Александра Беляева знает каждый советский читатель – его фантастические романы захватывали миллионы сердец и умов по всему союзу. Сегодня, когда мир фантастической литературы пестрит тысячами имён, обозреватель Soyuz.ru Сергей Шпаковский вспоминает одного из самых популярных жанровых прозаиков первой половины XX века.
Его называют «русским Жюлем Верном», он стал одним из основателей советской научной фантастики и написал чёртову дюжину романов. Александр Беляев родился в семье православного священника, но сам с церковью связан не был – разве что построил свой собственный храм для людей-амфибий, профессора Доуэля, продавца воздуха и других умопомрачительных героев. Его литературные путешествия схожи с путём первопроходца – до него в стране просто не могли представить, что из фантастического романа может получиться предвестник будущего. Предлагаем читателям вспомнить четыре самых важных романа Беляева - три из них теперь можно послушать в новых аудиоверсиях, выпущенных Издательским домом «СОЮЗ».
«Голова профессора Доуэля»
В 1925 году «Голова» предстала в «Рабочей газете» в качестве рассказа, но в том же году одноимённый развёрнутый роман – уже в журнале «Всемирный следопыт». Именно этот роман станет в дальнейшем визитной карточкой писателя. Во многом благодаря слухам о том, что болезнь спины, которой с детства страдал Беляев, стала поводом для рассказа о жизни головы без тела. Сам автор называл «Голову профессора Доуэля» работой автобиографической.
Действие романа происходит в Париже, где профессор Керн оживляет голову другого профессора – Доуэля. Работа эта держится в секрете, ведь хирург уже возомнил себя богом и вместе с Доуэлем оживляет головы одну за другой. Об этом узнаёт ассистентка врача Мари Лоран, но её наставник решает избавиться от девушки и отправляет её в психбольницу. Такого в советской России ещё никто не читал.
В 1984 году по мотивам «Профессора Доуэля» был создан фильм Леонида Менакера. Оригинальное беляевское название превратилось в «Завещание профессора Доуэля», а действие перенеслось из Франции в некую англоязычную страну.
Аудиоверсию романа исполнил Заслуженный артист РФ Александр Бордуков.
«Человек-амфибия»
Вторая «главная» работа Беляева была создана спустя два года после «Головы». Роман «Человек-амфибия» закончен в 1927, а напечатан в 1928 году в журнале «Вокруг света».
В нём писатель рассказывает о человеке, обладающем рыбьей способностью жить под водой. В попытке спасти ребёнка, аргентинский хирург Сальватор пересаживает смертельно больному мальчику со слабыми лёгкими жабры акулы. Парня удаётся спасти, но теперь он должен жить подобно рыбе – то в воде, то на суше. Врач вынужден оставить ребёнка себе и самостоятельно воспитывать маленького Ихтиандра.
Есть интересная история, которая польстит любителям отечественного кинематографа. Первыми за экранизацию «Человека-амфибии» собирались взяться голливудские коллеги. Однако подводные съёмки показались американцам чересчур опасными и дорогими. Так в январе 1962 года состоялась всесоюзная премьера одноимённого фильма Геннадия Казанского и Владимира Чеботарёва. После в России были созданы два сериала по мотивам романа Беляева.
«Вечный хлеб»
«Вечный хлеб» был написан в самый разгар творческой жизни писателя, в 1928 году. Писатель только-только закончил «Человека-амфибию», литературное сообщество всё ещё обсуждает «Голову профессора Доуэля», а Беляев уже работает над фантастическим романом о биотехнологии, хотя в те времена такого научного понятия не существовало.
В основе сюжета «Вечного хлеба» лежит крайне простая идея профессора Бройера. Биохимик мечтает создать простейший продукт, который сможет расти без человеческого или автоматического ухода, который сможет накормить людей. Но вместо этого Бройер порождает болезнь всемирного масштаба – жадные до наживы коммерсанты начинают торговать «вечным хлебом» и он становится врагом человечества.
Теперь у всех любителей классической фантастики есть возможность не только прочесть «Вечный хлеб», но и услышать аудиоверсию романа в исполнении актёра Сергея Тонгура.
«Ариэль»
Юноша Ариэль стал воздушным вариантом Ихтиандра. В романе 1941 года Александр Беляев воссоздаёт полюбившийся читателям образ человека, который может жить в непривычных условиях.
Молодой Аврелий Гальтон родился в богатой семье, но сразу стал сиротой. Его опекуны ссылают мальчика в индийскую школу для людей с уникальными способностями. И первоначально планируется, что он станет одним из фокусников, гадалок и ясновидящих. Однако жизнь наградила его чудесным даром – молодой человек может свободно летать без дополнительных инструментов. Конечно, летающего Аврелия принимают за бога, другие считают его клоуном и в итоге он оказывается в цирке, где на умениях юноши пытаются заработать.
Также имя Беляева может быть знакомо по таким крупным работам, как «Остров погибших кораблей», «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо», «Последний человек и Атлантиды» и многим другим. Кроме романов прозаик написал десятки рассказов, три повести, несколько очерков и один киносценарий «Когда погаснет свет». К сожалению, «Ариэль» стал последним романом писателя. 6 января 1942 года, в возрасте 57 лет, Александр Беляев умер от голода в оккупированном немецкими солдатами Пушкине Ленинградской области. Фантаст похоронен в братской городской могиле.
По грустному стечению обстоятельств, «Ариэль» стал последним и для Александра Евгеньевича Котова, осуществившего аудиозапись этой удивительной книги, будучи уже тяжело больным, буквально за несколько недель до своей кончины.