В мировой прокат вышел детектив «Пропавшая без вести», сюжет которого разворачивается на экранах ноутбуков и смартфонов. Если бы не форма, он выглядел бы простеньким триллером, но здесь все решает псевдодокументальная подача. В 2018 году прогремел «Поиск», где отец искал пропавшую дочь, у которой, оказывается, была тайная жизнь. Теперь же через экран компьютера мы наблюдаем как дочь пытается найти исчезнувшую мать.
Публика давно охладела к эстетике «найденной пленки», поэтому сейчас эту нишу занимают десктоп-фильмы, которые популяризировал Тимур Бекмамбетов, спродюсировавший онлайн-хоррор «Убрать из друзей». «Пропавшая без вести» – детище того же Бекмамбетова. Сюжет с нарастающим чувством отчаяния нашпигован сетевыми переписками, видео-звонками, браузингом и съемками с камер наружного наблюдения. Конструкция идеально соответствует эпохе, погруженной в виртуальный мир: автора как бы нет, а мы все – подглядывающие.
Главным героем технотриллера выступает школьница Джун. Мать улетела на отдых с новым кавалером, и Джун, как любой непослушный подросток, рада остаться дома одна. Повод пригласить друзей и повеселиться. Но когда наступает день приезда, выясняется, что самолет давно приземлился, багаж разобрали, пассажиры разъехались, а мамы-то и нет. То ли дочь опоздала, то ли мать пропустила рейс. Может, никто вообще никуда не улетал, и кто-то задумал опасную игру. Напуганная Джун, однажды уже потерявшая отца, обращается в полицию, а затем и сама расследует дело через сайты и приложения, не выходя из дома.
«Пропавшая без вести» отчасти повторяет историю «Поиска», вскользь упоминая события того фильма. Оба триллера говорят о родительской любви и о том, как технологии делают нас чужими, и как эти же технологии могут нас разоблачить и объединить. Интернет – другая реальность со своими законами. Однако новый фильм, написанный режиссером «Поиска» Анишем Чаганти, насыщеннее. Только это не совсем комплимент. Сумасшедший поток всплывающих окон внутри всплывающих окон слегка утомляет и не дает осмыслить происходящее, собранное из чатов, соцсетей, уведомлений и смайликов.
Наложенные друг на друга экраны перестают бесить, когда скорость виртуального аттракциона сбавляют, позволяя погрузиться в расследование. Сначала подозревают любовника жертвы, потом саму жертву, но главную тайну авторы хитро припрятали в конце этой лихо запутанной истории, сотканной изобретательно и драматично. И ведь правда: многое о человеке говорит его интернетовский профиль, особенно тот, где можно легко сбросить пароль.
«Это не шоу! Это моя мама!» – злится героиня, объясняя всю суть нашей реальности, напичканной новыми технологиями, а не смыслами. Мультиэкранный триллер – не пустышка, но как ни крути, «Пропавшую без вести», как и «Поиск», все равно увлекательнее смотреть дома. На компьютере убедительнее.