Играть намеренно неактуальный и вроде бы совсем пронафталиненный хард-рок, отсылающий слушателя к самой заре 1970-х, и при этом за неполные пять последних лет объехать с концертами весь мир и вызвать восторги далеко не только пожилой аудитории – это подвиг. Тем более, что ретро-рок сам по себе – никакая не новость, а вполне устоявшийся тренд современной сцены. Правда, не поднимающейся обычно выше тысячных клубных залов и строго независимых фирм грамзаписи… Так что же такого сделала мичиганская юная группа Greta Van Fleet, что к своему второму полноразмерному альбому она уже успела уже получить и премию «Грэмми», и обложки далеко не последних музыкальных журналов в большом мире рок-н-ролла?
Ответ прост и не нов для тех, кто знает, как в наше время обретается подлинная рок-слава: череда счастливых совпадений и глубокое проникновение в души любителей «классического рока», основанное на верном следовании лучшим образцам полувековой давности. Первый пункт понятен, а вот второй вызывает вопросы, тем более в России. Как это новая и молодая группа может быть лучше рок-классики, к которой мы привыкли? Лучше не лучше, а молодой (и даже юной!) публике всегда приятнее видеть на сцене своих почти ровесников. К тому же не надо сравнивать Россию и остальной мир: там-то не забывают о значении музыкальной журналистики – следовательно, там есть кому объяснять, чем хорош ретро-рок вообще и группа Greta Van Fleet в частности, и есть, кому внимать этим объяснениям. За границей, в отличие от нашей страны, никто и никогда не пытался придумывать некую универсальную музыку для всех «от пяти до 75». Следовательно, на хорошую молодую группу, вливающую в свой материал изрядную долю молодежной же романтики, спрос там будет всегда.
Все это – общие замечания, но у Greta Van Fleet есть своя огромная особенность, если это вообще можно назвать «особенностью» для америкаских рокеров. Кумирами трех братьев Кизка и их барабанщика всегда были как минимум на 85% Led Zeppelin. Без такого общеизвестного ориентира громкой славы группе, исполняющей ретро-рок, по ту сторону Атлантики не сыскать. Вдобавок тамошний слушатель не любит в подобной музыке вообще никаких новаций – вспомним печальную историю первого безымянного альбома группы Kingdom Come (1988), который хотя и продался только по предзаказам полумиллионным тиражом, но в конце концов стал объектом песен ненависти от далеко не последних рок-звезд. А вот Greta Van Fleet полюбили сразу и почти все (кроме разве что журналистов британского NME, влепивших новейшему альбому «двойку») – они очень похожи на ранний, еще не заматеревший Led Zeppelin, ну а молодость музыкантов вплоть с плагиатом до визуального включительно лишь прибавляет им этакого несложного обаяния. Определение «умильный» в отношении коллектива, исполняющего классический хард-рок, может звучать несколько странно, но материал Greta Van Fleet только и располагает к тому, чтобы умилиться по ознакомлению с ним. Надо же, какие внуки выросли – сильно уважают своих дедушек и хотят порадовать их так, как они не радовались года с 1977-го, не позже!
«The Battle At Garden’s Gate» – безусловно, более зрелая и стилистически разнообразная работа, нежели полноразмерный дебют квартета «Anthem Of The Peaceful Army» (2018) и оба EP (2017). Однако похвала фронтмена Led Zeppelin Роберта Планта в адрес братьев и барабанщика – «они – это первый альбом Led Zeppelin» – остается в силе. Сейчас еще больше проявилась тяга группы к раннему, совсем буколическому прогрессивному року – отдельное спасибо бас-гитаристу Сэму Кизке за «теплые» партии клавишных (вам этого никого не напоминает?), которые, наряду с высоким тенором фронтмена Джоша Кизки, как раз и строят основу для вышеупомянутого умиления слушателя. Про вокал отдельный разговор – это молодой Роберт Плант или молодой Гедди Ли из Rush? Море разливанное личного наивного обаяния отлично дополняется совершенно традиционным и расслабленным студийным продюсированием многоопытного Грега Керстина. В звучании Greta Van Fleet по-прежнему не сыскать не то что экстремизма, но даже и гитарной натужности, столь свойственной ближайшим конкурентам братьев, а именно сверхуспешным Rival Sons. Этот звук и создает наилучшую слушательскую иллюзию, своего рода «синдром группы Boston»: все время кажется, что ты уже слышал эти песни не раз, да только не можешь вспомнить, у кого и когда.
Конечно, даже за океаном пишут о Greta Van Fleet как о «музыкальных косплеерах высочайшего уровня». Но кому могут досадить такие определения в 2021 году, если история самого ретро-рока отсчитывается самое позднее с единственного альбома Burning Tree и дебюта The Black Crowes (оба – 1990)? Тем более, что ни единым «цеппелином» вдохновлялись братья на сей раз: о вокале Гедди Ли как образце уже говорилось, а пьеса «Caravel» звучит как будто ее написала вполне зрелая группа Soundgarden, да только потом устыдилась мифической «немодности». Обрамляющие же альбом его третий сингл «Heat Above» и 9-минутный эпик «The Weight Of Dreams» заставляют вспомнить скорее о первых двух альбомах Yes (1969-1970), когда будущие мастера арт-рока старались держаться поближе к публике, да и технической виртуозностью еще не блистали.
Нужно отметить, что, несмотря на явно намечающийся общемировой успех «The Battle At Garden’s Gate», эта работа очень важна и для нашего умного слушателя. Это и ответ на вопрос «а что нового послушать из молодого и в меру модного» (и, добавим – совершенно неэкстремистского по звучанию), и знак того, что на традиционном хард-роке в лучших традициях былого еще очень рано ставить крест. От того, что творческий путь Greta Van Fleet озарил Led Zeppelin как единая группа, материал братьев Кизка и его звучание хуже не становятся. Найдете верный ориентир и будет вам счастье? Да, о Greta Van Fleet можно сказать и так. Однако дело не в ориентире, а в удивительном чувстве вкуса музыкантов квартета. Вот у кого нужно учиться, и не только нашим рокерам, но и многим соотечественникам самих братьев.