Ровно 30 лет назад случилось, казалось бы, немыслимое: Дэвид Гилмор и его коллеги осмелились устроить «перезагрузку» одного из самых известных брендов в мире рок-музыки без главного идеолога этого коллектива, Роджера Уотерса. Что же это было: второе рождение великой группы, или же просто «кратковременное помутнение рассудка», которое растянулось на несколько десятилетий? Возрождение великой группы или же весьма доходная эксплуатация знаменитого имени с альбомом красивых, но пресных песен? Пока любители классического Pink Floyd продолжают спорить, Soyuz.Ru вспоминает, как создавался альбом, который явил миру совершенно новых Pink Floyd.
Уход главного сочинителя и композитора – сильный удар по любой музыкальной команде. Очень немногие коллективы оправиться от подобного потрясения и продолжать существовать дальше и развиваться. Группе Pink Floyd дважды за свою историю было уготовано судьбой пройти через это испытание. Но если во время расставания с Сидом Барреттом музыканты были ещё молодые, голодные, полные сил и жажды экспериментировать и искать себя, то в середине 1980-х ситуация была уже иная. Окончательный уход Роджера Уотерса в сольную деятельность, казалось, подведёт черту под жизнеописанием коллектива (по крайней мере, сам Роджер считал, что именно так оно и есть). У его коллег к тому моменту тоже имелись в послужном списке самостоятельные работы. В общем, всё могло на этом и закончиться. Однако Дэвид Гилмор решил нести знамя Pink Floyd дальше. Через неизбежные судебные разбирательства с Роджером, через возможное критическое отношение поклонников и прессы. Главный результат этого решения появился на прилавках музыкальных магазинов 7 сентября 1987 года. Это был первый альбом Pink Floyd без Роджера Уотерса – “A Momentary Lapse of Reason”.
Предыстория
Создание и сценические постановки грандиозного концептуального альбома “The Wall” в 1979-81 годах выглядели вершиной развития Pink Floyd. Уж на что музыканты были мастера по сочинению вдумчивых, связанных одной идеей произведений, но эти театрализованные шоу превзошли всё, сделанное ими ранее. Во всех биографиях коллектива отмечаются убытки, понесённые его участниками вследствие высоких расходов на организацию представлений. Что ж, как говорят в таких случаях, всё ради искусства.
Помпезность концертных выступлений, однако, не могла отменить или как-то компенсировать тот факт, что группа уже не существует как единое творческое целое. Дэйв Гилмор, по собственным признаниям, ещё в конце тура “Animals” подумал, что Pink Floyd достигли всего, чего могли желать, и стремиться ансамблю более некуда.
Спустя ещё пару лет во время сессий записи “The Wall” Ричард Райт оказался «разжалован» из полноправного участника до сессионного музыканта, а после гастрольного тура сотрудничество с ним вовсе было прекращено.
Потом был “The Final Cut”, ознаменовавший собой окончательное установление полновластия Уотерса и победу текстов над музыкой. По сути, это уже не был альбом Pink Floyd. Выход “The Final Cut” не повлёк за собой концертных выступлений, да и трудно вообразить, чтобы шоу тогда могли стать успешными, учитывая натянутые отношения, в которых находились «флойдовцы». Вскоре Роджер решил выйти из состава и покончить с группой.
Дэвид Гилмор, однако, вынашивал иные планы. Конечно, был вариант продолжать выпускать сольники, но этого ли ждала публика? Сам Дэйв в первой половине 1980-х на ниве сольного творчества отнюдь не блистал (как и все его коллеги, впрочем, включая Уотерса), пластинка “About Face” не оправдала ожиданий. Работать приглашённым музыкантом в многочисленных сторонних проектах – интересно, но для такого маститого рокера слишком мелко.
И Дэйв решает, что новому альбому Pink Floyd – быть! Понятно, что он взял на себя огромную ответственность, и это не тот случай, когда «может обрушится волна критики» - она обрушится в любом случае, особенно со стороны симпатизирующих Уотерсу людей. Но не для того Гилмор почти 20 лет жизни посвятил развитию группы и превращение её в коллектив мирового уровня, чтобы просто так подчиниться решению Роджера. Бас-гитарист думал, что Pink Floyd – это он, так вот нужно доказать, что это не так. Между прочим, когда Уотерс уже прознал о намерениях Гилмора и Ника Мейсона по выпуску нового альбома и стал готовиться к судам, то не стеснялся в лицо бросать бывшим товарищам, что «ничего у них не выйдет». Это подстегнуло творческий процесс.
“A Momentary Lapse of Reason”: Интересные факты
Большая часть альбома была записана в плавающей студии “Astoria”, хотя музыканты также успели поработать в нескольких «традиционных» лондонских студиях и в Лос-Анджелесе. Возможно, именно пребывание в “Astoria” способствовало тому, что объединяющим моментом песен пластинки служит мотив воды или реки (по замечанию сопродюсера Боба Эзрина).
Ник Мейсон в виду отсутствия практики игры на ударных в течение последних нескольких лет передоверил многие свои партии сессионным музыкантам (о чём впоследствии высказывал некоторое сожаление). Главная же его роль заключалась в проработке звуковых эффектов и деловом компаньонстве с Гилмором (они с гитаристом на равных вложили свои средства в производство альбома и последующий тур).
