На 41-м Московском международном кинофестивале прошла премьера ленты «Император Парижа» Жана-Франсуа Рише с Венсаном Касселем, Ольгой Куриленко и Дени Лаваном в главных ролях. В широкий прокат в России фильм выйдет 11 июля.
1805 год. Официально Францией правит император Наполеон, но на корабле с заключенными идет своя война за власть. Пока победу одерживает Майяр (Дени Лаван), «крестный отец» французского пошиба, у которого в подчинении находятся лучшие головорезы (у одного из них кличка Цветок). Однако баланс сил нарушается, когда на палубу прибывает известный на всю Францию преступник Видок (Венсан Кассель в бакенбардах и кудряшках а-ля Пушкин). Он заключает союз с Натаниэлем (Аугуст Диль), и вместе они совершают побег. Пару лет спустя Видок, Майяр и Натаниэль встретятся на грязных улицах Парижа и продолжат борьбу за титул подпольного императора столицы.
Жан-Франсуа Рише, создатель дилогии о знаменитом французском гангстере Жаке Мерине «Враг государства №1», в своем новом фильме вновь исследует криминальный мир, на этот раз начала XIX века. И в центре событий снова легендарный преступник. Эжен Франсуа Видок – личность воистину выдающаяся. Сначала он прославился как преступник, неоднократно сбегавший из тюрьмы, а потом стал сотрудничать с властями, возглавил сыскную полицию и, в конце концов, стал частным детективом. Создатели ленты решили не распыляться и рассказать только об одном, промежуточном, этапе жизни этого «больше, чем жизнь» человека. В «Императоре Парижа» Видок уже не преступник, а внештатный сотрудник полиции, помогающий ловить хулиганов.
Делает он это играючи, так как его память способна вместить в себя весь полицейский архив. Видок может с легкостью пересказать биографию любого мелкого жулика в Париже, а потом изловить его в точное время и в точном месте. Вместо дедукции он использует кулаки и пистолет, но без надобности ни то, ни другое в ход не пускает. Словом, идеальный герой и благородный разбойник с фактурной внешностью и обаянием Венсана Касселя. Судя по всему, более благородный и идеальный, чем был его реальный прототип.
Однако авторы и не стремятся к подлинности. Это хоть и менее вольная, чем фильм 2001 года с Жераром Депардье, но все-таки «фантазия на тему», художественный вымысел. Ни в коем случае не байопик. В руках Рише история обретает черты брутального исторического боевика, с многочисленными перестрелками и драками в мрачных декорациях Парижа. Режиссер настолько увлекается игрой с историческим материалом (особенно огнестрельным оружием и гусарскими саблями), что частенько забывает о развитии сюжета, который то топчется на одном месте, то лихорадочно несется в неизвестном направлении. За логикой происходящего успеваешь не всегда. Например, главный антагонист выскочит, как черт из табакерки, незадолго до финала и окончательно разрушит и без того шаткий сюжетный каркас.
Картина закончится, не успев толком начаться. Зрителям остается только гадать: о чем же нам хотели рассказать историю? На последних кадрах Видок гордо уходит вдаль. Видимо, чтобы тоже подумать над этим вопросом.