Современных зрителей не удивить сумасшедшими спецэффектами и фантастическими зрелищами. И все равно каждому из нас временами бывает любопытно: «Как они это сделали?». Сколько бы задач ни брали на себя «зеленый экран» и нейросети, от актеров, режиссеров и постановщиков трюков по-прежнему требуется большая изобретательность, чтобы воплощать творческие задумки. Причем порой в самых масштабных и амбициозных проектах в ход идут импровизированные приспособления и приемы. Да и испытанная компьютерная графика не всегда применяется там, где ее больше всего ожидаешь увидеть.
«Миссия невыполнима: Финальная расплата»: сцена на подводной лодке
В восьмой части легендарной франшизы Итан Хант (Том Круз) погружается на затонувшую подводную лодку, охотясь за исходным кодом искусственного интеллекта «Сущность». «Миссия невыполнима» славится масштабностью, но тут создатели превзошли сами себя. Сцена на подводной лодке «Севастополь» снималась в огромной цистерне, на постройку которой ушло два года. А чтобы заполнить цистерну водой, понадобилось 15 дней. По сценарию подводная лодка приходит в движение, поэтому гигантская декорация была закреплена на тысячетонном подвесе, который позволил ее вращать.
Торпеды, которые в какой-то момент угрожают раздавить Ханта, были, конечно, реквизитом. Однако реквизит весил примерно столько же, сколько настоящие торпеды, поэтому они представляли реальную опасность для Тома Круза. Вдобавок все это снималось в мутной воде. Режиссер Кристофер Маккуорри не остался в стороне и погружался под воду вместе с Крузом. Все ради реалистичности, которая в итоге оказалась на высоте.
«Грешники»: близнецы в исполнении Майкла Джордана
Спецэффекты, позволяющие создать на экране «близнецов», в Голливуде давно довели до совершенства. Однако в хорроре Райана Куглера «Грешники» сложность заключалась в том, что близнецы – которых играет Майкл Джордан – появляются практически в каждой сцене и постоянно взаимодействуют. Поэтому Куглеру и разработчикам спецэффектов пришлось комбинировать разные приемы, что, по их словам, оказалось «очень и очень сложно». В сценах, где близнецы общаются меньше, использовали прием «разделенного экрана», либо совмещали разные дубли, и Джордану приходилось поочередно играть персонажей. Там, где такой подход не годился, одного близнеца играл дублер, чье лицо позднее заменяли лицом Майкла Джордана. Для этого актер носил конструкцию из 10 камер, снимавших его со всех углов, чтобы зафиксировать каждую деталь его мимики.
Научился не только «воскрешать» актеров: как ИИ меняет кинематограф прямо сегодня
«28 лет спустя»: сцена с зараженным
«28 лет спустя» прославился еще до выхода тем, что солидная часть фильма была снята на модифицированные смартфоны iPhone 15 Pro Max. Дэнни Бойл использовал их для создания эффекта, похожего на «буллет-тайм» (bullet time) – технику комбинированной съемки, которая создает иллюзию «заморозки времени». Речь идет о сцене, где одному из зараженных стреляют в голову. Ее сняли с помощью импровизированной установки – изобретения Бойла и съемочной команды, которое режиссер иронически прозвал «"буллет-тайм" для бедных». Оно представляло собой платформу с 20 закрепленными «айфонами», расположенными полукругом. Смартфоны одновременно записывали видео, создавая обзор на 180 градусов, который Бойл сводил воедино на постпродакшене. Это была не такая сложная конструкция, как та, что была использована на съемках «Матрицы» (1999), но своей цели она послужила не хуже.
«Балерина»: сцена с огнеметом

Один из самых во всех смыслах ярких эпизодов в «Балерине» – дуэль на огнеметах. Ева Макарро (Ана де Армас) имеет дело с группой противников, один из которых вооружен огнеметом, как и она сама. «Балерина» идет по стопам «Джона Уика», предпочитая практические трюки, поэтому огонь был настоящий. Съемки контролировали эксперты по трюкам с огнем, а команде пришлось идти на всевозможные хитрости. Специально для «Балерины» разработали новый огнезащитный состав для большей безопасности каскадеров. Актеры орудовали огнеметами разных видов в зависимости от нужного эффекта. К примеру, один был заряжен особым горючим порошком и выпускал огонь только на короткие расстояния. Сцену снимали больше недели, применив огнеметы около двухсот раз без единого происшествия.
«Анора»: эмоционально сложная концовка

