Искусственный интеллект обещает вновь перевернуть наши представления о кино. Но что для одних сулит сплошную выгоду в виде меньших издержек и новых горизонтов, для других оборачивается экзистенциальной угрозой из-за сокращения рабочих мест. Дискуссия вокруг пользы и вреда от нейросетей принимает особенно острый оборот, когда речь идет о кино – и кризис, вызванный использованием ИИ, который разворачивается в Голливуде, лишнее тому подтверждение. Рассказываем, из-за чего сегодня ломаются копья и почему с очередной громкой технической революцией не все обстоит гладко.
Как ИИ уже применяют в кинематографе
«Формула идеального трейлера», «воскрешение» актеров и изучение аудитории

В Интернете часто и бурно обсуждают созданные нейросетями любительские видеоролики, которые год за годом – да что там, день за днем становится все сложнее отличить от снятых «ручками». А что же большое кино? Кто-то пророчит ему мрачное будущее – вплоть до «всех актеров заменят нейросети». Однако мало кто задумывается, какую роль на самом деле играют искусственный интеллект (ИИ) и в частности нейросети уже сейчас. А противоречивый чат-бот ChatGPT тем временем добрался до профессии сценариста и наловчился писать сценарии.
Искусственный интеллект понемногу меняет весь путь кинофильма от производства до приема зрителями. Ему нашлось место во всех этапах кинопроизводства – от процесса подготовки к съемкам и написания сценария до создания визуальных эффектов и постпроизводства в целом – цветокоррекции, монтажа, озвучивания и обработки материала. Также нейросети «участвуют» в дистрибуции и маркетинге.
ИИ-алгоритмы работают над увеличением зрительской базы такого гиганта, как Netflix. Они изучают историю просмотров миллионов зрителей и предлагают пользователям наиболее подходящие под их интересы фильмы и сериалы. Другие инструменты на основе искусственного интеллекта измеряют вовлеченность аудитории и ее симпатии, что помогает планировать маркетинговые стратегии. Например, своим успехом в прокате «Аквамен» (2018) был обязан в том числе грамотному маркетингу от Warner Bros., который опирался на ИИ.
Чат-боты на основе ИИ порядка десяти лет участвуют в промо-кампаниях. Например, научно-фантастический фильм ужасов «Морган» (2016) режиссера Люка Скотта получил средние зрительские оценки, зато его промо-кампания была с элементом научной фантастики в стиле «будущее наступило». Ее частью стал чат-бот, привлекавший аудиторию: он общался с пользователями, используя индивидуальный подход и погружая их в атмосферу проекта. Также в промо-кампании поучаствовал суперкомпьютер IBM Watson, с помощью которого создали «идеальный трейлер». Компьютер вывел «формулу», проанализировав множество трейлеров с точки зрения звука, визуала и музыкального оформления.
Применение ИИ для технических нужд сейчас выглядит чем-то почти неизбежным. Нейросети и специальные алгоритмы используют в монтаже, где они значительно ускоряют рабочий процесс и позволяют сэкономить время и деньги, или для выполнения самых монотонных и утомительных задач, вроде удаления объектов и стабилизации изображения.

Среди режиссеров находятся те, кто возлагает на ИИ роль творца или экспериментирует в этом направлении. Американский режиссер и сценарист Пол Шредер, автор сценария картины «Таксист» (1976) Мартина Скорсезе, признавался, что прибегал к помощи ChatGPT, чтобы придумывать сюжеты и редактировать сценарии. Результат, по словам Шредера, был «не хуже, а то и лучше, чем обычные плоды моих стараний». Это не единственный пример: ИИ использовался при создании картины «Логан» (2017), причем выступал в качестве «сценариста». Он произвел оценку сценария, которая повлияла на окончательный вариант сюжета и тематики.
Есть и более оригинальные примеры использования ИИ. Разработанная корпорацией Disney программа FaceDirector способна создавать «идеальные дубли», генерируя наиболее подходящий вариант мимики актера на основе нескольких вариантов. Это позволяет режиссерам доводить актерскую игру до желаемого уровня задним числом и без участия самого актера. Известно, что эта технология много применялась в фильме «Мстители: Война бесконечности» (2018), где изобиловали сложные сцены, насыщенные компьютерной графикой. А в «Ирландце» (2019) Мартина Скорсезе использовали технологию дипфейка (Deepfake), чтобы «омолодить» актеров, и это обошлось дешевле обычной компьютерной графики.
ИИ смог «оживить» на экране ушедших из жизни актеров и актрис. Для этого была разработана технология, похожая на Deepfake – благодаря ей цифровой «клон» актера способен ходить, говорить и вообще «существовать» в кадре наравне с живыми актерами. Один из наиболее известных примеров – возвращение Кэрри Фишер, которая скончалась в 2016 году, в сиквелах «Звездных войн» – «Звездные войны: Последние джедаи» (2017) и «Звездные войны: Скайуокер. Восход» (2019). Также в картине «Изгой-один: Звездные войны. Истории» (2016) появился Питер Кушинг, умерший в 1994 году. В Голливуде хотели даже при помощи ИИ, старых кинолент и фото «вернуть к жизни» Джеймса Дина – американскую кинозвезду 1950-х, – который умер еще в 1955 году, но пока это остается только планами. Причем, возможно, дело не столько в «немощи технологий», сколько в сложностях с правами и наследниками.
В России тоже есть опыт «воскрешения» звезд старого кино, как и появления нейросети-сценариста. В комедии «Манюня: Приключения в Москве» (2024) на экраны вернулся сам Юрий Никулин. А в сериале «Диверсант. Идеальный штурм» (2022) впервые в истории российского кино использовали технологии синтеза изображения – результатом стал цифровой двойник Владислава Галкина, умершего в 2010 году. Ну а ситком «Сидоровы» (2024) – первый сериал, который был написан нейросетью A.I. TV Script Generator, обученной на популярных сериалах телеканала СТС.

