От семейных новогодних комедий, красочных мультфильмов о волшебных героях до драматических историй-притч о доброте и духе Рождества, – все, чтобы, наконец, оставить позади рутинные рабочие будни и настроиться на волшебное настроение праздников!
О некоторых фильмах для отличного новогоднего настроения мы рассказывали в этой подборке (здесь решили не повторяться) – рекомендуем также ознакомиться!
«Щелкунчик» (1973)
Начинать «новогоднюю терапию» можно с родной классики – и лучше всего настраиваться на волшебство праздников под «Щелкунчика», в котором сказочные мотивы музыки П. И. Чайковского кружатся в дуэте с мистической историей Э. Т. Гофмана (впрочем, от оригинальной мрачноватой сказки в здесь мало что осталось). Это чудо рисованной мультипликации знакомо каждому с детства и прочно ассоциируется с предновогодними вечерами и детскими праздниками у большой ёлки. Даже если вы пока что и слышать не хотите «кодовые слова» на «Н» или «Р», то хотя бы позвольте себе, затаив дыхание, проникнуться историей о заколдованном принце, полной красоты и доброты, рассказанной вместо слов – красками и музыкой.
«Падал прошлогодний снег» (1983)
Следующий уровень: расслабиться и посмеяться. Если вы хоть раз в жизни смотрели психоделические «пластилиновые метаморфозы» Александра Татарского (не только «Прошлогодний снег», но также и «Пластилиновая ворона» или «Песенка деда Мороза»), то знаете, о чем идет речь. Каламбур с остроумным народным и не только юмором в стиле старой русской сказки «жил-да-был мужичок» давно уже разобран на цитаты и крылатые фразы! Поход в лес за ёлочкой оборачивается чередой чудес, а уж то, как мы эти чудеса воспринимаем – дело наше. И чтобы ценить чудеса, порой достаточно научиться смеяться над собой – ну, и не забывать, что ответственность за «воплощение» мечтаний целиком лежит на нас, а при . Этому и учит незамысловатый, местами чудной и непонятный, но уж очень смешной пластилиновый мультфильм.
«Рождественская история» (2007)
Все мы не понаслышке знаем о загадочном старичке с длинной белой бородой, смеющимся низким гортанным «Хо-хо-хо!» и разъезжающим в своих волшебных санях, запряженных северными оленями. Даже если мы перестаем в какой-то момент верить в него, все равно с самого детства его образ для нас – символ зимних праздников, потому что именно этот благодушный старик – затейник всей праздничной кутерьмы. Нам отлично знакомы его атрибуты и верные помощники, будь то эльфы или очаровательная внучка Снегурочка и лесные зверята, во всех своих вариациях культур народов мира. Но много ли нам известно о том, откуда появился Дед Мороз или Санта-Клаус? И речь не о мрачных легендах языческих времен, которые так любят сейчас поднимать в хоррорах вроде «Крампуса», а о настоящей истории Рождества как такового. Ведь однажды старик в красном кафтане должен был появиться впервые, когда еще люди не обменивались подарками и не украшали ёлку. Вот об этом, об истинной и личной предыстории самого знаменитого и древнего волшебника мира, рассказал в своем фильме «Рождественская история» финский режиссер Юха Вуолийоки. Это история о том, что «отдавать – это прекрасно».
«Один дома» (1990) и «Один дома 2» (1992)
Несмотря на обильное количество черного юмора и легких форм вредительства или угроз здоровью героев, ныне культовые оригинальные ленты «Один дома» Криса Коламбуса все-таки посвящены ценности любви и внимания к своим ближним. И, как это бывает, осознание этой ценности приходит либо слишком поздно, либо волшебным образом под Рождество. Так происходит и в случае знаменитого неугомонного Кевина, на деле довольно одинокого в собственной семье ребенка. Просто рассеянность и безответственность родителей в фильмах обыгрываются через юмор, как и нежданные опасные приключения сорванца. Неспроста «Один дома» и его последующие части стали синонимом американского Рождества и постоянно крутятся по телевизору каждый год не только в США! А все благодаря простой морали, обилию юмора и шикарной игре Джо Пеши, Дэниэла Стерна, Маколея Калкина и остальных. А также, конечно, музыка Джона Уильямса, перекликающаяся с его саундтреками к «Гарри Поттеру». Может, поэтому «поттериана» тоже так или иначе ассоциируется с Рождеством?
