Фаунд футадж (found footage), или найденная пленка – это живой журнал выжившего или без вести пропавшего, фрагмент автобиографии, а может, даже запечатленная на пленку исповедь, ведущая к раскрытию тайны. Как в «Звонке» и «Синистере», которые не являются образцами жанра, но в которых персонажи буквально находят чужие видеозаписи. Фаунд футадж (не путать с мокьюментари) заставляет публику поверить, что на экране – не поддельная, а подлинная реальность.
Оператор и камера становятся свидетелями и участниками действия, вовлекая зрителя в происходящее и навязывая в прямом смысле свою оптику. Так, снятая с руки «Ведьма из Блэр» оказалась маленькой, но важной революцией в кино. Во многом популярность культового жутика основывалась на вирусной рекламе, которая продавала любительский фильм как настоящий документ. Пленка якобы была найдена в лесу, где пропали студенты, снимавшие документальный фильм о легендарной ведьме. Стало быть, «Ведьма из Блэр» предлагает нечто большее, чем классический хоррор.
Принято думать, что моду на такой вид ужасов породил именно снятый за гроши и раскрученный через Интернет хоррор. Однако этот культурный феномен, открывший эру фаунд футадж, не был первооткрывателем. Одним из первых образцов жанра называют «Ад каннибалов» – скандальное мокьюментари о трагической судьбе документалистов, которые отправились в джунгли изучать племя людоедов и не вернулись. Найдена пленка детей космического века, вооруженных камерами, микрофонами и любопытством, но большая часть фильма показана глазами людей, просматривающих этот материал. «Ад каннибалов» трудно назвать чистым фаунд футаджем, поэтому новатором стиля остается артефакт эпохи «Ведьма из Блэр», а не забытая публикой «Последняя трансляция», которую можно смотреть на перемотке, а также – и этот даже важнее – «Паранормальное явление», где камера по законам жанра записывает то, что происходит на самом деле и что скрыто от персонажей. Смысл фаунд футаджа – задокументированный ужас на радость вуайеристам.
Правда, любительский хоррор, который снимают дешево и быстро, как ответ гламурной эстетике Голливуда, стал заложником собственного языка, чем все чаще вызывает у зрителей раздражение и брезгливость. Когда на экране происходит ужасное, поколение YouTube не знает, что пора бросить камеру и бежать. Возможно, фаунд футадж – не жанр никакой, а скорее форма, нарративная техника, ведь темы и ходы так или иначе классические: привидения и демоны («Паранормальное явление», «Виселица», «Париж: Город мертвых»), одержимые («Демоны Деборы Логан», «Последнее изгнание дьявола», «Одержимая»), сектанты («Пришествие Дьявола», «Таинство», «Конспирология»), пришельцы («Зона 51», «Инопланетное похищение», «Аполлон 18»), маньяки («Крип», «Визит», «Пленки из Поукипзи») и чудовища («Туннель», «Монстро», «Тайна перевала Дятлова», «Репортаж»). Но смысл такого хоррора заложен в самом названии жанра – «найденная пленка». Снятый на телефон, видеокамеру или компьютер, с тряской, помехами и ночным режимом, материал смонтирован так, чтобы зритель чувствовал себя в роли жертвы, словно он сам оснащен аппаратурой и проживает чужие страхи как свои.
Казалось бы, самодеятельность, но жанр (или все же стиль?) значимый, размывающий границу между фактом и фантазией, постановкой и жизнью, дурача, блефуя, пугая зрителя неизвестностью и убеждая в достоверности происходящего. Фаунд футадж оказывается тем редким видом кино, где герой не стесняется смотреть в камеру и не боится попасться с камерой в отражении зеркала. Видать, именно такая эстетика выражает дух времени, когда люди разных поколений с головой погружены в Интернет, где делятся отрывками личной жизни.
Может показаться, что фаунд футадж доживает последние дни, однако это не так. Что может быть тревожнее запечатленной реальности, которая притворяется правдой? Так что держите несколько «найденных пленок» последнего десятилетия, совсем не попсовых и пусть не самых заметных, но достойных внимания.
«Искатели могил» (2011)
Канадский фильм ужасов об охотниках за привидениями, которые ради своего реалити-шоу на ночь закрываются в заброшенной психушке.
«Искатели могил» – хоррор-аттракцион и ироничная издевка над искателями паранормального, которые выдают фальшивку за документ. Жулики бродят по мрачным коридорам, желая уловить зловещее, и оказываются в дьявольской тюрьме, которая сводит их с ума.
Кому подавай разнообразия – смотрите корейскую «Психиатрическую больницу Конджиам». Там разворачивается похожая история: вооруженные камерами энтузиасты сверхъестественного в погоне за славой исследуют проклятый дурдом.
«Пораженный» (2013)
Хотели бы вы превратиться в вампира? Возможно, если бы не приходилось убивать людей, чтобы выжить.
На самом деле, не сразу понятно, в кого превращается главный герой, который отправляется с другом путешествовать по миру, документируя сумасшедшее приключение, – и в этом прелесть фильма. Жизнь застрявших в чужой стране туристов принимает сумасшедший поворот, когда одного из них одолевает зверский голод и жажда крови. «Пораженный» – первый вампирский фильм об обреченных блогерах, где вам и комедия, и боевик, и ужасы. Пусть не страшно, зато изобретательно.
«ООО "Дом Ада"» (2015)
Ребята к Хэллоуину превращают заброшенную гостиницу в аттракцион. Выясняется, что в день открытия произошла кровавая трагедия, а у отеля есть адская история.
Веселая традиция оборачивается диким кошмаром, а сам фильм построен как репортаж в репортаже. Приключение, снятое от первого лица, что усиливает эффект присутствия, увлекательнее завязки, где говорящие головы, смонтированные попеременно, нагнетают немыслимый ужас, рассказывая вокруг да около о событиях той ночи. Очень осеннее кино, которое пугает, поэтому, казалось бы, остальное не имеет значения, но вот суетливая концовка... Впрочем, все равно жутко, особенно клоун с дьявольской гримасой.
«Забытый Феникс» (2017)
Псевдодокументальный фильм о странных огнях в ночном небе и загадочном исчезновении детей.
«Забытый Феникс» – два фильма в одном: фаунд футадж – пленка подростков, которые отправились искать пришельцев, и документальный фильм сестры одного из пропавших, которая пытается докопаться до правды. Картина, которая едва ли может поразить ужасом, сделана как мокьюментари, играя на доверии зрителя к медиа, и как «найденная пленка», где события сняты субъективной камерой на натуре, внушая нам, что это случилось на самом деле. Кстати, продюсером выступил Ридли Скотт.
«Астрал. Онлайн» (2020)
Кибер-хоррор о том, как опасны социальные сети и видеочаты, знакомые нам не понаслышке, что актуально во время карантина.
«Астрал. Онлайн» – не первый фильм ужасов, рассказывающий историю через экран компьютера: вспомните десктоп-хорроры «Убрать из друзей» и «Смерть в сети». Здесь же ребята на удаленке проводят спиритический сеанс, случайно вызывая демона. Страшилки, традиционные для фильмов о паранормальном, но что самое неожиданное – карантинный хоррор об изоляции сделан в период изоляции. А когда звонок завершается, появляется ироничное «Спасибо, что выбрали Zoom!». Zoomphobia?