Для быстрого поиска начните вводить запрос

10 блестящих групповых фотографий с обложек альбомов

Портрет группы на фоне винила.
23 января 2018 0
Фрагмент обложки альбома U2 “The Joshua Tree”
Фрагмент обложки альбома U2 “The Joshua Tree”
Александр Савельев
автор

В рубрике «ПрофСОЮЗ» специалисты и эксперты в своих областях делятся опытом, впечатлениями и полезными советами с посетителями Soyuz.Ru. Фотограф, историк фотографии, меломан и блоггер Александр Савельев выбрал и прокомментировал 10 классических обложек альбомов, на которых представлены самые блестящие и изобретательные фотопортреты групп. Передаем ему слово!

Когда-то давно, в прошлом веке, Звезда была одна. Звезда являлась в свете софитов и фотовспышек, а все остальные оставались в тени. Скажем, к успеху Элвиса были причастны десятки людей, авторов и музыкантов – но на обложках пластинок Элвис красовался в гордом и совершенном одиночестве звезды. Это было всем понятно и всеми принято, у публики даже не было повода задуматься, обратить внимание – а кто там играет на гитаре? Главным и единственным был образ Короля, обаятельного и совершенного – и обложки поддерживали легенду.

Конечно, ещё в 50-х существовало множество групп – всякие вокальные квартеты, первые рок-н-ролльщики, но их воплощение на обложках сводилось к двум типичным формулам. Первая: «Это такие-то», и все они в ряд, пятеро из ларца, одинаковых с лица; вторая: «Классный парень и его группа» - и опять-таки, узнаваемый лидер на фоне смутных силуэтов остальных.

The Beatles на фотосессии к альбому “Abbey Road”

The Beatles на фотосессии к альбому “Abbey Road”

И лишь когда на землю пришли Битлы, всё изменилось. Звёзд стало четверо, и на конвертах пластинок они светились равноправно – заметьте, у Битлов нет ни одной обложки, которая бы выдвигала кого-то одного в качестве лидера. Не «Джон и его Серебряные Жуки», не «Ринго и его друзья», а союз четырёх, в котором важен каждый. Именно это равноправие подкупало фанатов и последователей (например, наш квартет «Секрет»), и что на первом битловском альбоме, что на последнем – портрет группы. Если ничего не знать про “The Beatles” и увидеть обложку, то никак не скажешь, кто тут главный хитмэйкер, а кто просто барабанщик.

Читайте также: 10 блестящих фотопортретов на обложках альбомов

Далее – выборка, и конечно же, субъективная. Из огромного моря винила я постарался выудить альбомы, на обложках которых – фотопортрет группы. Иногда это действительно хорошие портреты и визуальные решения, иногда – китч и смех, а иногда обложка хороша уж тем, что в ней прекрасно выражен дух времени. Поехали!

1

Spirit Spirit

Год: 1968
Фотограф: Guy Webster

Довольно странно видеть наголо бритого человека в 1968-м году, правда? Но Эд Кесседи, основатель и барабанщик группы “Spirit”, был известен в Лос-Анджелесе неизменно бритой головой и тем, что носил всё время чёрное. И это легко можно объяснить: он просто был поколением старше, ещё из послевоенных джазменов. На момент выхода первого альбома ему было уже 45, а прочим музыкантам – вдвое меньше, но дизайну обложки это не помешало, и получился вполне симпатичный коллективный портрет.

Со временем “Spirit” как-то ушли в тень прочих легенд американской психоделики, и даже не все поклонники времени и жанра их знают. Но тогда, в 68-м, “Led Zeppelin” играли на разогреве у “Spirit” (!), и именно на этой пластинке записана та вещь, которая – скажем так, послужила источником вдохновения для знаменитого арпеджио в “Stairway to Heaven”, и судебные процессы по поводу возможного плагиата и авторских прав продолжаются до сих пор.