К финалу оскароносной картины Шона Бейкера у Аноры (Майки Мэдисон) рушится надежда на лучшую жизнь, она переживает предательство и чувствует, что ее использовали. Концовка «Аноры» – не из разряда зрелищных и требующих особых спецэффектов, зато она потребовала огромного эмоционального напряжения от актрисы. Майки Мэдисон искренне боялась съемок финальной сцены, где Анора рыдает в объятиях у Игоря (Юра Борисов), понимая, насколько она важна для фильма. Чтобы создать нужное настроение и выложиться по максимуму, Мэдисон обратилась к своей личной жизни и перед съемками прослушала голосовое сообщение от своего отца. Не знаем, что было в том сообщении, но прием сработал на сто процентов.
«Дожить до рассвета»: жуткий червь

Хоррор Дэвида Сандберга «Дожить до рассвета» – экранизация одноименной видеоигры Until Dawn (2015), где, как и в оригинале, главные герои попадают во временную петлю. Им надо пережить всего одну ночь среди ловушек и монстров, вот только это непросто, а количество попыток ограничено. Червь, «ввинтившийся» в щеку главной героини Кловер (Элла Рубин) – лишь один из многочисленных кошмаров, которые переживает компания друзей. Причем это не компьютерный эффект: команда фильма вложила немало усилий в реалистичность червя – он был частью конструкции-«протеза», наложенной на лицо актрисы. Движениями червя управлял «кукловод», а на постпродакшене из кадра убрали проволоку и «разгладили» картинку.
«Громовержцы*»: полет Елены с небоскреба
В начале «Громовержцев*» Елена Белова (Флоренс Пью) спрыгивает с парашютом с крыши небоскреба, дабы попасть на крышу близлежащего здания. Сцена примечательна тем, что ее сняли без помощи привычного «зеленого экрана», который марвеловскому зрителю уже порядочно надоел. В Marvel не сразу одобрили идею Флоренс Пью выполнить такой трюк самостоятельно. Но актриса была настойчива и дошла до самого Кевина Файги, главы Marvel Studios. Так что в фильме мы видим, как Пью действительно шагает с края крыши небоскреба «Мердека 118» в Куала-Лумпуре (Малайзия), одного из самых высоких зданий в мире (высота 679 м). Страховочные тросы стерли при постпродакшене, а кадры полета, вероятнее всего, были созданы с профессиональным каскадером.
«Присутствие»: «минималистичные» съемки фильма

«Присутствие» Стивена Содерберга – психологический триллер, снятый от лица призрака, что само по себе необычно. Созданный всего за три недели и в одной локации, он представляет собой триллер с элементами хоррора и камерную семейную драму. Содерберг выступил в качестве режиссера и оператора и во всем придерживался минимализма. Ни большой команды, ни сложного съемочного оборудования, которых невольно ожидаешь увидеть за кадром такого проекта, не было. Содерберг использовал камеру Sony a9 III и подвес DJI Ronin, доступные любому кинолюбителю. Оправданный ход, учитывая, что съемку надо было вести в тесном пространстве дома. Результат получился впечатляющим и стильным.
Еще интересное: 10 лучших фильмов первой половины 2025 года
«Пункт назначения: Узы крови»: смерть Эрика Кэмпбелла
В «Узах крови» франшиза «Пункт назначения» продолжила свой длинный список самых странных и внезапных способов умереть. В шестом фильме зрителям особенно запомнилась сцена, где Эрика Кэмпбелла (Ричард Хэрмон) затягивает внутрь аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ) вышедший из строя сверхмощный магнит. Персонажа пригвождает к аппарату инвалидное кресло, так что его буквально «складывает» пополам. Зрелище получилось жуткое, и, казалось бы, большую часть сцены хочется объяснить компьютерной графикой. Но на самом деле постановщики предпочли практические спецэффекты, а съемки происходили даже немного забавно. Ричард Хэрмон был подвешен на тросах, и нижняя часть его тела находилась внутри аппарата, где устроился каскадер, чьи ноги высовывались наружу. Вдвоем они изображали Кэмпбелла и его незавидную участь, которую довершило кресло – оно, кстати, тоже было настоящим.
«Под огнем»: взрыв самодельного взрывного устройства

Военная драма Алекса Гарленда и Рэя Мендосы «Под огнем» рассказывает о войне в Ираке. Основана она на личных впечатлениях Мендосы, который участвовал в иракском конфликте. Сцена со взрывом – один из центральных эпизодов фильма, потребовавший большой подготовки от актеров и постановщиков. Для удобства съемки построили отдельную съемочную площадку, вмещавшую и дом, где укрываются солдаты, и прилегающую улицу. После момента взрыва съемочная группа вручную заменяла часть реквизита на «поврежденные взрывом» копии предметов. А Рэй Мендоса, будучи свидетелем тех событий, участвовал в разработке звукового дизайна, чтобы он как можно точнее соответствовал реальности.



14 Сентября, 2:55