«Человек, который изобрел Рождество» (2017)
Вероятно, многим, если не всем, известны произведение Чарльза Диккенса «Рождественская песнь» и снятые по нему мультфильмы и фильмы про скрягу Скруджа. Но, как всегда, настоящие заслуги автора остаются «за кулисами», ведь именно когда впервые была издана эта небольшая повесть, рождественский праздник был переосмыслен и приобрел именно тот посыл любви и сказочности, который сегодня знаком каждому. На эту не менее захватывающую и чудесную историю, связанную именно с Диккенсом, обратил внимание американский писатель Лес Стэндифорд, написавший роман «Человек, который изобрел Рождество», а режиссер Бхарат Наллури экранизировал ее. Переживая не лучшие времена, Чарльз Диккенс, несмотря ни на что, решает своими силами издать повесть «Роздественская песнь в прозе», в которую вложил всю душу. Его борьба за то, чтобы подарить людям новую сказку и сделать Рождество светлым и семейным праздником, перекликается с моралью повести и обрамляется легким английским юмором. Неважно, бедный ты или богатый, – праздника, смеха и улыбок заслуживают все! К слову, именно благодаря Диккенсу индейка стала «каноническим» блюдом на рождественском столе – до этого почетное место обычно занимал зажаренный гусь.
«Рождественская история» (2009)
После просмотра предыстории можно приступать и к основному блюду. Скряга и скупердяй Скрудж явно находился в родстве со своим более поздним собратом по неприятию Рождества Гринчем. И хотя грехи первого, по большом счету, значились за его жадностью и эгоизмом, то второй, скорее, просто мстил за сильную и давнюю обиду. Так что, чтобы вылечить второго, не нужно было вызывать всемогущего Духа Рождества, как это пришлось сделать для Скруджа. Хотя было бы забавно увидеть Гринча, рассекающего по небу над ночным зимним Лондоном под увертюры классической музыки! Уверены, ни у кого это не получилось бы лучше, чем у Джима Керри, черты лица которого легко узнаются в сморщенном и угрюмом лице Скруджа. Лучшего и придумать нельзя: создатель «Форреста Гампа», «Назад в будущее» и «Полярного экспресса» (читайте – Роберт Земекис) объединяется с Чарльзом Диккенсом, чтобы с помощью технологии motion-capture рассказать давно знакомую волшебную и поучительную историю.
«Чародеи» (1982)
И снова вернемся к классике, а то все мы только про Рождество да про Рождество. В российских реалиях нам гораздо ближе Новый Год, а с ним у нас и, в особенности, у более старших поколений свои совершенно четкие ассоциации. Одна из них – это волшебный фильм Константина Бромберга «Чародеи» по сценарию братьев Стругацких с Александром Абдуловым, Александрой Яковлевой, Валентином Гафтом и Валерием Золотухиным. Такой «золотой фонд», собранный в этой киноленте, не случаен, ведь фильм стал одновременно и классикой новогоднего советского кино, и чем-то новаторским в плане смешения реальности с фэнтези и мистикой Стругацких (кое-что позаимствовано из повести «Понедельник начинается в субботу»). Самый лучший микс для самого волшебного дня в году! Тот же Иванушка, что и во всем русском фольклоре, и та же Аленушка, только все же больше не просто сказка, а добрая музыкальная комедия, подарившая нам прекрасную песню «Три белых коня», от которой стрелка барометра новогоднего настроения стремительно убегает к высшим показателям.