Читайте также: 10 блестящих фотопортретов на обложках альбомов

Фотограф Гай Вебстер снял и много других замечательных обложек: например, ту на которой “ The Mamas & The Papas ” лежат в ванной. Легенда гласит, что на съёмке все слишком увлеклись приёмом различных веществ – и в итоге никто уже не в силах был стоять на ногах. Тогда фотограф сказал: «Есть идея! Я знаю, как надо! Ну-ка, заползайте в ванну!». Но и сам фотограф не мог держать камеру твёрдо, поэтому ему пришлось взять штатив.

Бонус: The Mamas & The Papas - “If You Can Believe Your Eyes And Ears”, 1966

2

The Who – “Who's Next”

Год: 1971
Фотограф: Ethan Russell

Абсолютное Ху-хулиганство, как и было у них заведено. Вы представляете такую обложку у Led Zeppelin? Вряд ли, и это, как говорится, показательно. Но LZ в моём обзоре нет, а The Who есть по праву. У каждого свой способ оставить след в вечности.

Этан Расселл был одним из фотографов канонической рок-эпохи, у него есть замечательные кадры Роллингов и Битлов, и многих других героев времени. Вспоминая эту съёмку, он говорит, что не было никакой предварительной идеи, никакой концепции – они просто ехали на машине и заметили в поле какие-то развалины. Пит Тауншенд сказал: «Давайте развернёмся и пофоткаемся с этой штуковиной». На других кадрах из серии видно – они просто бегали вокруг, как-то позировали с этим бетонным столбом, взаимодействовали. Ну а потом… Как ещё, спрашивается, мужчины могут взаимодействовать с одиноко стоящим в поле предметом? Именно так!

И с названием альбома (можно перевести как «Кто следующий?») картинка отлично рифмуется.

3

Sparks - A Woofer In Tweeter's Clothing

Год: 1972
Фотограф: Larry Dupont

Самые клёвые обложки – у фриков и умников! Sparks с самого начала несли в себе театральность, изобретательность, немалую дозу самоиронии – и обложки были под стать. Наряду с Дэвидом Боуи и Roxy Music, они сподвигли критиков придумать определение “art-pop” – это когда вроде бы и развлекательно, не слишком серьёзно, но и вовсе не просто. И тут мне придётся пойти на хитрость и показать сразу два альбома группы Sparks разных времён.

Это ещё ранний состав, пластинка на тот момент никому не известной группы. Мягко говоря, странная обложка – что это за упыри, психбольные на прогулке, «шевелёнка» в кадре, нелепое тонирование – что это вообще? Но эта странность прекрасно отражает суть Sparks, уже с самого начала не было в них монументальной серьёзности, сплошная ирония и парадоксы.

История за кадром проста: при съёмке барабанщик Харли Фэйнштейн решил пошутить над сидящим перед ним Роном Маэлом, и потянул спинку его стула назад. Испуганный клавишник взмахнул руками, фигуры размылись в движении, и именно Рон Маэл потом настоял на том, чтобы на обложку пошёл этот кадр. А «правильный» вариант, почти идентичный этому, поместили на оборот конверта – впрочем, это тоже довольно странный кадр.

Стоит отметить, что фотограф Ларри Дюпонт раскрасил оба портрета вручную, не слишком заботясь о достоверности цветов (сравните цвета костюма в клетку) – и это тоже добавило странности.

Бонус: Sparks ‎– “Propaganda” (Фото: Monty Coles, 1974)

Номер два – хороший пример арт-сценария, который Sparks использовали не раз. Два бессменных лидера, такие разные братья Маэлы разыгрывают сценку, которая выглядит, как кадр из фильма, фрагмент какой-то сюжетной истории. Приём всегда выигрышный: у зрителя включается воображение, он начинает думать – а что было до и после, и к чему вообще такая обложка? Желающих в полной мере оценить фантазию братьев отсылаю ко многим другим их альбомам.

4

Queen – “Queen II”

Год: 1974
Фото: Mick Rock

Начинающая группа, тогда ещё мало кому известная. Первый альбом продавался так себе, отзывы критиков были не всегда лестными, «Богемская рапсодия» ещё не была написана… Но королевские амбиции у них уже присутствовали – и в обложке второго альбома они проявлены полностью.