На поздних этапах подготовки “A Momentary Lapse of Reason” в студию пригласили опального Ричарда Райта. Он не успел записать много партий, а то, что всё-таки сочинил, Гилмор порой решительно вырезал (органное соло в “On The Turning Away”). Причины тут были уже, скорее, больше юридического характера. Соглашение 1981 года запрещало клавишнику возвращаться в группу, поэтому он мог стать ответчиком по искам Уотерса. Кроме того, Гилмор и Мейсон, уже вложившие немало собственных средств во всё предприятие, рассчитывали на хорошую отдачу и лично для себя, а с допуском к доле в бизнесе третьего компаньона решили повременить до следующего раза.
Сторм Торгерсон впервые за долгое время оформил обложку альбома Pink Floyd. Множество кроватей, изображённых на конверте “A Momentary Lapse of Reason” – не монтаж, а настоящая, реальная фотография. Сторм действительно устроил такую инсталляцию. Конечно, как часто бывает в таких случаях, вмешивалась плохая погода, и уже расставленные кровати приходилось заносить в помещение, а потом выносить вновь.
Название пластинки выбирали очень долго, дабы минимизировать возможные критические замечания Роджера Уотерса. Рассматривались такие заголовки, как “Signs of Life”, “Delusions of Maturity”, “Of Promises Broken”. Наконец, остановились на финальном варианте, довольно громоздком для поп-пластинки, по мнению Гилмора.
Помимо большого количества приглашённых музыкантов, Дэвид Гилмор позвал некоторых знакомых людей помочь собственно с написанием песен. Для некоторых композиций тексты помог ему сочинить Энтони Мур. В студию захаживали Фил Манзанера (экс-участник Roxy Music) и Эрик Стюарт из 10cc. Всё это не могло не вызвать ехидные комментарии Уотерса – дескать, сколько народу нагнали, чтобы заменить одного меня.
Из всех «гостей», возможно, главную роль играл клавишник Джон Кэрин, с которым Гилмор познакомился во время Live Aid, выступая в команде Брайана Ферри. Дэвид давно уже спланировал, что, если Рик Райт по мере своего возвращения добавит в звучание нотки старого доброго Pink Floyd, то Кэрин, находящийся на короткой ноге со всякими новыми технологиями, напротив, внесёт свежий взгляд и новые идеи.
Изначально планировалось включение в пластинку песни “Be Peace With You” – этакого примирения с Уотерсом. Эскалация конфликта и судебные разбирательства сделали этот ход невозможным.
Главный хит “A Momentary Lapse of Reason” – композиция “Learning to Fly”. Во многом её создание навеяно получением незадолго до того Гилмором, Мейсоном и менеджером Стивом О’Рурком лицензий пилотов, причём для этого всем троим пришлось преодолевать страх высоты. Но в процессе сочинения эта метафора полёта стала более сложной и всеобъемлющей, как будто герой песни стремился ощутить полёт всей душой и всеми своими чувствами, дабы воспарить над низменным миром.
Осуждение политиков-милитаристов никуда не ушло из творчества группы вместе с Роджером Уотерсом. “The Dogs of War” посвящена американскому президенту Рональду Рейгану, который, как считали музыканты, для поддержания рейтинга развязывает войны со странами типа Никарагуа.
Композиция “One Slip” повествует о влюблённости, о размышлении о природе любви, о том, как одно событие может повлиять на всю жизнь. Именно отсюда взята строчка, ставшая названием диска.
Трек “Yet Another Movie” Гилмор называл своим самым сюрреалистическим творением.
Результат и последствия
Как и следовало ожидать, “A Momentary Lapse of Reason” вызвал смешанные оценки. Они зависели в большей степени о личных пристрастий того или иного критика. Кто кому симпатизировал (Гилмору или Уотерсу) – в ту сторону он и склонялся.
Безусловно, столь яркой и чёткой концепции, как прежде, диск не имел. Дэвид – не мастер создания больших, связанных единой нитью работ, и даже приглашённые друзья в этом не особо помогли. Но, с другой стороны, концептуализм Роджера, который в 1970-х годах был весьма интересен и свеж, на “The Final Cut” стал просто скучен. Мир вокруг менялся, и Pink Floyd следовало поменяться вместе с ним. “A Momentary Lapse of Reason” по нюансам звучания (прежде всего гитарным, хотя не только) – это очень «восьмидесятнический» альбом, если можно так выразиться. Pink Floyd шагнули в новое десятилетие, когда оно было близко к завершению. Но сам путь, с облегчением саунда, отходом от вычурных концепций, - вполне естественен. Его прошли Yes, Genesis и другие современники «флойдов», и наши сегодняшние герои были отнюдь не худшими среди них.
Даже напротив – песен вроде “Learning to Fly”, весьма поэтичных, на предыдущих альбомах группы ощутимо не хватало. Всё-таки социальная критика хороша в меру, в большом количестве она начинает утомлять. “A Momentary Lapse of Reason” был, в этом отношении, глотком свежего воздуха. Здесь всё представлено в нужных пропорциях.
И пускай альбом получил свою долю негативных и, подчас, неоправданно едких замечаний. Широкий успех последующего большого гастрольного тура (в ходе которого коллектив заехал даже в Советский Союз) – вот лучшее свидетельство того, что слушатели смирились с переменами в составе Pink Floyd, и потому вполне тепло приняли новый альбом. А рок-музыка – она всё-таки для публики, в первую очередь. Так что не будем кривить физиономию и заявим, что раз публика обеспечила ажиотаж и хорошую раскупаемость билетов, значит, выпуск “A Momentary Lapse of Reason” оправдал себя хотя бы поэтому. А значит, его юбилей можно отметить на вполне законных основаниях.