Если окинуть взглядом полку среднестатистического рок-меломана, выяснится, что большая часть книг на ней посвящена тем или иным группам, исполнителям и стилям, но не истории рока в целом, и даже самый эрудированный меломан порой ловит себя на мысли, что его собранным таким образом знаниям не хватает системности. Предлагаем вниманию читателей книги, позволяющие взглянуть на музыку XX века как единый и развивающийся организм.
«Рок как есть (Рок с самого начала)»
Ник Кон
Эта книга – одна из первых попыток суммировать историю рок-музыки с середины 50-х до конца 60-х, пока не остыли еще первоначальные впечатления, и подавляющее большинство ее героев не отошли в мир иной. Журналист из Ирландии «проходится» по всем существовавшим на тот момент стилям, включая твист, соул, мерси-бит и фолк-рок, и не забывая отдать дань наиболее ярким авторам и исполнителям от Билла Хейли до The Monkees, обильно цитируя тексты песен раннего рока и критикуя кумиров толпы, включая The Beatles эпохи «Сержанта Пеппера». Первый вариант «Рока с самого начала» вышел в свет в 1969 году, и хотя с тех пор изменилось очень и очень многое, этот труд переиздается до сих пор, и не только как артефакт. Яркий и по-хорошему развязный стиль Ника Кона, кажется, повлиял на всех рок-критиков планеты – и тем обиднее, что на русском языке его детище можно найти, кажется, только в старых подборках журнала «Ровесник» (впрочем, перевод, сделанный ныне покойным Андреем Пономаренко, к счастью, просочился и в Сеть).
«Герои рок-н-ролла»
Олег Усманов
Не секрет, что, какой бы путь не прошла рок-музыка за минувшее столетие, становым хребтом ее всегда оставался рок-н-ролл, не дававший року окончательно уйти в самолюбование. Именно рок-н-роллу в его золотую эпоху и посвящена книга Олега Усманова, некогда игравшего на контрабасе в советской рокабилли-группе «Мистер Твистер». Среди героев этого красочного издания, проиллюстрированного не только фотографиями, но и потрясающими рисунками в духе комиксов – Чак Берри, Фэтс Домино, Джин Винсент, Литтл Ричард, Джерри Ли Льюис и другие воспетые и невоспетые герои 50-х. И даже если эта книга не следует строгой канве «родился – начал писать – выпустил хит – стал знаменитостью – умер/не умер», узнать о старом добром рок-н-ролле из нее можно не меньше, чем из любой энциклопедии.
«Путь рока»
Владимир Шар
Автор этой книги предлагает взглянуть на музыку под нетипичным углом зрения – с точки зрения так называемого структурного гороскопа, согласно которому те или иные значимые события происходят с промежутком в 12 лет. С одной стороны, это попахивает астрологией и другими сомнительными дисциплинами, с другой – изложенная таким образом история рока довольно неплохо вписывается в предлагаемую теорию и заодно дает возможность получить довольно полную картину развития рок-музыки как таковой, не слишком заостряя внимание на тех или иных персонах. Конечно, в книге попадаются оценки творчества, с которыми зачастую сложно согласиться, но это, как мы уже успели убедиться, вещь неизбежная, а представленный здесь взгляд на историю музыки весьма интересен.
Читайте также: 10 альбомов, по которым вы можете проверить домашнюю аудиосистему
«Как The Beatles уничтожили рок-н-ролл: альтернативная история американской музыки»
Элайджа Уолд
И еще один нетипичный и в чем-то провокационный взгляд на историю музыки. Вопреки названию, и The Beatles, и рок-н-роллу здесь посвящено не так уж и много, но это не делает книгу менее ценной. Журналист и музыкант Элайджа Уолд предлагает читателям историю музыки добитловской и даже до-рок-н-ролльной эпохи, рассматривая ее в том числе и как музыку для танцев – ведь и рок-н-ролл был изначально танцевальной музыкой, которую The Beatles играли в Гамбурге для увеселения подвыпившей публики. Уолд рассказывает о том, как музыка для исполнения превратилась в музыку для прослушивания, как повлияли на развитие музыки явно недооцененный оркестр Пола Уайтмена и оперные певцы, проходится по эпохе свинга и временам, когда место отдельных песен в сознании покупателей мало-помалу стали занимать альбомы. И если вам интересно не только то, что было в музыке с начала 50-х, но и до этого времени – это книга для вас.
«Rock & Pop-энциклопедия. Рок- и поп-музыка год за годом»
Люк Крэмптон и Дейфид Риз
Это «переводное» издание – своего рода музыкальный календарь, охватывающий события с 50-х годов прошлого века до 2002 года, когда место рокеров мало-помалу стали занимать новые герои. Не ждите здесь обыкновенного скучного перечня дат и событий. Комментарии к датам настолько подробны, что стоят иной статьи, каждому году предшествует «вводная часть», погружающая читателя в контекст эпохи, а венчает каждый из годов рубрика «Истоки» о тех, кому еще только предстоит вписать свое имя в историю музыки. Цитаты, врезки, посвященные отдельным событиям и героям, красочные фото делают книгу настоящим подарком даже для искушенных любителей рока. Не забудем и о списках хит-синглов, слушать которые параллельно с чтением и разглядыванием книги – отдельный вид удовольствия.
«Гремучие скелеты в шкафу. Запад гниет»
Артемий Троицкий
Артемий Троицкий стал своего рода Ником Коном для русских, восполнявшим недостаток формального музыкального образования эрудицией, бойким пером и здоровой наглостью. Первая книга его двухтомника «Гремучие скелеты в шкафу» собрала под одной обложкой статьи 70-90-х годов, прошедшие советскую цензуру и выходившие в таких изданиях, как «Музыкальная жизнь», «Ровесник» и других. Разброс тем довольно силен: от ортодоксальных Led Zeppelin и Pink Floyd до не столь ортодоксальных Henry Cow, от тяжелого рока до танго (!!!), от рассуждений о том, почему распадаются рок-группы, до больших статей о путях и развитии рока. Конечно, это не история рока в строгом ее смысле, а оценки Троицкого порой весьма и весьма субъективны и даже несправедливы – но тем и интересен хороший автор, что спорить с ним столь же интересно, что и читать.
«Рок: истоки и развитие»
Алексей Козлов
Куда более наукообразно выглядит книга Алексея Козлова – саксофониста и лидера легендарной группы «Арсенал», посвященная истории рока от 50-х до 80-х годов и затрагивающая не только собственно рок, но и такие сопредельные стили, как соул, фанк, диско и регги. Это более чем объяснимо: представителей этих стилей, повлиявших на рок не меньше, чем тот же Чак Берри, уже давно включают в рок-энциклопедии, и говорить без их «участия» о музыке минувшего века попросту невозможно. О развитии стилей Козлов рассказывает с точки зрения музыканта – что, может быть, временами выглядит более формально, нежели книги Троицкого или Кона, но не менее интересно, и вносит разнообразие в круг чтения тех, кому надоела слишком уж панибратская авторская манера.