«Заклятие 4: Последний обряд» завершило историю семьи Уорренов, которая началась в 2013 году с легкой подачи Джеймса Вана. Вместе с тем это конец так называемой первой фазы киновселенной. Фильм просто обязан был стать событием – грандиозным, страшным и только с высокими ставками. Дабы фанаты точно запомнили развязку. Что ж, получилось и впрямь событие: перед нами самая унылая часть хоррор-серии «Заклятие».
1986 год. Медиум Лоррейн Уоррен (Вера Фармига) и ее супруг Эд (Патрик Уилсон) отошли от дел. В фильме «Заклятие 3: По воле дьявола» (2021) Эд пережил сердечный приступ, поэтому с охотой на нечисть пришлось покончить. Уоррены возвращаются к теме сверхъестественного лишь на лекциях, где делятся с немногочисленными слушателями подробностями о своих прошлых делах. К тому же им нынче не до демонов: дочка Джуди (Миа Томлинсон) собирается замуж за бывшего полицейского Тони Сперу (Бен Харди). Однако Уоррены вынуждены взяться за старое. Многодетная семья Смурлов страдает от шайки призраков во главе с таинственным Зеркальным демоном, тесно связанным с Уорренами. Джуди, унаследовавшая от матери дар ясновидения, убеждает родителей прервать пенсию и спасти Смурлов от нечистой силы. За компанию демонологи берут с собой на битву и Тони – чтобы понял, с какой семейкой связался.

«Заклятие 4» снял Майкл Чавес. Его можно смело назвать королем никудышных сиквелов. Билетом во вселенную «Заклятия» для Чавеса стал невзрачный, хотя в целом камерный и атмосферный ужастик «Проклятие плачущей» (2018). За ним последовали сносное «Заклятие 3» и крайне вялое «Проклятие монахини 2» (2023). «По воле дьявола» было в меру интригующим приключением за счет «юридической» линии, где Уоррены встали на защиту одержимого демоном преступника. Но в «Последнем обряде» Чавес превзошел себя по части посредственности. Вышло до безобразия растянутое, блеклое и разрозненное кино с поверхностным раскрытием персонажей. Подчас можно поймать себя на мысли, что это какой-нибудь проходной ужастик, который назвали очередным «Заклятием» исключительно для привлечения внимания. Только крепкая эмоциональная игра Веры Фармиги и Патрика Уилсона и «отполированный» дорогой визуал напоминают, что перед нами и впрямь то самое «Заклятие» – да еще и с бюджетом в 55 млн долларов.
Вера Фармига и Патрик Уилсон – движущая сила франшизы «Заклятие». На экране отношения Лоррейн и Эда Уорренов в их исполнении по-настоящему расцвели, стали глубже и трогательнее. Герои дарят свое тепло через любовь семейных отношений и искреннюю веру в Бога и силу добра. Майкл Чавес уловил этот момент и расчетливо поставил семейную динамику в центр истории. Драма в фильме простая, но она цепляет – вместе с Уорренами переживаешь за наследие исследователей паранормального, здоровье Эда и брак Джуди. Однако раньше это тепло сталкивалось с подлинным злом, мрачные глубины которого Чавесу, увы, постичь не удалось. Он показал жутких призраков и демона, способных напугать адским гримом и увлечь печальной предысторией. При этом режиссер превратил колоритных персонажей в раздражающие скримеры, которые появляются на экране всегда предсказуемо и надолго не задерживаются. Вооруженному топором громиле дали в какой-то момент разгуляться. Сцену, где он нападает на другого монстрика, можно назвать одной из самых эффектных во франшизе «Заклятие». Однако пара удачных моментов не дает чудовищам вырасти до чего-то серьезнее мерзких назойливых мух. Без внушительной угрозы попытка в драматический хоррор превращается в постыдное унылое зрелище.

«Заклятие 4: Последний обряд» логично завершил сюжетную линию Уорренов. При этом большую часть хронометража история невнятно прыгает между семьями Уорренов и Смурлов. Из-за скачков и скопления сюжетных линий повествование скатывается на уровень хаотичной возни, в которой характеры персонажей раскрываются лишь схематично. Смурлы на фоне Уорренов к финалу так вообще становятся безликим, визжащим от страха фоном. Однако если пробраться сквозь эти дебри до развязки – получишь бодрую финальную битву, за которой следует лиричный финал. Он позволяет зрителю проводить Уорренов с улыбкой. Вот только после финальных титров отвлекаешься от душевных семейных посиделок Уорренов, вспоминаешь весь фильм и понимаешь: не то. Первые два «Заклятия» (2013, 2016) от Джеймса Вана были пугающими и захватывающими историями, позволявшими проникнуться и теплой семейной динамикой, и колючим страхом спуститься в темный подвал вместе с героями. В четвертую часть Ван заглянул, чтобы подарить фанатам камео. Похоже, это короткое появление – единственное, что мастер ужасов сделал для новой части своей франшизы. Если же он все-таки приложил руку к детищу Майкла Чавеса и лично одобрил эту беготню с дешевыми скримерами, напрашивается вывод, что он устал от «Заклятия» и хотел поскорее от него избавиться.