Среди прочего, современные нейросети могут планировать съемочный график с учетом занятости актеров, погоды и других факторов, находить локации для съемок, выбирать наиболее удачные – по их расчетам – дубли, писать саундтреки или служить подспорьем для композиторов, подбирать актеров по заданным параметрам, включая размеры их гонораров, и даже предсказывать, насколько успешными будут промо-кампания и сам фильм – с той или иной степенью достоверности.
Бывают у вроде бы всемогущих нейросетей и провалы. Так, нейросеть ScriptBook предсказала фильму «Ла-Ла Ленд» (2016) $59 млн кассовых сборов. На поверку картина набрала $447 млн и прихватила семь «Золотых глобусов» и шесть «Оскаров». Справедливости ради отметим, что с тех пор технологии успели шагнуть далеко вперед.
Студия 20th Century Studios использует систему с остроумным названием Merlin, основанную на ИИ и машинном обучении, чтобы распределять картины по жанрам и аудиториям и составлять исчерпывающую статистику по аудитории каждого своего фильма. В Sony Pictures используют похожую ИИ-систему ScriptBook для этих же целей.
Для некоторых связанных с кинематографом специалистов ИИ – не более чем единичный выход из положения или эксперимент. Однако в современном мире кинобизнес постоянно испытывает на себе влияние тенденций, которые порождают возможности инструментов на основе искусственного интеллекта. И вот тут положение вещей становится все более неоднозначным и даже этически противоречивым.
Что ждет кино и ИИ в будущем
Фильмы «по запросу», интерактивный мир и виртуальные актеры и режиссеры

Потенциальные области использования ИИ кажутся практически неограниченными. Возможно, в будущем ИИ сможет создавать реалистичное виртуальное окружение, изменив наши представления о съемочной площадке. Такая технология может снизить стоимость производства и подарить режиссерам неограниченный творческий простор.
Еще одна относительно новая область применения для ИИ – создание сюжетов на основе анализа аудитории. Теоретически, ИИ сможет исследовать зрительские предпочтения и общественные тренды, разрабатывая жанры и сюжетные линии, которые идеально отвечают зрительскому запросу. Результатом – опять же, в теории – должны стать фильмы, которые попросту не могут провалиться в прокате.
Не будем забывать и про «дополненную реальность» и «виртуальную реальность» – в тему этих давнишних любимцев научной фантастики ИИ вписывается идеально. Они могут позволить зрителю буквально стать частью любимой киновселенной – а кто из нас хотя бы раз не мечтал попасть в мир своего любимого фильма? Проще говоря, однажды кино может стать интерактивным.
Не менее многообещающей областью для внедрения ИИ считается подбор картин по индивидуальному запросу. До сих пор большое кино всегда старалось ориентироваться на усредненного «массового зрителя», каким его представляют студии в настоящий момент – что далеко не всегда приводит к желаемому результату.

Применение вездесущего ИИ может позволить маркетологам установить такой контакт с аудиторией, какого прежде еще не бывало. Причем, учитывая темпы развития ИИ, этого вполне можно ожидать в ближайшие 10-15 лет. В случае успешного кооперирования с ИИ маркетологи получат инструмент мечты, который позволит давать зрителям персональные рекомендации: «почему этот фильм должен понравиться именно вам». Поэтому ИИ уже активно тренируют в области психографики и нейролингвистики. Вслед за рекламными отделами киностудий, нейросети наперегонки стремятся понять внутренний мир потребителей – и те с любопытством ждут, что им предложат.
Однако с точки зрения людей, занятых в киноиндустрии, вырисовывающаяся картина выглядит не так радужно. Учитывая возможности дипфейков и прочих подобных изобретений, предположение, что «нейросети заменят актеров» выглядит все менее фантастичным. В теории, появление не только «виртуальных актеров», но даже «виртуальных режиссеров», то есть креативных алгоритмов – лишь вопрос времени. И все это волнует творцов не на шутку.
ИИ в киноиндустрии: за и против
От страха и забастовок до (неоднозначных) экспериментов

