трейси, эту ходячую энциклопедию, которая слишком часто поднимает руку, и раздражаешься. Все ей завидуют и все ненавидят. А если что-то плохое случается, то точно не с ней. «Мне жаль мистера МакАлистера, – размышляет она. – Любой, кто торчит в этом маленьком классе, носит одну и ту же дурацкую одежду, говорит одно и то же из года в год на протяжении всей своей жизни, в то время как его ученики поступают в хорошие колледжи, переезжают в большие города, совершают великие дела и зарабатывают кучу денег, должен им завидовать». «Fuck them – отвечает им всем мистер М.

Кроме разговора о том, что происходит за фасадом демократии, фильм «Выскочка» изображает конфликт выбора и судьбы, то есть божьей воли. Школьный учитель решает согрешить – изменить жене с соседкой. Вот только перед тайным свиданием пчела жалит его в глаз. Удар судьбы. В кадре не раз появляются яблоки как образ греха, запретного плода из библейского сада. Именно в яблочном саду героя жалит пчела и глаз опухает. И мало того, что любимая узнает о предательстве, он в гневе саботирует школьные выборы. План проваливается. Выскочка, раздающая именные кексики, побеждает, а учителя с заплывшим глазом увольняют. Мужика прогоняют, вычеркивают из жизни, будто его никогда не было.

Комедия не только о победителях и проигравших. Мистер МакАллистер неосторожно выбрасывает лапшу в соусе, шлепнув ее на чистый пол, а потом решающие бюллетени, которые находит уборщик. Школьный уборщик – злой рок. Учитель теряет работу и жену, бежит в другой город и становится гидом с американским флагом в пакете и молочным коктейлем в руке, который он злобно бросает в лимузин, где сидит та самая Трейси Флик. Пэйн начинает и заканчивается фильм броском. И если один стал судьбоносным, то другой, трусливый, но меткий, еще неизвестно к чему привел бы. Охваченный страхом учитель уносит ноги, чтобы избежать наказания и встречи с блондинкой, которая, возможно, однажды станет первым американским президентом-женщиной. Жизнь наладилась, но осадочек остался.

«Нельзя вмешиваться в судьбу. На то она и судьба», – пророчески замечает одержимая победой Трейси. Эта мудрость и определяет историю мужика в кризисе. Налицо тоска и отчаяние унылого, обманутого ожиданиями и попавшего в тупик. А ведь он всего лишь хотел почувствовать себя свободным и живым. «Выскочка» – о проявлении смысла и истины. Даже Пол задумывается о том, что случай или чья-то воля могли бы по-другому вмешаться в школьные перипетии: «Может, вся моя жизнь сложилась бы по-другому». Иными словами, в жизни каждого найдется уборщик, который тихо стоит за спиной и наблюдает.

Еще больше выпусков рубрики «Человек с VHS», всегда интересных и неожиданных





В центре внимания

Поделитесь с друзьями