В мир поп-индустрии важно не только уметь нахально ворваться и громко заявить о себе — обладать искусством красиво раскланяться и сказать последнее «прости» не менее важно в данном суровом бизнесе. Давайте поговорим об этом.
The Beatles “Abbey Road” (1969)
Номинально не закрывающий дискографию величайшей группы всех времен и народов (“Let It Be” все-таки вышел позднее), но фактически записанный последним, диск «Монастырская тропа» явился, возможно, лучшим творением ливерпульской четверки. Здесь парням удалось решительно все; в стотысячный раз расписывать достоинства данной фонограммы излишне. Даже Ринго, недавно, кстати, отметившему 77-летнюю годовщину, здесь дали возможность покрасоваться — не только как певцу (такое в битловской дискографии было всегда), но и как сочинителю.
Главное достоинство "Abbey Road", возможно, состоит в следующем: записывая эту пластинку, битлы прекрасно знали, что их песенка (в прямом и переносном смыслах) спета, и поэтому напоследок явили миру максимум своих способностей. Все мыслимые на тот период развития популярной музыки стили и жанры нашли на последнем лонгплее группы свое отражение: от напористого хард-рока (“I Want You (She's So Heavy)”) до нежного софта (“Here Comes The Sun”), от яростного псевдо-блюза (“Oh, Darling!”) до стилизации под дикси (“Maxwell's Silver Hammer”), от классической поп-баллады (“Something”) до намека на прог (почти вся вторая сторона пластинки, являющая собой мини-шедевр арт-рока). Многие меломаны по сей день — и весьма заслуженно — считают битловский «реверанс» наиболее значимым произведением в истории классического рока.
The Move “Message From The Country” (1972)
Не исключено, что это одна из самых недооцененных записей в рок-н-ролльной летописи. Кто-то считает ее прощальным поклоном Роя Вуда и Джеффа Линна хипповым 60-м, кто-то полагает, что данная звуковая дорожка явилась предтечей Electric Light Orchestra (коллектива, наконец-то удостоившегося в этом году чести присутствовать в The Rock'n'Roll Hall Of Fame)...
Как бы то ни было, «Деревенские записки» даруют нам ряд великолепных треков: “It Wasn't My Idea To Dance”, “Ella James”, “Ben Crawley Steel Company” (где свои вокальные способности демонстрирует барабанщик Бев Беван), “No Time”... Чудесная пластинка, рекомендуемая любому, кто ценит чудачества в музыке.
Led Zeppelin “In Through The Out Door” (1979)
Всем понятно, что последний диск LZ (с Бонэмом-старшим, разумеется) — это “Coda”. Однако также каждому неравнодушному известно: финальный полноценный «дирижаблевый» студийник — «Вход через выход». Великолепный релиз. Хотя бы потому, что он на тысячу световых лет отличается от всего того, что «цеппелины» записали прежде. По ряду причин. Во-первых, сделан он был на студии “Polar” группы ABBA (факт сам по себе примечательный, ибо если кто и мог в 70-х составить конкуренцию Led Zeppelin в плане количества проданных записей, то это, несомненно, несравненный шведский поп-проект). Во-вторых, это самый «Джон-Пол-Джонсовский» альбом во всей дискографии Led Zeppelin: никогда до этого Планти и Пейджи не позволяли «тихому цеппелину» настолько приблизиться к творческой «кормушке». Однако, решившись на подобный шаг, нисколько не прогадали. Ну и, в-третьих, если и правомочно говорить о такой формации, как “Pop Zeppelin”, то диск 1979 года оную возможность предоставляет: это самая клавишная пластинка во всем каталоге прославленного квартета. И, возможно, наиболее трогательная.
ABBA “The Visitors” (1981)
Исключительный случай: группа, никогда официально не объявлявшая о самороспуске, и, при этом, постоянно отказывающаяся от любых предложений к «продолжению банкета». Но их последний полноформатник получился на славу (впрочем, плохих альбомов у этих скандинавов не было вовсе). Парадоксальная история: к началу 80-х время царствования ABBA в мировых хит-парадах прошло, но изъять их «прощальный поклон» из дискографии — значит лишить себя, возможно, самого обаятельного, эклектичного и эстетского штриха в истории интеллектуальной поп-музыки как таковой. “Head Over Hills”, “One Of Us”, “When All Is Said And Done”, “I Let The Music Speak”... Одни названия песен говорят за себя больше, чем любые о них разглагольствования.
The Police “Synchronicity” (1983)
Если бы в «полицейском» учетном листе не было таких шедевров, как “Wrap Around Your Finger”, “King Of Pain” или (само собой разумеется) “Every Breath You Take”, историю группы вряд ли можно было бы считать завершенной. Приступая вплотную к сольной деятельности, Стинг знал, на что шел: его сольная карьера, стартовавшая после “Synchronicity”, как известно, осечек доселе не знает.
