8 апреля отмечает свой 70-й день рождения Стив Хау – английский музыкант и композитор, гитарист-виртуоз, один из наиболее выдающихся мастеров прогрессивного рока, участник групп Yes и Asia, а также успешный сольный исполнитель. Возможно, главный подарок к юбилею ему сделал оргкомитет Зала Славы рок-н-ролла и люди, голосовавшие за главный коллектив в его жизни, ну а мы вспомним яркие моменты творческого пути этого незаурядного артиста.
Стивен Джеймс Хау родился в рабочей семье в северном Лондоне 8 апреля 1947 года. Он был младшим из четверых детей. Родители Стива имели богатую коллекцию записей, которая и разожгла в мальчике интерес к музыке. Свою первую гитару Хау-младший получил в подарок от мамы и папы в возрасте 12 лет на Рождество.
Спустя буквально пару лет Хау, который к тому моменту время от времени уже давал концерты в пабах и клубах, купил свою первую электрогитару, а в 1964-м 17-летний музыкант приобрёл “Gibson ES-175” – одну из тех моделей, с которой впоследствии будет прочно ассоциироваться его имя в глазах публики.
До начала активной карьеры Стив подрабатывал на фабрике по изготовлению пианино, а также в музыкальном магазине. Как только концертный график стал более плотным и насыщенным, Хау покончил с частичной занятостью и с головой ушёл в творчество и выступления.
В юности Хау был участником группы The Syndicats, с которой выпустил три сингла. Продюсеров всех этих записей был легендарный деятель андеграунда 1960-х Джо Мик.
У Стива Хау были вполне реальные возможности вместо Yes стать участником других популярных команд того времени – The Nice и Jethro Tull. Но выбор пал на ансмабль, возглавляемый Джоном Андерсоном и Крисом Сквайром. Хау, в те годы уже известный мастер-инструменталист, не затерялся на их фоне и сразу же стал одним из главных композиторов в группе.
С особой любовью Стив всегда вспоминает “Yours Is No Disgrace” - открывающий трек “The Yes Album”, первой пластинки Yes, в записи которой он участвовал. С включением в состав группы Хау получил доступ к самому современному на тот момент студийному оборудованию, получил возможность делать несколько дублей и наложений и с жаром принялся исследовать новые возможности. «По сути, я обратился в трёх гитаристов», - не скрывал восторга Стив.
Стив Хау и Рик Уэйкман вместе помогали Лу Риду записывать его дебютный сольный альбом.
Участие Стива в группе Asia делится на три периода. За первые пару лет после основания эта супергруппа подарила миру ряд громких хитов, но Хау вскоре ушёл из-за разногласий с Джоном Уэттоном. Второе пришествие гитариста состоялось в 1990-х, когда отсутствовал уже сам Уэттон, и клавишнику Джеффу Даунсу нужно было добавить весу новому альбома в глазах поклонников, для чего он и вернул в ансамбль Хау. Стив тогда, в прочем, надолго не задержался. Наконец, третий период (самый продолжительный) длился с 2006 по 2013 годы, после чего Хау решил, что работы в Yes и сольных проектах ему более чем достаточно.
Знакомство и совместная работа с Тревором Хорном над альбомом Yes “Drama” повлекли за собой неожиданные появления Стива в середине 1980-х на альбомах продюсируемых Хорном поп-групп – Frankie Goes to Hollywood (композиции "Welcome To The Pleasuredome" и "Maximum Joy") и Propaganda (песня “The Murder of Love”).
В 1988 году Стив внёс серьёзный вклад в создание первого самостоятельного альбома клавишника и скрипача распавшихся к тому времени Ultravox Билли Карри. Любопытный результат творческого союза героев разных эпох (прог-рока и нью-вейва) настоятельно рекомендуется к прослушиванию. Несомненно, Билли, имеющий в послужном списке классическое музыкальное образование, являлся куда более подходящим товарищем для Стива, нежели указанные выше питомцы Тревора Хорна. К слову, несмотря на столь пафосную формулировку («герои разных эпох»), разница в возрасте между Хау и Карри составляет всего три года. Чуть позже в качестве ответной благодарности уже Билли примет участие в записи сольника Стива, "Turbulence".
В 1990-м году Хау удостоился чести быть единственным приглашённым гитаристом, когда-либо игравшем на альбоме группы Queen. Именно он исполнил соло на испанской гитаре, звучащее в середине заглавного трека альбома “Innuendo”.
Конечно, Стив Хау известен, в первую очередь, как высококлассный гитарист. Но будет несправедливо не упомянуть, что он играет также на басу, мандолине, банджо, на клавишных инструментах, кото, флейте. Всё это разнообразие можно услышать на сольниках Стива.
Если сыновья Рика Уэйкмана, Адам и Оливер, в многом пошли по пути отца, сами став видными клавишниками, то отпрыски гитариста Стива в своей музыкальной карьере предпочли иные инструменты. Старший сын Дилан – джазовый барабанщик. Младший Вирджил (у Хау также есть две дочери) также является ударником в коллективе Little Barrie, а кроме того, поигрывает на клавишах. Так что Хау могут составлять семейный ансамбль. К слову, и Дилан, и Вирджил участвовали в записи некоторых сольников своего папы.
Стив известен своим умеренным и здоровым образом жизни. Он является вегетарианцем с начала 1970-х годов, избегает приёма разных фармацевтических препаратов без крайней необходимости, увлекается трансцендентальной медитацией.
В своё время Хау довольно быстро оценил преимущества интернета. Свой портал “Guitar Rondo” музыкант запустил ещё в 1996 году. Стив принимает посильное (и весьма активное, надо сказать) участие в работе сайта, проводит аукционы (на торги выставляются альбомы и избранные гитары), отвечает на вопросы поклонников.