«Хранители снов» (2012)
Если вы все еще не верите в существование Деда Мороза или Санты, то как насчет Зубной Феи? Или Пасхального Кролика? Может, Песочного человека вы встречали перед сном? Ну, если не этих ребят, то с Ледяным Джеком вы просто не могли не пересечься морозным зимним деньком! Вот уж в существовании кого не приходится сомневаться «свидетелям» лютых зимних морозов в России! И, между прочем, любому из вышеперечисленных сказочных героев очень обидно и грустно, когда вера в них иссякает – ведь они каждый день трудятся над тем, чтобы в нашем мире было больше чудес. «Хранители снов», этот необыкновенно красивый семейный мультфильм от создателей «Как приручить дракона», не только о необычных буднях сказочных созданий, но и о вере в себя. Среди всей красочной мишуры и рождественской атрибутики, обилия снега и живой анимации, спрятана очень важная и вдохновляющая истина: верь в себя, определи сам свой путь, и тогда и другие поверят в тебя и пойдут вместе с тобой.
«Чудо на 34-й улице» (1994)
Если ваш «внутренний Гринч» все еще негодует и не желает поддаваться магии праздника, ничего не остается, как доказать личность Санта Клауса в… суде. Да, вы не ослышались. Именно из-за «неверующих Фом» бедняга попал в зал суда по ходу событий ленты «Чудо на 34-й улице». Конечно, если вы хотите, так сказать, «вырвать больной зуб без обезболивающего», то стоит смотреть сразу оригинал картины 1947 года. Эта семейная драма не станет нянчиться и куда более реалистично расскажет печальную, но добрую историю о том, как сами люди закрывают свои сердца для волшебства, сами того не замечая. Ремейк же 1994 года щадит чувства зрителя, радует глаз цветной картинкой, в отличие от своего предшественника, и в большей степени смотрится как сказка, нежели реалистичная поучительная история. В любом случае, какой бы вариант вы не выбрали бы, не поддаться обаянию этого уютного и милого фильма будет сложно.
«Полярный экспресс» (2004)
Еще один проект Роберта Земекиса в нашем списке (к слову, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса как первый фильм с оцифровкой актеров). На этот раз о том, как железнодорожное чудо, «Полярный экспресс», собирает на свой борт всех маленьких скептиков, не верящих в Санта-Клауса, и отвозит их в «центр производства праздничного настроения» – на Северный Полюс, прямиком к дедуле Санте. После того, как громадный поезд с дымящей трубой и огромным желтым «глазом» останавливается у порога твоего дома, сложно оставаться хладнокровным и логичным. Несмотря на то, что лента основана на рассказе Криса Ван Оллсбурга (тот самый, который написал «Джуманджи»!), большую часть сценария додумывал сам Земекис, вложив в него все свои детские переживания и фантазии. Оттого фильм вышел полным неподдельных детских эмоций. Да и мимика Тома Хэнкса сразу у пяти персонажей вкупе с музыкой Алана Сильвестри и песней эльфов «Rockin’ On Top of the World» делает поездку на «рождественских американских горках» еще более приятной.
«Потерянное Рождество» (2011)
Эта фэнтези-драма с рейтингом «12+» не станет заваливать вас рождественской атрибутикой и веселым праздничным настроением. Вместо этого – английские пейзажи, серый Манчестер, непростая судьба мальчика, некогда осиротевшего почти что по своей собственной вине. Довольно внушительная драма Джона Хея, которая сочетает в себе как грустные моменты, так и счастливые (так что можно и поплакать, и порадоваться). Объединив в сюжете одновременно непростую философию «эффекта бабочки» с моральной притчей, вроде диккенсовской «Рождественской песни» (только здесь вместо духа Рождества герою является загадочный волшебник), режиссер создал добрую, хотя и драматичную сказку как для взрослых, так и для детей о том, что порой важен даже не факт совершения ошибки (в конце концов, от этого никто не застрахован), а то, как человек стремится ее исправить и восстановить равновесие готовностью совершить чудо – доброе дело, и поделиться последним, что у тебя осталось.