Мик Рок, один из самых востребованных фотографов эпохи глэм-рока, вспоминал, что когда музыканты поставили ему фонограмму альбома, он был впечатлён: «Это же Зигги Стардаст и Led Zeppelin в одном флаконе!» Идею кадра фотограф подсмотрел в одном из портретов Марлен Дитрих, показал эту карточку Фредди Меркьюри, и конечно же, идея была одобрена.

Афиша фильма "Шанхайский экспресс" с участием Марлен Дитрих, подсказавшая Мику Року идею обложки "Queen 2"

Афиша фильма "Шанхайский экспресс" с участием Марлен Дитрих, подсказавшая Мику Року идею обложки "Queen 2"

В студии Мик Рок отснял два варианта: в тёмных одеждах на чёрном фоне, и в белых на белом – исходя из концепции будущей пластинки, на которой сторона “А”, более романтическая, называлась “Side White”, а более фантастическая и более тяжёлая сторона “B” – “Side Black”. И поначалу остальные музыканты склонялись к тому, чтобы поставить на обложку более типичный «белый» кадр. Но Фредди и Мик Рок их переубедили, и были правы: «чёрный» вариант несомненно графичнее, интереснее, загадочнее. Кроме того, в этом была явная претензия на статус уверенных в себе звёзд, и этот статус Queen вскоре подтвердили. А «белый» портрет остался на развороте пластинки, и известен только фанатам Queen и фанатам винила.

Так что в некотором смысле фотограф выдал группе аванс – пусть альбом “Queen II” был, без сомнения, хорош и интересен, но свой настоящий звук, уверенность и звёздный статус группа обрела двумя пластинками позже, на “A Night At The Opera”. И кстати – клип на “Bohemian Rhapsody” начинается именно с этого кадра.

5

ABBA – “ABBA”

Год: 1975
Фото: Ola Lager

Обложка только на первый взгляд простая – а вы попробуйте снять группу в салоне автомобиля, с цветами, шампанским и фанатами в окнах – и чтобы всё сложилось в такую непринуждённую картинку? Как бы репортёрский кадр или взгляд фаната, заглянувшего в открытую дверь. Мило, тепло, а главное – обложка по умолчанию представляет группу в статусе суперзвёзд, хотя в 1975-м они ещё только пробивались на мировой рынок.

Ola Lager был придворным фотографом ABBA – его снимки красовались на всех LP группы с 1974 по 1979, в большинстве постеров и промо-материалов. По стилю это очень добротный глянец тех лет, хорошая мэйнстрим-фотография.

6

The Rolling Stones “Black And Blue”

Год: 1976
Фото: Hiro

Обложка познаётся в развороте, и хотя трюк был не нов, здесь он исполнен смело: линия сгиба проходит прямо по глазу Джаггера – нелогично, неприятно, но вполне в стиле Роллингов. К тому же, в этом был маркетинговый ход: потенциальному покупателю интересно было увидеть снимок целиком, а как его увидишь, пока не купишь и не развернёшь?

Японец Хиро был мастером фэшн-индустрии, с опытом работы в “Harper's Bazaar”, и в его исполнении глянец совмещался с некоторой сюрной странностью. Так он Роллингов и снял, расставив их на побережье Флориды, осветив их двумя прямыми лампами (видите блики в зрачках Мика?)

7

Blondie – “Parallel Lines”

Год: 1978
Фото: Edo Bertoglio

Снимок был выбран на обложку без ведома музыкантов – вот вам продюсерский произвол в чистом виде. Продюсер альбома, акула бизнеса Майк Чепмэн говорил, что они лентяи и не умеют играть, а тогдашний менеджер группы прямым текстом заявлял, что весь состав можно заменить, и оставить лишь Дэбби Харри, как главную звезду.

Конечно, парням из “Blondie” было обидно – но альбом стал для группы прорывом к славе, и зрелищная обложка сыграла свою роль.

