40 лет назад, 10 декабря 1976 года, поступил в продажу пятый студийный альбом знаменитой группы Queen, получивший название "A Day at the Races". Сегодня, в очередную годовщину появления альбома на прилавках музыкальных магазинов, мы отдаём ему должное и вспоминаем факты и мнения о пластинке "A Day at the Races".
Возможно, для широкой публики данный лонгплей находится несколько в тени предыдущего (прорывного "A Night at the Opera") и последующего ("News of the World" с его мегахитами стадионного уровня) творений экстравагантного коллектива. Тем не менее, недооценивать значимость "A Day at the Races" в карьере ансамбля тоже не стоит. Например, процесс подготовки альбома, продюсирование записи почувствовавшие уверенность в своих силах музыканты впервые взяли в свои руки. Для квартета это был крайне важный момент в карьере, настоящее испытание, успешное прохождение которого обеспечивало Queen гарантию творческой свободы и самостоятельности в дальнейшем.
- Новый альбом являлся “родным братом” своего предшественника. Музыкантами никогда и не скрывалось, что материал для "A Night at the Opera" и A Day at the Races готовился одновременно, но запись одной работы состоялась раньше, а другой - позже. Брайан Мэй заявлял впоследствии, что, вероятно, такое решение было ошибкой, а группе стоило выпустить пластинки вместе. Из-за этого A Day at the Races получил в некоторых изданий порцию критики из-за того, что якобы не несёт в себе ничего нового для творчества группы. На самом деле, как мы отметили во вступлении, новизна присутствовала, но, скорее, в плане организации творческого процесса, а не собственно звучания. Группа и её друг, продюсер Рой Томас Бейкер, решили, что уже достаточно прошли вместе, а дальше музыканты и сами справятся. На A Day at the Races видимых изменений ещё быть просто не могло по той причине, что материал был уже давно заготовлен и спланирован. Ситуация обернулась лучшим образом – кто знает, если бы группа на первом альбоме собственного продюсирования пустилась в эксперименты, как отразилось бы это на карьере Queen.
- Преемственность с "A Night at the Opera" подчёркивалось многим – и названием (оба альбома названы в честь популярных фильмов известных комиков братьев Маркс), и оформлением обложки (для A Day at the Races, контраста ради, избрали чёрный фон). Многие обозреватели проводили параллели между схожими по стилистике песнями (Bohemian Rhapsody – Somebody to Love, ’39 – Long Away, Seaside Rendezvous - Good Old-Fashioned Lover Boy). Обе пластинки роднили также эклектичность, богатая палитра стилей. Вместе с тем, в целом A Day at the Races несколько тяжелее предшественника в плане звучания, что дало некоторым критикам повод назвать его в ретроспективе “лестницей к News of the World”.
- Во многом впечатление об утяжелении звучания обусловлено открывающей альбом композицией – Tie Your Mother Down. Сама основа песни была сочинена Брайаном при помощи испанской гитары за несколько лет до основания группы, когда он трудился над диссертацией по астрономии. Фраза, вынесенная в итоге в заголовок, изначально воспринималась автором как шутка. Фредди Меркьюри вдохновил коллегу на доработку трека и доведение его до ума. В результате получилась песня с весьма энергичными гитарными партиями и экспрессивным, переходящим в агрессивность исполнением вокалиста. Проще говоря, отличный номер для того, что обеспечить публике в начале живого выступления нужное настроение.
- Одна из наиболее меланхоличных песен на альбоме – Long Away. В ней присутствует довольно неожиданный ностальгический настрой для ещё молодой группы. Впрочем, в песне находили отголоски творчества The Beatles и The Byrds, музыки, к которой автор, Брайан Мэй, очевидно, питал тёплые чувства. Так что Long Away является одновременно и данью уважения вдохновителям, и отражением тоски по золотым временам означенных коллективов, когда они записывали новаторские работы и меняли мировоззрение многих молодых людей. Ради создания соответствующего звучания Мэй даже отодвинул на время на второй план свой фирменный Red Special, большую часть композиции записав при помощи двенадцатиструнной гитары Burns Double Six. Long Away никогда не исполнялась вживую Queen при жизни Меркьюри.
