Странно было бы в 2019 году ожидать, что звезда рок-музыки 70-х и 80-х в наши дни возьмет, да и запишет альбом, который всех удивит. Нет, от ветеранов ныне ждут другого – оправдания ожиданий и создания новых работ по образу тех старых, давно уже полюбившихся нам. И такие звезды, явно понимая, что до полного ухода со сцены им осталась совсем немного времени, в последние годы радуют слушателя именно альбомами такого порядка, которые мало что безупречно напоминают об их лучших былых годах, но и безупречно ложатся в модный ныне тренд ретро-рока. Вслед за последними студийными достижениями Deep Purple и Judas Priest в этот ряд встает и новейший альбом Whitesnake.
Но, как говорится, «есть деталь». Для широкой публики всего большого мира Whitesnake един – эта та группа, которая в соответствующем году записала сверхуспешный и стилеобразующий для хайр-метала альбом «1987» (в Америке он вышел просто под именем группы)… и что, правда, у них были и другие работы? Отечественный, европейский и особенно британский меломан, в отличие от «меломана» в кавычках заокеанского, прекрасно знает, что лидер Whitesnake, вокалист Дэвид Ковердейл, на наши головы не с небес свалился, а вообще-то пел в Deep Purple (1973-1976). Не меньше этого знания настоящего ценителя группы радует и ее ранний период творчества 1978-1984 годов, очень метко названный британскими экспертами «джинсовым» и полностью соответствующим представлениям и русского слушателя о том, что это такое вообще – коммерческий хард-рок классической модели. Однако невероятный успех пришел к Ковердейлу и Whitesnake именно с альбомом «1987», и странно было бы, если артист не пытался повторить его пусть не на коммерческом, но хотя бы на уровне одобрения именно что своих верных поклонников. Обратите внимание – с 1987 года даже обложки полноразмерных работ Whitesnake подозрительно похожи друг на друга…
Нужно заметить, что после выпуска «1987» и воспроизводившего все его приемы, но музыкально и аранжировочно более сложного альбома «Slip Of The Tongue» (1989) история Whitesnake по большому счету пошла на второй круг. Да и удивительно ли – по окончании мирового турне 1989 года группа была тихо распущена, и столь же негромко возрождена после пятилетнего перерыва. Рок-эпоха для Whitesnake на дворе стояла все же неподходящая. Кроме того, Дэвид Ковердейл принял решение о начале сольной карьеры с материалом, круто ориентированным на блюз – и в результате первый за восемь лет студийный альбом Whitesnake «Restless Heat» (1997) был таковым только по названию, и то поставленному по наущению фирмы-издателя. Примечательно, что в Америке эта работа вообще не увидела света. Возрождение подлинного для многих Whitesnake с материалом стадионного масштаба случилось только в 2003 году после выпуска Ковердейлом долгожданного и очень спокойного сольного альбома «Into The Light» (2000) в формате чисто концертного коллектива с программой из старого, проверенного временем материала – однако успех новой группы со старым именем заставил музыкантов вернуться в студию. Не сказать, что четыре новые песни на концертном альбоме «Live… In The Shadows Of The Blues» (2006) и студийные альбомы «Good To Be Bad» (2008) и «Forevermore» (2011) привели в восторг публику, помнящую о лучших деньках группы, но они позволили Whitesnake существовать в современной парадигме группы-ветерана с частично новой, причем зафиксированной в студий песенной программой.
Однако только что упомянутые студийные альбомы таили в себе некоторое противоречие – записывая их с американскими музыкантами, Дэвид Ковердейл стремился на уровне музыкальном вернуться в «джинсовый» период своей группы. Не будучи работами безнадежными, «Good To Be Bad» и «Forevermore» явно мучились этим противоречием, будучи к тому же спродюсированы на чересчур цифровом звуке. На их фоне «Flesh & Blood», честно говоря, слушается работой над ошибками. Причем сейчас Ковердейл и его музыканты не впадают в желание продюсерски остругать музыкальный материал до состояния телеграфного столба – да, именно такой подход и принес в свое время успех альбому «1987». На дворе далеко не 1987 год, у широкой публики иная музыка в чести – следовательно, приходится лавировать между «джинсовым» и американским периодом существования группы. Но это лавирование больше заметно именно в характере материала – по звуку «Flesh & Blood» откровенно технократичен. Впрочем, тот, кто бывал на концертах Whitesnake в России осенью 2015 года, этому не удивится: на тех выступлениях группа звучала точно и плотно, едва ли не как Dream Theater – какой тут уж блюз!
Безотказная формула-1987 неожиданно хорошо работает в сочетании с опрокинутостью в «джинсовое» прошлое, что прекрасно демонстрируют открывающая альбом пьеса «Good To See You Again» и прямолинейный рок-н-ролл «Get Up», написанный будто бы не позже 1982 года. На этом сюрпризы не заканчиваются: хотя большая часть нового материала своей прямолинейностью и хитовой «качевостью» безусловно восходит к «1987», на альбоме нашлось место и фактически поп-материалу (в восьмидесятническом значении термина) – таков незамысловатый распевный трек «Always & Forever» и полубаллада «When I Think Of You (Color Me Blue)». Само собой, какой альбом Whitesnake без баллады о больших чувствах, но на сей раз Дэвид Ковердейл забирается на акустические территории, хорошо освоенные последним архивным релизом группы «Unzipped» (2018) – не исключено, что номер «After All» стал вообще одной из лучших баллад, написанных Ковердейлом за всю его жизнь и карьеру. И закономерно, что «Flesh & Blood» венчает настоящий гимн «Sands Of Time» – ведь если мы и не дождемся очередного альбома Whitesnake, то мы безусловно запомним группу такой, к которой мы привыкли и какой она должна быть. А именно – громкой и гордой. Уже ради одного этого Белому Змею безусловно стоило накручивать обороты.