Дуэйн Джонсон гонится за номинацией на «Оскар» в спортивном байопике Бенни Сэфди «Крушащая машина». Критики после первых же показов картины отметили «эмоционально-глубокую» игру актера. Рассказываем, чем впечатляет драматический перформанс Джонсона и почему сам фильм о рестлере Марке Керре оказывается откровенно «средним».
Американский рестлер и актер Дуэйн Скала Джонсон достиг внушительных успехов на ринге, став легендой шоу WWE (World Wrestling Entertainment). Еще большую популярность он обрел благодаря ролям в коммерческом кино, в том числе во франшизах «Форсаж», «Джуманджи» и диснеевской «Моане». Однако амбиции суперзвезды этим не ограничились. Теперь Джонсон пытается достичь признания в качестве серьезного драматического актера и, соответственно, получить статуэтку «Оскара». Для этого он как исполнитель главной роли и продюсер взялся за биографическую спортивную драму «Крушащая машина». Ее режиссером выступил Бенни Сэфди, известный по фильмам «Хорошее время» (2017) и «Неограненные алмазы» (2019).
Сюжет биографической спортивной драмы «Крушащая машина» основан на одноименной документалке 2002 года и рассказывает о борце смешанных боевых единоборств Марке Керре (Дуэйн Джонсон). В отчаянной погоне за победами Керр получает травму за травмой, а боль от повреждений глушит препаратами с сомнительным и даже откровенно пагубным действием на организм. И без того тяжелый период спортивной карьеры борца усугубляют сложные отношения с возлюбленной Доун (Эмили Блант). Она не оказывает ему необходимой эмоциональной поддержки, нередко вступая с ним в конфликты, которые сама и провоцирует.
«Крушащая машина» не из тех спортивных драм, которые рассказывают вдохновляющие истории невероятного успеха, порой напоминающие сказки. Этот фильм ближе к «Рестлеру» (2008) или «Стальной хватке» (2023) – он концентрирует внимание на самых неприглядных и тяжелых моментах в карьере и личной жизни героя, не обещая зрителям в конце просмотра чудесного хэппи-энда.

На этапе рекламной кампании основное внимание фильм «Крушащая машина» привлекал тем фактом, что это пока самая громкая попытка коммерческого актера Дуэйна Джонсона заявить о себе в серьезном драматическом кино. Аргументами были и производство модной студии A24, неплохо проявивший себя в авторском кино Бенни Сэфди в качестве режиссера и автора сценария картины, а также, собственно, роль борца, для исполнения которой у Джонсона имелся личный опыт. Словом, вполне весомые предпосылки серьезно отнестись к пробе американского актера выйти за рамки своего традиционного амплуа «веселого качка».
После просмотра «Крушащей машины» можно с уверенностью сказать, что роль Марка Керра – действительно самый серьезный перформанс Дуэйна Джонсона в драматическом кино. Актер гармонично и убедительно передал эмоции, которые его герой переживал не только в пределах ринга, но и в личной жизни, в тяжелых и нездоровых отношениях с возлюбленной, умело сыгранной Эмили Блант. В «пиковые» эмоциональные моменты Джонсон порой прибегает к хитростям, например, скрывая плачущее лицо за руками. Однако к таким маневрам актер прибегает не во всех подобных сценах, и это не становится недостатком его игры.
Работа Дуэйна Джонсона в «Крушащей машине» получилась крепкой, без явных «слабых мест». Учитывая его влияние и известность, уже сейчас можно предположить, что роль Марка Керра удостоят номинации на заветный «Оскар» – часть претендентов еще не вышла, и пока такая вероятность существует. А вот что касается самого фильма, то у «Крушащей машины» проблемы возникают там, где их совсем не ждали.
На поверку «Крушащая машина» оказывается просто вторичной спортивной драмой. Буквально в начале 2024 года в официальном российском прокате вышла картина Шона Дуркина «Стальная хватка», которая в ряде тематических аспектов пересекается с фильмом Бенни Сэфди. Это тоже байопик, и он тоже затрагивает непростой период из жизни и карьеры спортсменов – братьев-рестлеров фон Эрих. Только вот фильм Дуркина превосходит драму Сэфди как более интересной и удивительной историей в основе, так и тем, как эта история, собственно, подана. Сюжет о спортивной карьере и личной жизни Марка Керра кажется будничным. Он не дает проникнуться драматичностью отдельных ситуаций и в целом пути, который преодолевает Керр. В то же время перипетии судьбы Кевина фон Эриха в великолепном исполнении Зака Эфрона потрясают, позволяя искренне сопереживать персонажу. У картины Сэфди о борце не получается стать универсальным произведением – «Крушащая машина» вряд ли тронет тех зрителей, кому по большому счету не интересны жестокие и зрелищные бои на ринге. Для «Стальной хватки» специфическая тематика проблемой не становилась – Дуркин установил контакт со зрителями на более глубоком уровне, искусно и основательно затронув темы, которые объединяют людей вне зависимости от их профессий и пристрастий.

В плане режиссуры «Крушащая машина» тоже не производит особого эффекта. С одной стороны, надо признать, что фильм снят качественно. Бенни Сэфди прибегает к ряду приемов, дабы создать ощущение «документальности» показанных на экране кадров. Внушительной пользы повествованию это не приносит, зато дает видеоряду «стиль». С другой стороны, некоторые моменты в фильме заставляют назвать новую работу Сэфди как минимум сомнительной. Например, сцена, где герой Дуэйна Джонсона рассказывает возлюбленной, как для него важно побеждать и какие яркие эмоции он от этого испытывает. Подробное проговаривание, «разжевывание» ключевых моментов – маркер поверхностного кино, создатели которого не могут или почему-то не хотят продемонстрировать заложенные в диалог смыслы без лишних слов. И Сэфди, увы, прибегает к такому приему не раз. Когда же дело доходит до использования аллегорий и метафор, Бенни Сэфди показывает «лобовую» сцену с битвой машин. В ней Марк Керр наблюдает за шоу, в котором водители жестоко крушат авто друг друга, но, даже перед смертельным риском, не сдаются. И, разумеется, главный герой находит в этом себя. Кажется, более банальной метафоры – и в плане задумки, и в плане реализации – выдать было бы сложно. Остается надеяться, что эти провальные моменты не навязаны режиссеру Дуэйном Джонсоном – он продюсировал фильм и вполне мог воспользоваться своим влиянием.
После просмотра «Крушащей машины» по-настоящему отметить надо лишь драматический перформанс Дуэйна Джонсона. Его игра получилась убедительной и талантливой. Однако это не делает сам фильм значимым и заслуживающим широкого внимания. Из-за своей сюжетной вторичности и проблемной режиссуры байопик Марка Керра вышел проходным. Если вы не поклонник творчества Джонсона и/ или вам хочется небанальных биографических драм о бойцах, то посмотрите лучше великолепную «Стальную хватку». Это кино, которое действительно берет за душу.


