Написал рецензию в тусовке
1
0 1 Ноября 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Июня 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 24 Июня 2017 Ответить
Написал сообщение в тусовке музыка
0 30 Марта 2017 Ответить
Написал рецензию в тусовке литература
0
0 25 Марта 2017 Ответить
Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Noel Gallagher's High Flying Birds «Blue Moon Rising»: Пролетарии жаждут декаданса

Введение в тайны сознательной меломании, поиски мейнстримного звучания и влияние Roxy Music.
6 марта 0
Обложка альбома ​Noel Gallagher's High Flying Birds «Blue Moon Rising»
Обложка альбома ​Noel Gallagher's High Flying Birds «Blue Moon Rising»

Феномен сознательной меломании, вероятно, никогда уже не будет осознан в нашей стране. Да оно и не удивительно: в ту эпоху, когда основная масса населения с консервативными или просто традиционными поп- и рок-музыкальными вкусами стали меломанами, нерядовые альбомы даже отечественных исполнителей были дефицитом с соответствующими ценами на черном рынке. А уж про иностранных исполнителей у нас что и говорить: кого первого услышал, тот и остался с тобой «лучшим» на всю жизнь. Причем даже неважно, какую именно музыку исполнял данный артист или коллектив. В свете такого печального знания и одновременно упадка поп- и рок-музыки в общемировом масштабе новейший EP («миньон») группы Noel Gallagher's High Flying Birds оказывается прямо-таки введением в тайны именно сознательной меломании, причем у широкого слушателя.

Глупо, тем более слушателю, обижаться, что кому-то из музыкантов великих (по любым причинам) рок-групп былого природа отпустила больше композиторских умений, а кому-то – меньше. Та же история и с Oasis, ставшей для всего мира иконой брит-попа, а для слушателей островной Империи – свидетельством очередного триумфа «наших парней», низвергших с пьедестала звезд гранжа как минимум у себя на родине и в континентальной Европе. Да и в Америке Oasis были вполне популярны. Не в последнюю очередь благодаря редкому умению лидеров группы братьев Галлахеров раздувать скандалы буквально из ничего и оттого постоянно оставаться в фокусе интереса не только профильных, но и просто «желтых» СМИ.

Но теперь Лиам и Ноэл Галлахеры идут каждый своим путем – и если первый просто возрождает национальные традиции сверхмелодичного гитарного поп-рока, прямо восходящие к великим The Beatles, то Ноэл после роспуска Oasis обратился со своим составам к тоже чисто британскому синтезу поп-рока и психоделики. Такой подход, как и почти полвека назад, должен обеспечивать доступную музыку для тех широких слоев слушателей, которые желают чувствовать себя чрезвычайно умными – что у Ноэла вполне получилось. Дебютный безымянный альбом Noel Gallagher's High Flying Birds (2011) заслужил лестные сравнения аж с «The Dark Side Of The Moon» Pink Floyd (1973), и после таких похвал успех даже за океаном был гарантирован. Однако Ноэл прекрасно понимал, что его фактически сольный материал сильно уступает Oasis по лобовой хитовости – как ни крути, а Лиам унес все мелодии с собой…

Формула «мрачный Pink Floyd XXI века» успешно работала и на последующих альбомах группы Ноэла, в особенности на «Who Built The Moon?» (2017). Однако в поиске более мейнстримного звука музыкант находился с 2012 года, что подтверждается изрядным количеством EP в дискографии Noel Gallagher's High Flying Birds. Где же еще искать новый и доступный для всех звук, как не в «малом формате»? И вот тут всем – и музыкантам группы, и уж тем более слушателям – помогло национальное происхождение Ноэла и наличие на его родине такой национальной и культурной институции, как группа Roxy Music. Это для нас Roxy Music – до сих пор диковинка, а в Британии – это руководство к действию и вообще удовлетворение условно высоких культурных запросов не самых продвинутых слоев населения, могущее быть сведенным к формуле «пролетарии жаждут декаданса». Не забудем, что лидер Roxy Music Брайан Ферри – вообще-то сын шахтера, а трансформация его группы из светил арт-рока в героев новой волны и вообще мейнстрима прошла совершенно безболезненно. Конкретно говоря, эта трансформация случилась у Roxy Music с альбомами «Manifesto» (1979) и «Flesh + Blood» (1980), которые, похоже, являлись настольными у Ноэла в процессе работы над всеми новейшими записями, начиная с ремиксового EP «Wait And Return» (2019). Не избежал серьезного влияния Roxy Music и материал «Blue Moon Rising».

Хотя, строго говоря, на пятитрековом EP имеется всего три пьесы (титульный номер представлен в трех разных миксах), но на художественное заявление он вполне тянет. Это именно что очень визуальный саундтрек к неснятому фильму о попытках простых парней из рабочего класса, имеющегося в Британии и в эпоху блокчейна, приобщиться к Высокому и Прекрасному так, как сами главные герои это понимают. Как бы ни была проста музыка – элементарное прото-диско в смеси с мелодическими находками The Beatles образца 1967 года, она кажется лучше, чем она есть на самом деле благодаря помпезным аранжировкам в духе именно Roxy Music. Вне конкуренции – подобная пьеса «Wandering Star», поражающая каким-то совершенно несвоевременным оптимизмом в духе поздних The Beatles и Madness одновременно (тут вспоминается, что музыканты Madness всегда были выдающимися поклонниками Roxy Music). Мало чем, разве что мелодикой, уступает ей номер «Come On Outside», создающий впечатление, что все главные герои неснятого фильма уже еле на ногах стоят, но продолжают бодриться… Собственно же титульный трек в исходном варианте поражает своей деланной суровостью – гитарные тембры туда попали чуть ли не краут-роковые, однако ее оба ремикса, «The Reflex Revision» и «7" Mix» напоминают даже не о Roxy Music, а о наследовавшим ей британским звездам 80-х вроде Spandau Ballet или совсем очевидных Duran Duran. Эти ремиксы плюс две вышеупомянутые пьесы очень легко представить в чартах Великобритании из лета 1985-го, что придает EP в целом удивительно самоценную достоверность с понятным налетом ностальгии.

Но раз Oasis вполне привычно именуется «классической британской группой», то почему новые составы ее лидеров-братьев должны быть меньшей классикой? С такой постановкой вопроса понятно, что именно сознательная меломания Ноэла Галлахера в облике явной любви к Roxy Music вкупе с желанием не отрываться от подлинно народных корней способна творить чудеса даже сейчас, когда само понятие «британский рок» сильно размыто. Да, здесь всего пять треков, но стоит ли замахиваться на альбом, если «Blue Moon Rising» издается только на виниле и в форме цифровой загрузки? Героям песен удобно, а 12" виниловый EP чрезвычайно льстит зарубежному коллекционеру. Неясно, полюбит ли такой релиз Америка, но у группы там есть большое имя, и EP на его фоне – не самый существенный артефакт.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями