В конкурсной программе 69-го Берлинского кинофестиваля показали, пожалуй, самый неприятный фильм всего смотра – вот только разве этим кого-то удивишь на этом мероприятии?
В центре сюжета «Золотой перчатки» история реального серийного маньяка Фрица Хонки, который в 1970-х убил четырех женщин, спрятав их останки в своей квартире где-то в Гамбурге.
Гаспар Ноэ, Ларс Фон Триер, Панос Косматос и даже Йоргос Лантимос уже доказали, что трэш – это новая реальность. Искаженная действительность, где отображаются тщательно запрятанные грехи и потаенные желания в условном «добром» мире. Однако Фатих Акин выбирает иной путь для демонстрации немецкой реальности.
Режиссер максимально прямолинеен и не пытается ничего скрывать, поэтому обилие безобразных, откровенных, тошнотворных сцен является основным «методом» повествования. Рвота, кровь, убийства, постоянное упоминание запаха мертвечины, грязная квартира, сальные волосы, рыхлые обнаженные тела и жестокий секс – зритель попадает в мир серийного маньяка. У Акина герой смотрит прямо в камеру, таким образом обозначая свою новую жертву – по ту сторону экрана. Режиссер не романтизирует и не экспериментирует в этой истории, поэтому тут и нет никакой новизны в киноязыке. Ему не нужно специально подходить к истории эпатажно: реальность сама за него это делает.
Фриц Хонка просто не создан для того, чтобы ему симпатизировали, а Фатих Акин даже не старается наделить его хотя бы какими-то положительными качествами. Интимная коммуникация между зрителем и главным героем интерпретирует восприятие самого фильма. Поэтому картину можно либо любить, либо ненавидеть – периодически не сдерживая истерический смех во время некоторых сцен. Неестественный смех – единственный фактор, который делает из этого «мерзкого» фильма черную комедию, хотя никто из героев открыто не показывает свою несерьезность и потешность.
Вроде бы в киношном мире уже достаточно было снято фильмов о серийных убийцах – к примеру, совсем недавно на кинофестивале «Сандэнс» показали фильм про маньяка Теда Банди. Однако общество в очередной раз доказывает, что жизнь в современной «парфюмерной» атмосфере тождественна утопии. Насилие такого плана возможно где-то в «непрестижной» прессе или в разных новостных телепрограммах, популярность которых больше никогда не возрастет. Интернет, в свою очередь, блокирует любой откровенный контент в социальных сетях, заставляет уходить секс-блогеров из Instagram – и все это способствует созданию такого идеалистического мира, где нет места мерзости, отвращению, ненависти, смерти, да и просто реальности.
XX или XXI век, молодые люди в любое время могут просто ради интереса заглянуть на улицу красных фонарей в поисках каких-то новых ощущений. Резиденты этого места уже давно пропащие, поэтому оказываются чем-то вроде животных в зоопарке для таких вот любознательных подростков, как в «Золотой перчатке». Только у них нет барьеров и клеток, ничего их не останавливает. Подростки не чувствуют страха и не замечают надвигающейся беды, поэтому они не боятся посещать сомнительные места. Понятия неправильного и плохого попросту отсутствуют в их мировоззрении.
«Золотая перчатка», скорее, похожа на антикино – фильм откровенно против всякой романтизации действительности, фокусировки на психологических портретах, фантастики и каламбуров. А Германия у Фатиха Акина сбрасывает с себя утопический образ высокоразвитого европейского государства, раскрывая свое истинное лицо психопата.