Раз уж такой многообещающий детективный триллер «Игра Ганнибала» оказался проходным (почему – рассказываем здесь), мы собрали для вас несколько других захватывающих фильмов о расщеплении личности, которые заслуживают внимания куда больше.
P.S. Так как сюжет многих картин, представленных в нашей подборке, активно скрывает, кто из героев в своей голове «не один», мы, чтобы не разрушать интригу, постарались обойтись без спойлеров.
«Психо» (1960)
Хоррор-триллер «Психо», нестареющий шедевр мастера саспенса Альфреда Хичкока, – это жуткое и напряженное зрелище, от которого невозможно оторваться. Сюжет фильма настолько непредсказуем, что умудряется обманывать ожидания даже тогда, когда, казалось бы, все уже выяснилось и удивлять больше нечем. Именно поэтому остается лишь с изумлением и ужасом наблюдать за тем, как героиня Джанет Ли принимает душ и ее под тревожную музыку настигает нож убийцы, а персонаж Энтони Перкинса, зажатый и неуверенный в себе молодой администратор мотеля, где совершается кровавое преступление, пытается найти точки соприкосновения в «непростых отношениях» со своей властной матерью.
«Незнакомец» (1995)
Недооцененный (всего лишь 15% «свежести» на Rotten Tomatoes и 5,2 балла на IMDb), но определенно заслуживающий внимания фильм, в котором Антонио Бандерас играет роль привлекательного незнакомца, покоряющего сердце полицейского психолога в исполнении обворожительной Ребекки Де Морнэй. Помимо чувственных постельных сцен, лента Питера Холла может похвастаться крепкой драматургией, чему способствуют сложные межличностные отношения героев. Так как персонаж Де Морнэй по сюжету занимается лечением пациента (правда, до конца непонятно, кто болен больше – он или она?) с диагнозом раздвоение личности, нетрудно догадаться, что без психологизма в «Незнакомце» тоже не обошлось.
«Бойцовский клуб» (1999)
Хотя культовая лента Дэвида Финчера «Бойцовский клуб», экранизация одноименного романа Чака Паланика, в первую очередь, кино о борьбе человека с системой, не последнюю роль в ее сюжете занимает внутриличностный конфликт главного героя, безымянного Рассказчика, сыгранного Эдвардом Нортоном. Конформистский образ мышления, которого придерживался Рассказчик, сменяется мыслями о классовой революции и саморазрушении после его знакомства с персонажем Брэда Питта – нигилистом с анархическими наклонностями Тайлером Дерденом, в котором он неожиданно для себя обретает «родственную душу».
Читайте также: Объявляю войну экзистенциальной пустоте. «Бойцовский клуб» – 20 лет спустя
«Тайное окно» (2004)
Как говорил капитан Джек Воробей, персонаж актера Джонни Деппа из популярной диснеевской кинофраншизы «Пираты Карибского моря»: «Безумие и гениальность – две крайности одной сущности». Эта фраза отлично характеризует главного героя фильма «Тайное окно», талантливого писателя Морта Рейни (его сыграл (барабанная дробь!) Джонни Депп), который переживает творческий кризис. И без того отвратительное состояние Рейни омрачает известие о том, что его обвиняет в плагиате некто Кокни Шутер (Джон Туртурро). Чтобы докопаться до истины, писатель начинает собственное расследование. Но чем ближе Рейни подбирается к разгадке тайны, тем больше это сводит его с ума.
«Игра в прятки» (2005)
События остросюжетной картины Джона Полсона разворачиваются вокруг овдовевшего психолога Дэвида Калауэя (Роберт Де Ниро), которого терроризирует воображаемый друг его дочери Эмили (Дакота Фаннинг). Хотя поначалу кажется, что герои имеют дело с потусторонними силами, в конце выясняется, что зло вполне материально, не говоря уже о том, что оно всегда было рядом с ними. «Игра в прятки» – кино о внутренних демонах человеческой души, которые заставляют нас совершать ужасные поступки.
«Незваные» (2009)
Сюжет ленты «Незваные» рассказывает о девушке по имени Анна (Эмили Браунинг), которая возвращается домой после 10 месяцев, проведенных в психиатрической лечебнице из-за неудачной попытки суицида. Героиня воссоединяется с сестрой и отцом, который после смерти супруги начал встречаться с присматривавшей за ней медсестрой. Вскоре Анна приходит к выводу, что сиделка подстроила убийство матери семейства, обставив все так, будто это был несчастный случай. Возможно, девушка права… или ей просто хочется в это верить.
«Убежище» (2010)
В фильме «Убежище» оскароносная актриса Джулианна Мур исполняет роль врача-психиатра, которая пытается убедить пациента, страдающего диссоциативным расстройством идентичности, что выдуманные им личности не существуют. Однако вскоре она встречается с некоторыми из его субличностей, что заставляет ее подвергнуть сомнению собственные убеждения касательно природы этого психологического заболевания. Хотя ленте недостает динамики, так как львиную долю почти что двухчасового хронометража в ней занимают разговоры героев «по душам», она все равно держит в напряжении и даже преподносит несколько неожиданных сюрпризов.
Читайте также: 15 отличных триллеров с непредсказуемой развязкой
«Палата» (2010)
Если вы с детства боитесь больниц, то после просмотра «Палаты» Джона Карпентера вас в них нельзя будет затянуть ни под каким предлогом. Благодаря ограниченности физического пространства и тревожной музыке, режиссеру культовых картин «Хэллоуин» (1978) и «Нечто» (1982) удается погрузить зрителя в атмосферу ужаса и отчаяния, которой пропитана история о попытке пациентки психиатрической клиники в исполнении Эмбер Хёрд выбраться на волю, чтобы не дать злу, поселившемуся в стенах лечебницы, завладеть ее разумом (как она сама думает).
«Сплит» (2016)
Несмотря на то, что фильм М. Найта Шьямалана о маньяке Кевине Крамбе, в разуме которого живут сразу 24 личности (одна из них – сверхличность, известная как Зверь), имеет фантастическую подоплеку, прообразом главного героя, тем не менее, послужил реально существовавший человек с диссоциативным расстройством идентичности Билли Миллиган. Как известно, «Сплит» произвел настоящий фурор, заработав в мировом прокате более $270 млн при скромном бюджете в $9 млн. Одним из ключевых факторов успеха картины стал исполнитель главной роли Джеймс МакЭвой, покоривший зрителей своей феноменальной актерской игрой.
«Обитель теней» (2017)
Драматический триллер «Обитель теней» повествует о детях-сиротах, преследуемых призраками прошлого. Лента испанца Серхио Х. Санчеса предлагает взглянуть на проблему семейного насилия через призму внутренних переживаний персонажей, поэтому ее сюжет сталкивает юных героев лицом к лицу с их самыми жуткими страхами, некоторые из которых не только реальны, но и очень опасны. Однако главный ужас ожидает зрителей в конце, когда авторы фильма выносят неожиданное умозаключение о том, что душевные травмы, полученные в детстве, остаются с нами на всю жизнь.