Я тут вижу явное сходство с другим детищем Майка Чепмэна – дебютным альбомом Сюзи Кватро. На той обложке милашка Сюзи стоит на фоне «плохих» парней из группы, здесь же всё наоборот – милые ребята в костюмчиках служат фоном для дамочки, которая, кажется, хочет устроить скандал.

И да – параллельные линии фона, параллельные галстуки, почти монохромная гамма с добавлением красного – всё зрелищно и всё работает.

Бонус: Suzi Quatro - Suzi Quatro (Фото: Gered Mankowitz, 1973)

8

Japan “Obscure Alternatives”

Год: 1978
Фото: Fin Costello

Здесь нет ничего особенного – но есть что-то очень характерное для времени и жанра, и эта обложка очень хорошо отражает суть меланхоличных модников “Japan”. У них вообще обложки хороши, одна другой лучше, но портрет группы – только на этой пластинке.

Восьмидесятые стали временем расцвета дизайна, но вот беда – именно в этот время традиционный фотопортрет на обложке стал моветоном. Музыканты и их продюсеры делали ставку на зрелищные графические решения, на изысканный дизайн, а простая фотография на время стала уделом групп третьего эшелона. Если вы знаете классные групповые портреты из 80-х – пишите в комментариях, а я сразу перескочу через несколько лет, к последним пластинкам в обзоре.

9

U2 ‎– “The Joshua Tree”

Год: 1987
Фото: Anton Corbijn

Ключевая пластинка в карьере U2: именно этим альбомом молодые ирландские бунтари перешли в новое качество стадионных героев и прогнули под себя мировой шоу-бизнес. Радикализм в текстах нисколько не мешал их хитам быть мелодичными и, что называется, радио-фрэндли; новый альбом получился размашистым и камерным одновременно, и этот их фирменный стадионный звук здесь крепко подпитан суровым американским альт-кантри и блюзом.

Антон Корбайн снимал группу в пустынных равнинах Американского Запада, они несколько дней колесили по Неваде и Калифорнии, стараясь получить кадры, которые обладали бы неким «кинематографическим» качеством, - для этого Корбайн использовал панорамную камеру. Фотограф повлиял и на название альбома – Корбайн показал группе дерево, одиноко стоящее посреди пустыни, рассказал, что его называют “Joshua Tree”, и Боно решил, что таким и будет название пластинки.

Нелогичная, вроде бы «неправильная» композиция, в которой четверо музыкантов прижаты к левому краю панорамного кадра, на самом деле отлично работает – сначала мы видим людей, а потом нашему взгляду открывается бескрайний ландшафт за их спинами. Им самим вроде бы тесно в кадре – но именно за счёт такого кадрирования в панораме видна глубина пространства.

Обложка была признана лучшей в 1987-м году по опросу журнала “Rolling Stone”.

А дерево, известное нынче всем фанатам U2, осталось на обратной стороне конверта, и среди поклонников U2 долгое время практиковался своеобразный квест: найти в пустыне то самое дерево.

10

Depeche Mode “101”

Год: 1988
Фото: Anton Corbijn

Снова снимок Антона Корбайна, и в этом выборе нет ничего субъективного – просто Корбайн действительно знаковый фотограф конца 80-х. Хороший приём – поставить на обложку концертного лайва не фотографию музыкантов, а снимок лавки с их сувенирной продукцией. Постеры, майки, разнообразный мерч – нет нужды доказывать звёздный статус, он уже есть. Стоит отметить, что безумно модные Depeche Mode никогда не помещали на обложки альбомов свои фотографии, и эта обложка – единственное исключение.

P.S. В подборке нет ни одного битловского конверта – потому что истории про обложки “Abbey Road” и “ Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band” уже тысячу раз пересказаны и их визуальная крутизна не вызывает сомнений.

Бонус №1: Vatreni Poljubac – "Veliki Hitovi" (1983)

В качестве бонуса – обложка группы «Ватрёный Полюбач» (Огненный поцелуй). Это югославский хард-рок, неприятный и кривой, и слушать их могут лишь люди с очень крепкой нервной системой. Обложка отражает.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями