Национальная литературная премия «Большая книга» объявила имена лауреатов. На церемонии в Доме Пашкова раздали призы: 3 млн. за первое место, 1,5 - за второе и 1 млн. рублей за третье. Что объединяет три книги-победительницы? Разбирался Soyuz.Ru.
Все три лауреата «Большой книги-2016» уже получали эту премию в прошлые годы. Леонид Юзефович - за «Журавлей и карликов» (2009), Евгений Водолазкин - за «Лавра» (2013), Людмила Улицкая - за «Даниэля Штайна, переводчика» (2007). Ощущение «дежа вю», кажется, не могли не испытать и сами лауреаты. Людмила Улицкая на пресс-конференции даже отшучивалась: мол, «две курицы» в одни руки все-таки дают.
При этом нынешний «короткий список» предоставлял возможности для некоторого оживления премиального процесса. Иначе, как «чудом» нельзя назвать попадание в этот список книги «Песни драконов» Владимира Динца. Дело в том, что зоолог Владимир Динец сделал именно то, чего требует публика от представителей естественных наук: во-первых, он в доступной манере изложил суть своей диссертации, а во-вторых, написал «драйвовую» историю (благо, тема его исследований связана с кругосветными путешествиями и бесконечным преодолением всяческих препятствий). Получилась совершенно раритетная книга: ведь многим научным работникам сегодня приходится писать разве что огромные отчеты для чиновников от науки, на занимательную книгу «для широкого читателя» у них просто нет времени. Проживающий в Америке Владимир Динец показал, каким мог бы быть наш читательский мир, если бы наука развивалась в России так, как она этого достойна. А если бы «Большая книга» наградила «Песни драконов», эта тенденция, помогать авторам хороших научно-популярных книг, была бы поддержана.
Научное исследование стало основой и занявшей первое место книги, «Зимней дороги» Леонида Юзефовича (АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2016). Писатель и историк начал свою архивную работу еще в конце 1990-х, а затем несколько раз возвращался к сюжету о противостоянии белого генерала Анатолия Пепеляева и красного командира Ивана Строда. По словам писателя, «нужная интонация» была найдена им только сейчас. В одном из интервью он признался, что для того, чтобы изложить всю историю «малоизвестного эпизода Гражданской войны, похода Сибирской добровольческой дружины из Владивостока в Якутию в 1922-1923-м годах», ему понадобилось изъять из событий прошлого века «ту политику, которая разъединяет нас сегодня». Действительно, интонация оказалась верной, книга состоялась. Но именно это желание обойти обойти острые углы, не сравнивать тогдашние противостояния с социальными потрясениями 21 века, - кажется, все-таки невыполнимым. Тот холод, ту трагедию «вечного человеческого отбора», нельзя не увидеть и сейчас. По мнению писателя, оба его персонажа, будучи разведены по разные стороны баррикад, скорее были «людьми левых убеждений». Их история все равно вряд ли станет символом какого бы то ни было «примирения».Можено сколько угодно декларировать «изъятие политики» из разговора о «доблести и мужестве», как опять же, видит свою задачу Леонид Юзефович, - но тогда могут «испортиться» и сами эти «высокие слова».
В романе Евгения Водолазкина «Авиатор» (АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2015), занявшем второе место, также делается попытка рассмотреть «обычных» людей «без политики». Поначалу кажется, что автор давно все решил для себя: идеальным объявлен условный «1913» год, когда главный герой, нежный юноша Иннокентий Платонов, может наслаждаться обществом своих состоятельных родителей, дачными посиделкамии и зрелищем «пронзительных закатов». Все, кому не так повезло в идеальные времена, называются в романе «дерьмом»: «Когда твое дерьмо входит в резонанс с дерьмом других, начинаются революции, войны, фашизм, коммунизм…». Однако, «Авиатор» не так прост, как можно было подумать: сам герой, с доставшейся ему говорящей фамилией Платонов, - проходит через Соловки, подвергается научно-фантастической «заморозке», и оживает уже в наше время, чтобы взгянуть на конец 1990-ых. Один из ключевых вопросов, как решить, кому - «пронзительные закаты», а кому - то самое, что так не нравится Евгению Водолазкину, - этот вопрос, кажется, поставлен в вопросе вопреки авторской воле. В этом - главный интерес стилистически небезупречного «Авиатора».
Получивший третье место роман Людмилы Улицкой «Лестница Якова» (АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2015) также продолжает разговор о российской истории. Основываясь на реальных письмах, писательница создает выразительный диалог между дедом и внучкой: репрессированный Яков Осецкий ведет переписку с женой Марусей, а театральная художница Нора случайно находит его письма и дневники. Таким образом все лауреаткое трио подтверждает правоту известного предсказания Евгения Замятина: «Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое».
Среди претендентов на премию также были: Александр Иличевский, Анна Матвеева, Сергей Солоух, Алексей Иванов. Во время церемонии были названы победители «читательского голосования»: первое место досталось Людмиле Улицкой, второе - Марии Галиной («Автохтоны»), третье - Евгению Водолазкину. Также был вручен и специальный приз: премию за вклад в литературу получила ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction.