После двух малоубедительных частей серии «Достать ножи» не ожидаешь, что Райан Джонсон еще может чем-то удивить. Однако в финале трилогии «Достать ножи: Воскрешение покойника» он неожиданно превзошел себя. Это в меру интересный детектив – лучший в серии, пусть и образцовым его все равно не назвать.
Действие происходит в маленьком городке штата Нью-Йорк. Преподобный Джад Дюпленти (Джош О’Коннор) становится помощником монсеньора Джефферсона Уикса (Джош Бролин). Дюпленти недоволен Уиксом, поскольку тот держит в страхе паству, критикуя многих после исповеди. Поэтому Дюпленти проводит за спиной Уикса тайные молитвенные встречи, что злит монсеньора и настраивает против молодого святого отца преданных Уиксу прихожан. Отец Дюпленти мечтает избавиться от монсеньора Уикса, и вдруг последний погибает – при этом происходит это как по волшебству. Во время проповеди Уикс – у всех на виду – отправляется в маленькую комнату и спустя пару мгновений падает замертво. Кто-то воткнул ему в спину нож с рукоятью в виде дьявола – хотя в комнате всего одна дверь. Главный подозреваемый – сам Дюпленти: только он открыто конфликтовал с жертвой и последним видел его живым. Местный шериф Джеральдин Скотт (Мила Кунис) не верит в виновность священника, поэтому просит знаменитого сыщика Бенуа Бланка (Дэниел Крейг) помочь найти настоящего убийцу. Детектив заручается поддержкой Дюпленти, чтобы увидеть каждого подозреваемого глазами близко с ними знакомого священника.

«Достать ножи» – серия противоречивая. С одной стороны, это броское, масштабное кино с яркими героями и цепляющей загадкой формата «Кто это сделал?». Райан Джонсон во время работы вдохновлялся романами Агаты Кристи и Джона Диксона Карра, в его фильмах есть узнаваемые сюжетные ходы, а еще атмосфера детективной классики. К тому же каждая часть насыщена звездными именами: в третьей, помимо упомянутых выше актеров, снялись Гленн Клоуз, Джереми Реннер, Керри Вашингтон, Эндрю Скотт, Кэйли Спэни, Дэрил Маккормак, Томас Хейден Черч и Джеффри Райт. Любопытный факт: во втором фильме показали бутылочку острого соуса от реального Реннера, который в третьем сыграл одного из подозреваемых. С другой стороны, чем-то более глубоким, чем коммерческий продукт, «Достать ножи» не выглядит. Оригинал 2019 года оказался банальной и шаблонной пустышкой с поверхностными персонажами и скучной историей. Вторая часть «Стеклянная луковица» 2022-го превратила франшизу в клоунаду без осмысленных загадок – но с хаотичной беготней по острову миллиардера. «Воскрешение покойника» заставляет поверить, что Райан Джонсон проанализировал ошибки, поскольку фильм ловко погружает в тайну, отчего с увлечением следишь за расследованием.
«Воскрешение покойника» строится вокруг «тайны закрытой комнаты». Это особый вид детективной истории с «невозможным» убийством в запертом помещении, где как будто находилась только жертва. Нечто подобное было в романе Агаты Кристи «Рождество Эркюля Пуаро» (1938). У Кристи глава семейства умер в запертой комнате с закрытым окном; перед гибелью он издал истошный крик, который слышал каждый в доме. Райан Джонсон крепко удерживает интригу, последовательно раскрывая деталь за деталью – прямо как упомянутые в фильме герои «Скуби-Ду», – разрушая «мистическую» сторону преступления.
Детектив «Достать ножи: Воскрешение покойника» в декабре выпустили на онлайн-платформе Netflix – поэтому с удовольствием нажимаешь на паузу, чтобы осмыслить произошедшие события и попытаться вместе с Бланком распутать дело. Подмечаешь ловко расставленные намеки в духе красных ниток в «комнате смерти», подробностей мрачного прошлого церкви и, казалось бы, случайных комментариев об исповедях у монсеньора Уикса, где каждая реплика и каждый флэшбек могут стать ключом к разгадке.

Первые две главы «Достать ножи» раздражали самим расследованием. Бенуа Бланк – особенно во втором фильме – полагался на удачу и своих напарниц, которые помогали ему шпионить за подозреваемыми. Убийц детектив ловил во многом благодаря тому, что, например, вовремя подслушал нужный диалог. Пустые пафосные разговоры, беготня по локациям – и минимум мозгового штурма. В «Воскрешении покойника» проблема осталась. Бланк на этот раз в основном надеялся на память Дюпленти и волшебное умение священника находиться в нужный момент в нужном месте. Однако присутствие сыщика в истории стало более ощутимым. Он действительно идет по следу убийцы, стало больше улик и закрученных твистов. Райан Джонсон тут не просто описывает преступление, надеясь, что зритель «купится» на зрелищные столкновения, красивые декорации и звездные имена. Теперь он скрупулезно собирает на экране головоломку и не прячет от зрителя подсказки.
На фоне своих лишенных изобретательности предшественников «Достать ножи: Воскрешение покойника» сумел удивить. Ценителей детективов новая головоломка от Райана Джонсона не поразит – сюжетные ходы тут часто типичные, а убийцу при должном внимании можно вычислить. К тому же режиссер по-прежнему толком не развивает второстепенных героев – как и в двух первых частях, они остаются размытыми «фигурками» на фоне основного действия. Куда более уютный и увлекательный детектив Джонсона «Покерфейс» (2023-2025) показал, что ему лучше даются «детективы-перевертыши» а-ля «Коломбо» (1968-2003), где нужно не прятать убийцу, а выдать интригующее противостояние сыщика и преступника. Во всех частях «Достать ножи» большинство подозреваемых ничем не примечательны: это пачка плоских персонажей с похожими мотивами – поскольку автор сосредотачивается на истории убийцы. Однако при всем отсутствии оригинальности «Воскрешение покойника» стало шагом вперед для серии. В повествование погружаешься с головой, что уже делает фильм достойным внимания. Райан Джонсон превзошел ожидания. Пусть и сделал он это благодаря тому, что изначально задал слишком низкую планку.


