Фильмы франшизы «Ёлки» подаются к Новому году уже на протяжении пяти лет. Они стали в каком-то смысле как салат оливье, без которого трудно представить себе новогодний киностол. В этом году пятые «Ёлки», несмотря на якобы завершение франшизы в 2014 году, все же случатся - на радость поклонников франшизы и Ивана Урганта со Сергеем Светлаковым. Мы попробовали «разобрать» «Ёлки 5» на основные ингредиенты, которые определяют «вкус» этого фильма, и попытаться понять, что же так нравится зрителям в «ёлочной» франшизе.
Предсказуемость – много
Не надо быть экстрасенсом, чтобы предугадать, чем закончатся как минимум пять из восьми предложенных историй. Да что там закончатся – можно смело предсказывать абсолютно все действия всех персонажей. Особенно это относится к Боре, которого в этот раз сценаристы сделали совсем уж невнятным, но зачем-то поставили в центр повествования. Исключением из общей «предсказуемой» массы являются разве что пингвин, разгуливающий по Санкт-Петербургу в поисках беременной жены, баба Маня из Сочи, которой вдруг сообщили, что ее школьный поклонник уже покойник, хотя она его искала «по всем этим вашим интернетам», а также космонавт Михаил Корниенко, оставшийся под Новый год один на один со Вселенной, даже без любимых конфет «Коровка».
Консервированный юмор – много
Если вам нравятся фарсовые шутки шоу-формата - вроде тех, что прозвучали в трейлере, - то можно радоваться: в пятых «Ёлках» их много. Они попадаются вам каждую минуту. Порой они сладенькие и приятные, порой – горькие и кислые, иногда безвкусные, иногда – с бородой. Основные новеллы оставляют после себя, все же, смешанное впечатление из-за того, что с отличными удачными шутками соседствуют или откровенно злые (зачем сценаристы заставили чудесную колоритную бабу Маню издеваться над своими сиделками?), или откровенно тупые (часть о застрявших в лифте стереотипных блогерах, конечно, и не должна была отличаться умом и сообразительностью, но получился просто камерный парад идиотизма). Попадаются в общей массе также и мемы, и «экранизации» анекдотов, и традиционное остроумное использование слов президента, какие-то моменты более «вкусные», какие-то – менее.
Недоразумения – 5 шт.
Скептики заявят, что все восемь историй – это сплошь недоразумения, однако, отставив в сторону пессимизм, можно точно посчитать, что недоразумений тут пять. Может, шесть. Во-первых, что вообще творит персонаж Ивана Урганта Боря? Целый год спал по чужим постелям, но под Новый год решил вернуться к жене. Магия? Кризис среднего возраста? Чтобы вернуться в семью, он крадет пингвина, надеясь произвести впечатление на сына. Пингвина он крадет из контактного зоопарка лучшего друга Жени, причем у пингвина вот-вот снесет яйцо «жена». Когда Боря теряет пингвина, он даже не собирается его искать – просто ходит и причитает. Что это? Зачем это? Пермские лыжник и сноубордист пригласили на Новый год в квартиру девушек, недвусмысленно намекая на хорошую звукоизоляцию комнат, но девушки ультимативно грозятся уйти, оставив их без праздника, если парни не добудут им ёлку. Что это? Зачем это? Мелодраматичный опус: на платформе «Приразломная» нефтяник выбирает самый неудачный момент, чтобы объясниться девушке в любви, хотя та собирается замуж за другого, а когда понимает, что ничего не выйдет, запирает ее в лабиринте коридоров. Что это? Зачем это? В Екатеринбурге два друга, размышляя о возможной неверности жен, дошли до того, что начали подозревать в изменах всех и вся, чуть ли не собравшись стреляться. Что это? Зачем это? Блогеры по вине вредной консьержки под Новый год застревают между 16 и 17 этажами, приходят к выводу, что они застряли в безвременье и не могут вступить в 2017 год, пока не сделают какой-то хороший поступок в 2016 году. Что это? Зачем это все было?!
Иван Ургант – 1 шт., Сергей Светлаков – 1 шт.
Наше все.