Сегодня сложно поверить, что на заре появления компьютерной графики, в начале 1970-х, критики воспринимали ее как дутую сенсацию. С 1990-х годов, с выходом «Парка Юрского периода» (1993) и «Матрицы» (1999) стало понятно, что теперь компьютерная графика – неотъемлемая часть кино. Вероятно, примерно так же будет и с влиянием на киноиндустрию искусственного интеллекта, который не хорош и не плох, если воспринимать его как инструмент и передовую часть компьютерной графики. Но, как обычно, есть нюансы.
Для промо-кампании боевика Алекса Гарленда «Падение империи» (2024) использовали постеры, созданные нейросетями, и они подпортили картине репутацию. Зрители жаловались, что постеры не отражают содержание фильма и только вводят в заблуждение, к тому же содержат фактические ошибки и производят эффект «зловещей долины». В картине Роберта Земекиса «Тогда. Сейчас. Потом» (2024) искусственный интеллект «омолодил» Тома Хэнкса и Робин Райт, что смутило и взбудоражило и обычных зрителей, и критиков, и работников киноиндустрии. Если теперь у актеров может появиться возможность играть персонажей любого возраста, то не отпадет ли необходимость в молодых актерах для «молодых версий» героев?
Вопрос о том, насколько этически корректно воспроизводить «цифровые версии» умерших актеров, обсуждается вновь и вновь. Среди тех, кто красноречиво высказывался против этого – актриса Сьюзан Сарандон. Она заявила:
«Я опасаюсь, что искусственный интеллект однажды заставит меня говорить и делать вещи, которые мне бы не понравились, но я никак не смогу на это повлиять».
На один проект, «пойманный с поличным», приходится с десяток других, где тоже задействовали нейросети, но так, что это укрылось от внимания зрителей. Дэвид Стрипинис, ветеран индустрии визуальных эффектов, говорит об этом так:
«ИИ пользуется множество людей, но они не могут признать это публично – хотя бы потому, что им по-прежнему необходимы художники. Если художники узнают, что вы применяете ИИ, то могут попросту не захотеть с вами работать».
По мнению Стрипиниса, в наши дни ИИ чаще оборачивается проблемой для пиарщиков, чем для людей, которые отвечают за техническую составляющую. Впрочем, если посмотреть на перспективы использования ИИ, проблемы в скором будущем могут ждать и тех, и других.

В 2023 году ИИ стал одной из причин крупной забастовки Голливудской гильдии сценаристов (Writers Guild of America, WGA) – первой за 43 года. В том числе сценаристы и примкнувшие к ним актеры и киножурналисты протестовали против замены людей алгоритмами искусственного интеллекта, которая означает, что «творчество приносят в жертву ради прибыли». По итогам забастовки WGA голливудские студии обязались не прибегать к искусственному интеллекту для написания сценариев и правки уже готовой рукописи. Причем если некая нейросеть все-таки создаст проект сценария, то он не будет считаться исходником – финальную обработку все равно должен будет осуществить «человеческий» сценарист и заверить своей подписью.
Несмотря на достигнутые на забастовке WGA договоренности об использовании ИИ в Голливуде, спорные моменты насчет нейросетей все равно возникают. Например, на первый взгляд безобидное использование нейросети в фильме «Бруталист» (2024), где Эдриену Броуди и Фелисити Джонс подправили акцент с помощью нейросети Respeecher, породило дискуссию вокруг «генеративного искусственного интеллекта, который применяют в ущерб кинематографистам».
Тем временем защитники новых технологий, в частности, режиссеры, не скрывают, что открыты для всего нового. Роберт Земекис, комментируя свое решение использовать при создании фильма «Тогда. Сейчас. Потом» нейросеть Metaphysic, сказал:
«Меня всегда привлекали технологии, помогающие рассказать историю».
Пока что консенсуса насчет ИИ в индустрии не существует, и мнения тех, кто создает кино, и тех, кто его продает, варьируются от резко отрицательных до положительных. Ведь ИИ вполне способен вытеснить из индустрии целые сектора – такие, как дубляж и написание субтитров. Возможно, со временем фильмы, созданные ИИ, выделятся в отдельный жанр, – при том, что прецедент уже есть: экспериментальная картина «Zone Out» (2018), первый фильм, целиком «снятый» нейросетью по имени Benjamin (Бенджамин) из фрагментов старых кинолент и роликов. Хотя звучит это, конечно, громко – «целиком "снятый" нейросетью», – на поверку «Zone Out» оказывается нелогичным, плохо смонтированным, разрозненным и абсолютно бессмысленным фильмом, да еще и с плохой «искусственной» озвучкой. Так что сейчас киноделы пытаются найти компромисс между творчеством и его искусной имитацией, – что непросто, поскольку грань бывает слишком тонка: и за тем, и за другим стоят люди со своими интересами и далеко идущими целями.