Благо, каждый из участников трио пока еще в строю, и финальную отметку в его творческой биографии ставить рано, но вышедший без малого тридцать пять лет назад диск резюмирует: если и бывает идеальная точка (скорее даже восклицательный знак) в жизни того или иного коллектива, то лучшего примера не придумаешь.
Slade “You Boyz Make Big Noize” (1987)
Не будем валять дурака и честно признаемся: без Нодди Холдера и Джимми Ли никаких Slade не существует. «Осиротевшие» Дейв Хилл и Дон Пауэлл, несомненно, могут до скончания веков бороздить необъятные просторы Восточной Европы, но без исполнения главных, всем известных хитов им не прожить.
Диск тридцатилетней давности — последний официальный LP, записанный великолепной британской четверкой. Никаких особых дивидендов (ни в коммерческом, ни в статистическом отношениях) он группе не принес, зато подарил отечественным поклонникам — в России, как известно, этот коллектив традиционно пользуется особой популярностью — очередную заветную обойму боевиков: “Ooh La La In L.A.”, “We Won't Give In”, “Won't You Rock With Me”, “That's What Friends Are For”, “The Roaring Silence”...
Dire Straits “On Every Street” (1991)
Марк Нопфлер может, конечно, делать вид, что уже почти тридцать лет занимается сольной карьерой, однако нас не проведешь: его личные работы, по сути, мало чем отличаются от записей одной из наиболее успешных групп 80-х. С одним лишь нюансом: пластинки Dire Straits были все-таки несколько любопытнее и искуснее.
Да, Нопфлер в любой момент может вернуть себе прославленный бренд, и никто, по большому счету, не заметит разницы. Но Марку это не надо — равно, как и, пожалуй, нам. Включаем проигрыватель, ставим «на вертушку» залюбленные до смерти “Calling Elvis”, “Ticket To Heaven”, “You And Your Friend”, “Iron Hand”, “When It Comes To You” и, разумеется, титульный трек: что еще нужно для полного счастья?
Queen “Innuendo” (1991)
Можно сколько угодно вежливо расшаркиваться перед всевозможными «пост-квиновыми» проектами (будь то с Джорджем Майклом, Полом Роджерсом или Адамом Ламбертом), все равно от правды не уйдешь: последний аутентичный альбом Queen вышел за несколько месяцев до смерти Фредди Меркьюри. И даже пластинка 1995 года “Made In Heaven” — при всем к ней огромных уважении и трепете — в общем, не котируется.
На “Innuendo” Фред достиг небывалых вокальных высот (если применительно к этому певцу вообще употребимы какие бы то ни было превосходные степени): неизбежно, при прослушивании альбома, складывается эдакое сладостно-щемящее ощущение, что Меркьюри на разные лады исполняет свою лебединую песню.
Nirvana “In Utero” (1993)
Конечно, эта пластинка не идет ни в какое сравнение с великолепным предшественником, альбомом "Nevermind". Однако, зная о том, что произошло с ее главным создателем через полгода после релиза "In Utero", трудно сдержать эмоции.
Nirvana — без ложного преувеличения, последний на сегодняшний день новаторский гитарно-риффовый коллектив. И если ему суждено было прервать собственный полет столь рано, то более достойную коду придумать сложно.
The Bee Gees “This Is Where I Came In” (2001)
Вот от этого проекта мы нового альбома точно более не дождемся: двух третей его не вернешь (братья Морис и Робин Гиббы давно уже не с нами). Насколько прекрасен этот диск по сравнению с предыдущими записями The Bee Gees — вопрос дискуссионный. Но то, что он являет собой дивную коду в истории одного из превосходнейших поп-рок-коллективов — бесспорно. Каждому бы ансамблю уметь закрыть занавес столь достойно, грациозно и деликатно.
Наконец, все пластинки, представленные в статье, очень достойны (кроме Led Zeppelin - по моему мнению, In Through the Out Door не место в подобной подборке), и некоторые из них наверняка появились бы и в моём списке, составляй я его "с чистого листа". Но раз цель была - полностью отличный перечень - пришлось с этим считаться.
Simon & Garfunkel - Bridge Over Troubled Water
Japan - Tin Drum
The Jam - The Gift
Roxy Music - Avalon
The Clash - Combat Rock (Cut the Crap можно не считать, без Мика Джонса это были уже не полноценные The Clash)
The Smiths - Strangeways, Here We Come
The Sound - Thunder Up
Talk Talk - Laughing Stock
Morphine - The Night
Soft Cell - Cruelty Without Beauty
Из отечественных, наверное, можно было бы Кино поставить, но это самый очевидный пример. Более компетентные люди, скорее всего, найдут ещё.
15 Июля 2017, 10:56
S&G - безоговорочно согласен. С The Clash как раз вот тот самый фокус и есть: вместо того, чтобы честно развалиться, сделали под известным именем очень спорный альбом. А вопрос, что считать "полноценным", а что нет - очень субъективный. По поводу Кино и "Черного альбома" тоже полностью подписался бы.
Отличные дополнения по 80-м, вообще-то!
18 Июля 2017, 15:37