Несомненно, Брайан Мэй – умнейший, интеллигентнейший и наиболее образованный человек в мире популярной музыки, в целом, откровенно говоря, не изобилующей светочами, златоустами и пророками. Изобретатель собственной гитары, доктор физических наук и основатель великих Queen 19 июля отмечает семидесятилетний юбилей. Давайте снимем шляпу перед маэстро и вспомним о нескольких знаковых проявлениях его гения - 10 прекрасных песнях, которые носят его авторство.
"Keep Yourself Alive"
1973
Карьера любимейшей (согласно недавно проведенному опросу) британской группы стартовала с этого задорного трека. Остается лишь гадать, почему в национальных чартах он в свое время прошел практически незамеченным, однако это не помешало «квинам» на протяжении всего творческого пути включать «Держись бодрячком» в концертные сет-листы. Публика неизменно принимала композицию на ура.
"Now I'm Here"
1974
Эту забористую вещицу автор называл единственной в каталоге Queen, которую они умышленно содрали: «Это была наша дань уважения Led Zeppelin и, отчасти, The Who» – вспоминал Брайан. На самом деле, при беспристрастном прослушивании “Now I’m Here”, подобные параллели улавливаются с трудом, но композитору, наверное, виднее. Это одна из главных «живых» изюминок группы, позволявшая Фредди при помощи своих фирменных «ди-да-ди-да-дэ» дирижировать многотысячным хором.
"Prophet Song"
1975
Если и существует наиболее нетипичная для Мэя композиция, то вот она. Восьмиминутный «опус магнум», открывающий вторую сторону главного шедевра Queen, пластинку “A Night At The Opera”, разит наповал в не меньшей степени, чем венчающая этот же альбом «Богемская рапсодия». «Мы были как дети в конфетной лавке, – вспоминал Брайан. – Нам всего хотелось попробовать». Данное музыкальное полотно, не поддающееся никакой жанровой классификации, превосходно иллюстрирует высказывание гитариста.
"'39"
1975
Отвечая на вопрос, находит ли второе после музыки увлечение Брайана – астрономия – отражение в песнях, он неизменно приводит в пример эту изумительную стилизацию под кантри. Любопытное путешествие во времени, исполненное самим автором, подкрепляется бесподобным фальцетом Роджера Тейлора. С момента написания "’39" едва ли был квиновский концерт, на котором данная вещица не звучала бы.
"Tie Your Mother Down"
1976
Легенда гласит, что когда Брайан Мэй ознакомился с текстом песни “Death On Two Legs”, написанной, как известно, Фредди Меркьюри, то был изрядно сконфужен: уж больно откровенно похабным местами получилась лирика. Однако на открывающем пластинку 1976 года “A Day At The Races” треке гитарерро, кажется, переплюнул вокалиста. «Пускай твой братишка побарахтается в воде с кирпичом на шее – то-то будет здорово!» Впрочем, бескомпромиссная рок-н-ролльная эстетика знавала и более брутальные примеры. Просто для «мистера элегантность», коим негласно считается Мэй, данный пример исключительный.
"We Will Rock You"
1977
Есть песни, которые трудно любить всей душой, но без которых того или иного артиста представить невозможно. Таков этот пресловутый стадионный стомпер. Похоже, сорок лет назад (пластинка “News Of The World”, открывающаяся данным произведением, вышла в 1977-м) Брайан задался целью сочинить примитивнейшую песню из всех существовавших дотоле и которую трудно будет в этом смысле переплюнуть в дальнейшем. Ему это с блеском удалось. Впрочем, менее великой “We Will Rock You” от этого не становится.
"Dead On Time"
1978
Брайан Мэй – один из очень немногих гитаристов, умеющих «летать» по грифу. Скфозной рифф “Dead On Time” – один из самых виртуозных не только в каталоге Queen, но и вообще в истории популярной музыки. Подлинное украшение, в целом, довольно неоднозначного альбома 1978 года “Jazz”.
"Who Wants To Live Forever"
1986
К первой половине 80-х традиция, когда Брайан и Роджер пели по одной-две композиции на каждом альбоме, незаметно сошла на нет: все вокальные обязанности перешли к Фредди. Однако именно Меркьюри настоял на том, чтобы первый куплет данной проникновенной баллады, являющейся настоящей жемчужиной как альбома “A Kind Of Magic”, так и фильма «Горец», исполнил автор. Получилось весьма трогательно – особенно на контрасте со следующим треком, свирепой “Gimme The Prize”, которую тоже написал Мэй.
"Show Must Go On"
1991
Истории угодно было распорядиться таким образом, чтобы данный надрывный гимн с альбома "Innuendo" стал эпитафией великой группы. И действительно, вслушиваясь в слезоточивый текст и принимая во внимание то обстоятельство, что данная композиция закрывает последний прижизненный альбом с участием Фредди, трудно удержаться от мысли, будто это всего лишь совпадение. Однако именно так оно и есть: когда Брайан сочинял композицию, он в последнюю очередь думал о том, что она станет финальным реверансом Меркьюри. Но эффект получился феноменальный: более грандиозный прощальный аккорд представить невозможно.
"Too Much Love Will Kill You"
1992
Хитрюга Брайан зачем-то поместил версию этой композиции в исполнении Фредди Меркьюри на квиновский альбом-постфактум “Made In Heaven”. А до этого публика уже успела ознакомиться с “Too Much Love Will Kill You” на мэевском сольнике 1992 года “Back To The Light”. Парадоксально, но факт: вариант гитариста получился более убедительный. Премьера композиции состоялась на концерте-трибьюте Фредди и прозвучала как своеобразное посвящение. Хотя опять же, вряд ли Мэй сочинял эту вещь с подобным прицелом.