Как ни странно, но Иван Ургант, прекрасный шоумен и ведущий, в рамках «Ёлок 5» не утруждает себя попытками актерской игры. С помощью одних и тех же приемчиков Ургант уже лет семь изображает удивление, замешательство, радость, грусть и т.д. То ли из-за того, что он каждый вечер «смотрит» на страну почти из каждого телевизора, и ему это надоело, то ли из-за того, что «ёлочная» франшиза ему уже надоела, но у Урганта актерской игры в «Ёлках 5» 0%. В свете этого ситуации, которые складываются вокруг его персонажа, выходят пресными и однобокими, да и сам герой получился, пожалуй, самым безликим за все четыре фильма франшизы.
Сергей Светлаков берет зрителя своим обычным удивленным взглядом. В кадре он, в основном, «наезжает» на персонажа Урганта, прося вернуть его (то есть пингвинье) яйцо на место, или в той же шоу-манере посылает всех в Африку и сильно волнуется за пропавшего пингвина, хотя организовывать поисково-спасательную операцию не торопится. Тем не менее, его персонаж – скорее всего, именно из-за переживаний – выглядит немного живее героя Урганта.
Пингвин – 2 шт. (+1 для пущего вкуса)
Представляя фильм «Ёлки 5» на пресс-показе, ведущий обозначил пингвина Палыча (скорее всего, это псевдоним) как восходящую звезду российского кино. Он был очень и очень близок к истине – потому что именно Палычу, потерявшемуся в зимнем Петербурге по трагичной злоумышленной случайности, пока его жена рожает, сочувствуешь больше всех (несмотря даже на то, что местами пингвин явно «компьютерный»). Свою драматическую роль он играет натурально. Вернее, он не подозревает того, что он играет, и потому выгодно отличается на фоне всех задействованных «человеческих» актеров и именно в его адрес можно сказать заветное «Верю!». Остальным актерам веришь по инерции.
Бренды - много
По «Ёлкам» можно учиться начинающим операторам, которые собираются снимать рекламу. Тут, здесь, вон там мы видим в кадре логотипы. Показывают их под самыми разными углами, в самых навязчивых и ненавязчивых масштабах, тыкая в них носом, уводя их за горизонт… Но спонсоры, надо сказать, у «Ёлок» внушительные. Жаль только, что иголки с фильма быстро осыплются.
Космос - 1 шт.
Космос – действительно замечательная и экзотическая часть фильма, хотя ее в «Ёлках 5» совсем мало. Виды из иллюминатора, съемки из открытого космоса, кое-что из быта космонавтов, переговоры со штабом на Земле и действительно смешные «космические» шутки (особенно «Откуда знаешь?» - «С космонавтом живу!»). Простенько, но очень приятно и ново. Космонавт Михаил Корниенко, конечно, не актер, но его участие в этом фильме в «естественной» для космонавтов «среде обитания» добавляет новогодней комедии необходимый «изюм». Остается надеяться, что у нынешней смены на МКС есть с чем встретить Новый год.
Добро – много
Да, любой фильм франшизы «Ёлки» - это добро. В разной степени концентрации, разной степени свежести, но добро есть добро, и после просмотра на душе зрителя, который пришел в кино, чтобы приятно провести время, становится теплее (даже несмотря на то, что периодически от слишком сладкого «добра» сводит зубы). Создатели, какие бы цели они не преследовали, свой «бумеранг добра» запускают далеко, в том числе передавая часть сборов от проката фильма благотворительному фонду «Подсолнух», который помогает детям до 18 лет, страдающим первичным иммунодефицитом и аутоиммунными заболеваниями. Пятый фильм «ёлочной» франшизы порадует зрителей хэппи-эндами (серьезно, это нельзя считать спойлером) всех форм и масштабов, немножко грустными моментами, немножко оригинальными шутками - типичный «ёлочный» набор. После просмотра фильма останется смешанное, но светлое и даже пьянящее, как «Советское» шампанское, чувство радости. Особенно приятно будет за бабушку в исполнении Галины Стахановой, космонавта Михаила Корниенко и пингвина Палыча – их истории «вкуснее» и натуральнее остальных.
Правда, добавки не надо. Спасибо.