«Счастливого Рождества» (2005)
Вы скажете, что Рождество и Новый Год со всей сопровождающей их мишурой – сплошная коммерция и очередная попытка вытянуть деньги из людей? К сожалению, в наше время что только не пытались монетизировать и сделать прибыльным, но ведь только мы решаем, какой смысл вкладывать в зимние праздники! Вот и герои ленты Кристиана Карьона, снятой по мотивам реальных событий, решили, что ничего так не передает суть Рождества, как единение, мир и человеческое братство. В истории, действие которой разворачивается в 1914 году, переплелись две, казалось бы, несовместимые темы – Первая мировая война и Рождество. В канун Рождества вчера враждовавшие армии вышли из окопов навстречу друг другу, оставив ружья и неприязнь, чтобы побрататься и поздравить друг друга с праздником. Настоящая и неподдельная сила человечности явилась охваченному безумием войны миру под скромным знаменем самого семейного и мирного праздника. Поэтому в этом фильме почти нет насилия, а только истории отдельных людей – обычные жизненные истории, делающие каждого похожим на другого в своей человечности.
«Семьянин» (2000)
Одной из важнейших причин злобного характера Гринча и его сильной обиды на всех было отсутствие у зеленого пакостника настоящей семьи и друзей. А ведь Рождество, как и Новый год, – самый семейный праздник из всех. И когда еще, если не в преддверии зимних праздников, собраться со своими близкими на совместный ужин или, что еще лучше, просмотр хорошего семейного фильма? Такое времяпрепровождение сможет поднять настроение кому угодно, ведь даже согласно исследованиям ученых одной из основ хорошего настроения является привязанность к родным и друзьям и радость от того, что в эти дни они находятся рядом. Поэтому лента «Семьянин» и поднимает тему ценности семейного очага в противовес всем остальным материальным и ненадежным благам мира. И хотя путешествия по линиям судьбы в этой ленте не сравнятся с крутыми поворотами из «Господина Никто», все же сюжет о том, «что было бы, если» источает флюиды добра и любви, преподнося волшебно-сладостный хэппи-энд с торжествующим гимном семейному счастью.
«Санта-Клаус» (1994)
Пришло время для тяжелой артиллерии, а именно искрометной семейной комедии, начиненной всеми видами рождественских декораций, как петарда новогоднего фейерверка. Сопереживать веселым приключениям главного героя, неожиданно для себя ставшего Санта-Клаусом (который по его же вине не в состоянии вести какую-либо деятельность) и вынужденного выполнять его обязанности, пришлось продавцу игрушек Скотту Кэлвину (Тим Аллен). И справедливости ради, более милого и неуклюжего Санты и представить себе нельзя, особенно после того, как с ним начинают происходить превращения, вроде отрастания бороды и «фирменного» животика. Но особенной эту ленту делает и сын главного героя – маленький Чарли, который безоговорочно верит в существование Санты и во все рождественские чудеса. С первого взгляда на эти искренне восторженные глаза становится просто невозможно не верить этому ребенку, не верить в чудо. А ведь волшебство живет внутри каждого из нас – там же, где спрятался наш «внутренний ребенок».
«Гринч – похититель Рождества» (2000)
«Гринч – похититель Рождества» – самое верное средство от зимней «зеленой хандры» и предновогодней тоски, этакая детская сказка о недетских проблемах и о сути Рождества. А в чем его суть? Судя по вышеописанных кинолентам, в волшебном котле надо смешать веру в чудеса, волшебство, доброту, искренность, любовь, а уже потом сдобрить, как сахарной пудрой, охапкой белоснежного снега, гирляндами, имбирными пряниками и коричными палочками. Но иногда от суетной жизни мы впопыхах забываем последовательность ингредиентов, а в голове все перемешивается и путается, отчего начинает казаться, что Рождество – это беготня за подарками и подготовка праздничных яств. Но снова устами младенца, а в данном случае малышки Синди, режиссер Рон Ховард глаголет истину: Рождество нельзя встречать одному. Это праздник, ставящий во главу угла взаимную заботу друг о друге. И даже если кто-то отличается от нас или даже пугает (как Джим Керри в нескольких килограммах грима), это вовсе не означает, что он не нуждается в простом сочувствии и заботе. Главный герой, а вместе с ним и мы, приходит к выводу, что в мире обязательно есть те, кто вас любит и будет любить, несмотря ни на что. И на эту любовь надо отвечать взаимностью – тогда свершится настоящее волшебство!