- Somebody to Love часто сопоставлялась с Bohemian Rhapsody из-за наличия многоголосного хора, составленного из вокала Меркьюри, Мэя и Тэйлора. Однако в данном случае на создание песни повлияли госпел в целом и записи Ареты Франклин в частности. Да и лирическая тема – обращение к Богу послать герою кого-нибудь, кого он сможет полюбить – вполне в духе источника вдохновения. К слову, Джон Дикон, даром что в клипе на песню является четвёртым участником хора, на записи всё-таки не пел, так как считал, что у него нет голоса. Достойная похвалы позиция – заниматься своим делом и не лезть с вокальными амбициями за отсутствием соответствующих талантов (не будем показывать пальцем в сторону некоторых коллег Джона по “басовому” ремеслу). Утверждается, что Меркьюри считал Somebody to Love любимой песней из всех, им сочинённых.
- Композиция Teo Torriatte (Let Us Cling Together) стала первой из нескольких композиций, в которые Queen добавили лирику на иностранном языке (позже в эту категорию войдут Mustapha и Las Palabras De Amour). В данном случае два припева поются на японском языке, так как именно поклонникам коллектива из Страны Восходящего Солнца песня и посвящена. Автор, Брайан Мэй, сам исполнил инструментальные партии на пианино и фисгармонии, не передоверив это дело Фредди. Кроме того, окончание Teo Torriatte сделано похожим на начало Tie Your Mother Down, специально для того, чтобы альбом по звучанию словно бы зацикливался, и пластинку можно было крутить много раз подряд без перерыва.
- Сам Меркьюри также черпал в ту пору идеи в японской культуре. Так, песня You Take My Breath Away основана на традиционной японской пентатонике. Однозначного толкования текста, конечно же, не существует, но считается, что певец посвятил её своей даме сердца Мэри Остин, что роднит композицию с Love of my Life с предыдущего альбома.
- Трек The Millionaire Waltz написан о тогдашнем менеджере коллектива, Джоне Риде. В 1975 году, расторгнув деловые отношения с прежними управленцами, музыканты находились в поисках нового человека, который возьмёт на себя организационные вопросы. По слухам, велись переговоры с Питером Грантом относительно возможного сотрудничества. Однако Питер предложил Queen гастролировать, пока он разберётся со всеми финансовыми вопросами. Рид же настаивал на том, чтобы ансамбль отправился в студию и создал лучшую запись, какую только может. Второй вариант группе больше понравился, кроме того, участники опасались, что погружённость в дела Led Zeppelin не позволит Гранту уделять им достаточно внимания. Следование стратегии Рида привело к появлению A Night at the Opera и Bohemian Rhapsody, так что музыканты вполне логично решили отблагодарить менеджера на новом альбоме.
- Песня White Man написана Брайаном от лица коренного американца, индейца эпохи активной колонизации Нового света европейцами. Лирический герой укоряет пришельцев за жестокое обращение и уничтожение коренного населения континента.
- Игривая Good Old-Fashioned Lover Boy примечательна тем, что в ней можно услышать звукорежиссёра A Day at the Races, Майка Стоуна. Он записал свой голос поверх лид-вокала Фредди в строчке "Hey, boy, where'd you get it from? Hey, boy, where did you go?".
- В рамках промоушна альбома Queen должны были появиться на телевидении в шоу Билла Гранди. Но буквально в последний момент вместо наших героев пригласили Sex Pistols. Эта рокировка в итоге стала роковой для карьеры Гранди на ТВ, которая после печально известного “матерного” эфира покатилась под откос. А сами Queen, в общем-то, не обиделись – Фредди с удовольствием пошёл на радио-беседу к своему доброму другу Кенни Эверетту, сыгравшему важную роль в истории группы. В своё время квартет категорически настаивал на выпуске полной версии Bohemian Rhapsody в качестве сингла. Руководство лейбла выступало против. Эверетт упросил боссов дать ему песню под обещание не крутить её, однако поступил в интересах музыкантов. Предварительно “подразнив” слушателей фрагментами, он затем прокрутил композицию целиком около полутора десятков раз за уикенд. Как следствие, в понедельник люди осадили магазины, дабы приобрести хит. Пришлось лейблу выпускать шестиминутный вариант. У этой истории есть вторая версия, более детективная. Суть её заключается в том, что Кенни не упросил лейбл отдать ему “Рапсодию”, а попросту выкрал её.
- A Day at the Races был неоднозначно принят прессой. И дело не только в родственности с A Night at the Opera. Эклектичность пластинки, как посчитал Дейв Марш из Rolling Stone, затеяна не ради экспериментов и поисков новых форм, а служит лишь целям коммерческой наживы. Circus писал, что коллектив выглядит просто глупо и на удивление бесстыдно. Со временем негативные отзывы, в основном ушли, и ныне A Day at the Races стабильно попадает в рейтинги лучших альбомов отдельно 1976 года, десятилетия 1970-х и всего британского рока в целом.